Меню

Загадки про каменный цветок

Стихи и загадки о Уральской земле

В глубинах гор, чудесных гор,

Гудит руда, звенит хрусталь.

В палитре огнецветных зорь

В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал?

По твердости. По блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хоть и размером мал.

Скажите, как зовется минерал?

Вот удивительный кристалл

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош

Годится в серьги, в перстень, в брошь,

Малахитовову делу обучался.

И с самой Хозяйкой медной

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем – камни летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка ……

Спляшет вам с припевочкой!

Сходит с каменных гор заря

Ты прекрасна, земля Бажова,

Прорастают цветы сквозь скалы,

Над Уральским хребтом рассветы

В каждом камне — цветы цветут…

Продолжается Жизнь и Труд.

По малахитовым предгорьям,

И смотрят в реку с высока

Их отраженья, точно льдины.

Веками смотрят на теченье,

А мы здесь лишь мгновенье!

Свой край, полюбив навсегда,

Традиции народа продолжая,

Мы у народа учимся сейчас.

Что своим изяществом без слов

Жизни чашу выпить предлагает

Ию опять наполнить до краев.

Чаша пусть достанется потомкам,

Ну, а сколько все – таки обломков,

Сколько было трудностей, тревог,

Прежде чем она волшебной стала.

Расцвела, призывно заиграла, задымила, как живой цветок?

Источник

Внеклассное мероприятие «Загадки Хозяйки Медной горы»

Цели: Повысить интерес учащихся к изучению темы «Минералы и горные породы», показать, как неразрывно связана жизнь с географией, а география с литературой.

Оборудование: коллекция горных пород и минералов, запись музыкальных фрагментов, презентация MsOffice 2007.

Сценарий фрагмента сказа П.П.Бажова «Каменный цветок».

На сцену выходит приказчик, в руке держит письмо барина.

Приказчик (читает): Пусть тот прокопьичев выученик Данилко сделает еще точеную чашу на ножке для моего дому. Тогда погляжу – на оброк отпустить али на уроках держать. Только ты гляди, чтобы Прокопьич тому Данилке не пособлял. Не доглядишь — с тебя взыск будет.

Рассказчик: Приказчик получил это письмо, призвал Данилушку.

Приказчик: Тут у меня работать будешь. Станок тебе наладят, камню привезут, какой надо.

Приказчик: Не твое дело! (Уходит)

Рассказчик: Ну, вот пошел Данилушко работать на свое место.

Данилушка работает. Показывает зрителю получившуюся чашу. Чашу отдает Прокопьичу, а тот ему вручает новое письмо от барина.

Барин назначил Данилушке оброк пустяковый. При письме чертеж послал. Там тоже чаша нарисована со всякими штуками. По ободку кайма резная, на поясе лента каменная со сквозным узором, на подножке листочки. Однем словом, придумано. А на чертеже барин подписал: «Пусть хоть пять лет просидит, а чтобы такая в точности сделана была».

Данилушка работает. Переживает. Входит Прокопьич.

Данилушка: Чаша мне покою не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел.

Прокопьич: На что она тебе далась? Пускай бары тешатся, как им любо…

Данилушка: Ну, ладно. Сперва барскую чашу закончу, потом за свою возмусь. По дурман-цветку свою чашу делать буду. Только ты уж меня тогда не отговаривай…

Прокопьич (в сторону): Уходится парень, забудет. Женить его надо. Вот что! Лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется.

Рассказчик: Прокопьич и стал про женитьбу заговаривать.

Прокопьич: Вот хоть бы Катя Летемина- чем не невеста? Хорошая девушка…Похаять нечем…

Данилушка: Погоди! Вот с чашей управлюсь. Надоела она мне. Того и гляди – молотком стукну, а он про женитьбу! Уговорились мы с Катей. Подождет она меня.

Рассказчик: Ну сделал Данилушка чашу по барскому чертежу. Приказчику, конечно, не сказали, а дома у себя гулянку маленькую придумали сделать.

Катя – невеста-то — с родителями пришла, еще которые … из мастеров же малахитных больше. Катя дивится на чашу.

Звучит музыка (народная песня). Данилушка с Катей танцуют. Песня переходит в мелодию более быструю, плясовую. Данялушка – вприсядку.

Рассказчик: Данилушка горячиться стал. Мастера и говорят Данилушке, что ему Прокопьич не раз говаривал.

Мастер по малахитному делу: Камень – камень и есть. Что с ним сделаешь? Наше дело такое – точить да резать.

Старичок: Ты, милый сын, по этой половице не ходи! Из головы выбрось! А то попадешь к Хозяйке в горные мастера…

Читайте также:  Как узнать название комнатного цветка по внешнему виду тип листа

Рассказчик: Время осеннее было. Как раз около Змеиного праздника свадьба пришлась. К слову кто-то и помянул о малахитовом цветке. Так Данилушку и потянуло сходить в последний раз к Змеиной горке…

Вот и пошел Данилушка. Подошел к крутику, сел, задумался, в землю глядит, и все цветок тот каменный из головы нейдет.

Данилушка: Вот бы поглядеть!

Рассказчик: Данилушко поднял голову, а напротив, у другой-то стены, сидит Медной горы Хозяйка. По красоте да по платью малахитову Данилушко ее сразу признал.

Медной горы Хозяйка : Ну, что, Данило – мастер, не вышла твоя дурман – чаша?

Данилушка: Не вышла. Не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи мне каменный цветок.

Медной горы Хозяйка: Показать просто, да потом жалеть будешь.

Данилушка: Не отпустишь из горы?

Медной горы Хозяйка: Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же и ворочаются.

Данилушка: Покажи, сделай милость!

Медной горы Хозяйка: Пойдем, Данило – мастер, в мой сад.

Рассказчик: Сказала и поднялась. Тут и зашумело что-то, осыпь земляная. Глядит Данила, а стен-то и никаких нет.

Звучит музыка. Презентация «Сад Медной горы Хозяйки». Презентация.

Хозяйка вручает Данилушке чашу малахитовую.

Данилушка: Да, это по мне много я знаю. А, вы, зрители, знаете ли что о камнях наших самоцветных, слыхивали про малахитовую шкатулку нашу? Предлагаю Вам сразится с нашей хозяйкой. Коли обыграетееё, я свою чашу вам подарю.

Старичок: Нет, милок, зачем им чаша твоя. Им чаша знаний нужна. Давай им подарим каменного помощника в учебе. Того что из нашего камня горного. Но сперва пусть с хозяйкой поборются.

Хозяйка Медной горы и Данила – мастер. (ученики 6 «Г» класса)


рис. 1. Разговор с хозяйкой медной горы


рис. 2. Дурман – чаша.

КОНКУРСЫ.

Испытания проводит хозяйка под руководством учителя.

1 конкурс. Супер геолог. Задание: Каждая команда по очереди будет называть полезные ископаемые Краснодарского края. Победитель тот, кто назовет последним.

2 конкурс. Самые неповторимые

  1. Е ё вес 3,5 тонны. Размер 6 * 4 ,5 м. Состоит из 4 5000 кусочков. Была изготовлена в 1937 году в Свердловске. Вошла в книгу рекордов Гиннеса. Хранится в Эрмитаже. Имеет прямое отношение к географии. Кто она?
  2. Вазы, завод, поселок городского типа, горный хребет на Алтае носят одно название, но всемирную известность этому названию принесла именно она, хранящаяся в Эрмитаже занесённая в «Книгу рекордов Гиннеса ». Кто она, из чего она, в чём её рекорд?
  3. Горная порода осадочная рыхлая. Используется в строительстве. Самая значимая постройка из этого минерала является самой древней на планете.
  4. Шутят, что в Москве существует прекрасный минералогический музей, где представлены образцы мрамора, гранита и известняков. Какую основную функцию выполняет этот музей?
  5. В Эрмитаже есть зал, поражающий своими экспонатами из того же минерала, что и рабочий кабинет президента России в Кремле. Как называется этот зал?
  6. Она была безвозвратно потеряна в годы Великой Отечественной войны. Е ё восстанавливали 35 лет. Из каждого привезенного вагона этой породы подходило только 25-50 образцов. Кто она? Где она?

3 конкурс. Шкала твердости.

Задание: перед Вами лежат 9 минералов входящие в шкалу твердости. Разложите их по степени возрастания твердости. Победитель тот, кто за 2 минуты сделает как можно меньше ошибок.

4 конкурс. И о камне тоже поют.

  1. Ты подарил голубой
    Когда мы встретились в последний раз.
    И сером омуте бездонных глаз.
    Мерцал как льдинка голубой……. (Топаз)
  2. Привези, привези мне …….бусы.
    Мне ………бусы из-за моря привези. (Коралловые).
  3. Все то что было в………застыло. (Янтарь).
  4. Не ходи к нему на встрече, не ходи.
    У него …….. камушек в груди. (Гранит)
  5. Покатилась слеза – чистая … . .
    Голубые глаз а нет ни сна, ни покоя . Что же это такое? (Бирюза)
  6. ……… . . от Александра
    обязан по закону жанра
    разочаровывать слезами
    и очаровывать мечтами. (Александрит)

5 конкурс. Парочка. Задание: Перед вами лежит «гора самоцветов» и названия горных пород и минералов. Определите как можно больше минералов и горных пород.

6 конкурс. Кто первый?

  1. 24 солдатика были совершенно одинаковыми, а 25 солдатик был одноногий. Его отливали последним, и металла немного не хватило. Какого металла не хватило?
  2. Твердое состояние- свойство почти любого металла. Но только не этого. Он жидкий. Правда, 1литр весит больше 13 кг. Чтобы стать твердым, ему необходим сильный мороз -390С. При 3570С он превращается в ядовитый пар. Им очень часто наполняют термометры. Что это за металл-исключение?
  3. Серебристо-белая скатерть, подаренная промышленником Д емидовым Петру I, обладала удивительным свойством – не горела в огне. Она была сделана из особенного несгораемого минерала, который можно разделить вручную на тонкие серебристые нити, волокна. Из какого минерала была сделана?
  4. Немецкий путешественник, побывавший в России в 16 веке, писал: “Камень этот разрывается на тонкие листы, а потом из него делают окна”. Стоили такие стекла дорого. Были доступны только очень богатым. Из чего делали окна на Руси?
  5. Из «Кулиннана» вышло 105, из «Эксельсиора» – 21, из « Джонкера» -12, из «Юбилейного» – 2, а из «Винстона» всего один. О чем речь?
  6. Для легкости в сплавы дается. Мощь самолета создал.
    Тягуч и пластичен, отлично куется Серебряный этот металл.
Читайте также:  Мотив крючком цветок фриды

О каком металле идет речь?

Подведение итогов. Награждение победителей. (команды были награждены сладкими призами и сувенирами из минералов Краснодарского края)

Источник

КВН – путешествие по сказам П.П. Бажова для учащихся 5–7-х классов коррекционной школы VIII вида «Земли уральской сказочник»

Цель мероприятия:

  • Расширить знания детей о творчестве писателя, способствовать формированию духовно богатой личности.

Задачи:

    Создать условия для проявления познавательной активности учащихся, воспитания и развития индивидуальных особенностей.
  • Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.
  • Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация «Сказочник гор Уральских» (приложение 1)
  • Книжная выставка «Земли Уральской сказочник»
  • Выставка детских поделок и рисунков «Малахитовая шкатулка» (приложение 2)

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча посвящена русскому сказочнику Уральской земли Павлу Петровичу Бажову.

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, люди добрые!

Ящерка: Здравствуйте, ребята!

Я детство помню по Уральским сказам,
И время это в памяти свежо.
Не видела я автора ни разу,
Но знала, автор — дедушка Бажов.
И в сердце, в самых дальних закоулках,
Как память детства будет жить поэт
Богатством «Малахитовой шкатулки»,
Где каждый сказ — уральский самоцвет.

Д.Бедный. Мудрый сказ.

Колдун уральский бородатый,
Бажов дарит нам новый сказ.
«Живинка в деле» — сказ богатый
И поучительный для нас.
В нем слово каждое лучится,
Его направленность мудра,
Найдут, чему здесь поучиться,
Любого дела мастера.
Важны в работе ум и чувство,
В труде двойное естество.
«Живинкой в деле» мастерство
Преображается в искусство,
И нет тогда ему границ.
И совершенству нет предела,
Не оторвать тогда от дела
Ни мастеров, ни мастериц.
Их вдохновение безмерно,
Глаза их пламенем горят.
Они работают? Неверно,
Они творят.

Звучит Рассказ — презентация о жизни и творчестве П.П. Бажова (презентация)

У.Хоринская. Домик писателя

Недалеко от Исети —
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник —
Мудрый сказочник седой.

След копыта серебрится,
Вьётся змейкою в ночи.
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи.

Ящерки мелькнули разом,
Встал Данило над цветком.
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.

А из сада — гомон птичий,
Ветви тянутся к лучам.
Есть еще такой обычай
У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой
Тихо входят на крыльцо —
Попросить в саду Бажова
Маленькое деревцо.

И посадят возле школы
Всем лихим ветрам назло,
Чтобы крепким и веселым
Это дерево росло.

И шумит листвой рябинка,
Зеленеет каждый год.
К дому этому тропинка
Никогда не зарастет.

Хозяйка Медной горы: Я — владычица горных недр, драгоценных каменных залежей, Хозяйка Медной горы: Окружают меня слуги верные и помощницы змейки да ящерки.

Будем мы гостей встречать
И во владения к Медной горы Хозяйке провожать.
Вот мы сейчас с вами и пойдем к ней в подземное царство.

Хозяйка Медной горы:

Ой, вы камни мои, самоцветики,
По Уралу порассыпаны.
Во горах да во долинушках,
Во лесах да во ложбинушках.
Вы красуетесь, словно цветики,
Хоть в сырой земле спородилися
И в шкатулке приютилися.

Библиотекарь: Пора начать наш необычный КВН и проверить, хорошо ли вы, ребята, знаете сказы Павла Петровича Бажова.

Хозяйка Медной горы: За ответы на вопросы мудреные вы, ребята, будете получать из моей шкатулки камни-самоцветы.

Библиотекарь: Давайте договоримся о правилах:

  1. На обсуждение вопроса дается время не более 1 минуты
  2. Представитель команды отвечает на вопрос
  3. Если команда затрудняется или дает неправильный ответ, то право ответить предоставляется другой команде
Читайте также:  В цветке женское счастье появились мошки что делать

В игре есть и свои законы:

  • «Закон 00» — закон точности
  • «Закон поднятой руки» — этот закон все знают , через 10 секунд замолкают
  • «Закон времени» — время не трать напрасно, говори коротко и ясно.
  • «Закон всеобщего уважения» — хочешь, чтобы услышали тебя, умей услышать другого.
  • На нашей игре присутствуют гости, которым предоставляется право выбрать лучшего игрока и назвать самую дружную , лучшую команду.

    А теперь познакомимся с командами.

    Представление команд. Команды «Каменный цветок» и «Малахитовая шкатулка.

    Библиотекарь: Итак, в путь! Какая команда первой начнет наш КВН, мы сейчас определим. Та команда, которая первой отгадает загадку:

    В глубинах гор, чудесных гор
    Гудит руда, звенит хрусталь,
    В палитре огнецветных зорь
    Пылают золото и сталь.

    Что это за горы? (Уральские горы)

    Командам предлагается соединить карточки так, чтобы получились названия сказов.

    Часть 1

    1. Малахитовая
    2. Каменный
    3. Горный
    4. Хрупкая
    5. Две
    6. Таюткино
    7. Голубая
    8. Синюшкин
    9. Серебряное
    10. Золотой

    Часть 2

    1. Цветок
    2. Веточка
    3. Ящерки
    4. Копытце
    5. Шкатулка
    6. Зеркальце
    7. Змейка
    8. Волос
    9. Мастер
    10. Колодец

    Команда-победительница первой получает задание.

    «Вопросы командам: (по очереди)

    1. Как звали мастера, вызнавшего тайну цветка и смастерившего каменный цветок невиданной красы (Данило)
    2. Какой работой занимался Данило до того, как попал к Прокопьевичу? ( Был прислугой, потом пастухом)
    3. Какая птица захохотала, «девчонки не стало»? (Филин)
    4. Что можно найти в том месте, где плясала Огневушка? (Золото)
    5. Что наказала передать приказчику Хозяйка Медной горы? ( Чтобы убирался с Красногорского рудника)
    6. Как дразнили Федюньку и деда Ефима после встречи с Огневушкой? (Ефим Золотая Редька, а Федюньку — Тюнькой Поскакушкой)
    7. Как называют в народе Хозяйку Медной горы? (Малахитница)
    8. Как звали парня, который на богатство не позарился, за что в награду получил малахитовую шкатулку? (Степан)
    9. Что было в руке умершего Степана? (Медный изумруд — слезы Хозяйки)
    10. Из скольких веточек рожки у козла? (из пяти)
    11. Как звали старика, девочку-сиротку и кошку? (Кокованя, Даренка и Муренка)
    12. «Такую звонкую: не взять. Вместо балалайки она у нас в избе будет». О ком это? (О кошке)

    Угадай, кто это?

  • «Сиротка круглый был этот парнишко. Годов тогда двенадцать, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки». (Данилка Недокормыш из сказа «Каменный цветок»)
  • «У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно». (Это девочка Даренка и кошка Муренка из сказа «Серебряное копытце»).
  • Исполняется танец-сценка «Огневушка- поскакушка»

    2. Викторина командам: «Чудесная шкатулка»

    Кому принадлежат эти вещи:

  • Малахитовые серьги (Танюшке, «Малахитовая шкатулка»)
  • Голубой платок (Поскакушке, «Огневушка-поскакушка»)
  • Зеркальце (Таютке, «Таюткино зеркальце»)
  • Шапка с зелеными камешками (Коковане, «Серебряное копытце»)
  • Команды по очереди отвечают.

    Загадки для зрителей: Отгадайте загадки, отгадки найдете в сказах Бажова:

    Лежит веревка,
    Шипит, плутовка.
    Брать ее опасно —
    Укусит. Ясно? (змея)

    Маленькая, легонькая,
    А за хвост не подымешь. (ящерица)

    Есть у родственницы елки
    Неколючие иголки,
    Но, в отличие от елки,
    Опадают те иголки. (лиственница)

    Вся мохнатенька,
    Четыре лапки,
    Сама усатенька,
    Два яхонта под шапкой. (кошка)

    Кто на своей голове лес носит? (олень)

    Сам он худ, голова с пуд,
    Как ударит — крепко станет. (молоток)

    «У меня тепло!
    У меня светло!
    Красно личико! («Огневушка-поскакушка»)

    «Пр-р-р-равильно пр-р-р-идумала,
    Пр-р-р-аввильно!
    Пр-р-равильно говоришь,
    Пр-р-р-авильно!» (Кошка Муренка, «Серебряное копытце»)

    «Эй-ка, эй-ка,
    Голубая змейка!
    Объявись, покажись!
    Колесиком покрутись!» (Лейко, «Голубая змейка»)

    Жюри подводит итоги. В это время исполняется русский народный танец.

    То приветлива, то сурова
    Сходит с каменных гор заря.
    Ты прекрасна, земля Бажова,
    Трудовая Урал-земля!
    Прорастают цветы сквозь скалы,
    Полыхает огнем гора:
    Это новые пишут сказы
    Рудознатцы и мастера.
    Над Уральским хребтом рассветы
    Рукотворным горят огнем,
    Отшлифованы самоцветы
    Жизнью, радостью и трудом.
    И становится делом слово,
    В каждом камне — цветы цветут.
    Продолжается сказ Бажова,
    Продолжаются Жизнь и Труд!

    Библиотекарь: Вот и закончилась наша встреча. Вы узнали много нового, неизвестного о писателе. Надеюсь, что вы еще больше полюбите сказы Бажова и будете с интересом возвращаться к ним снова и снова.

    Источник

    Adblock
    detector