Меню

В какое время года происходят события паустовский заботливый цветок

Константин Паустовский — Заботливый цветок:
Краткое содержание

Рассказчик гостит в городке у большой реки. Сотрудники местного лесничества: лесничий Михаил Михайлович, Анна Петровна Заречная (для всех Анюта) и их помощники-ребятишки сажают в округе сосновый лес. Мальчишки идут на сбор шишек из дупел «из беличьих запасов». Ведь белки хранят только лучшие, здоровые шишки. Все понимают важность похода, гордятся, что могут помочь.

Рассказчик слышит от Михаила Михайловича историю о кипрее. Оказывается, это не сорняк или дешевая замена чая. Цветок, и его корни, выделяет из себя тепло. Значит, молоденьким побегам сосны не страшны осенние заморозки. Кипрей – «сторож, защитник, нянька» сосенок, они всегда рядом. И вообще «нет у нас лучших друзей, чем растения». Их жизнь поинтересней волшебных сказок. Рассказчик проникается уважением и любовью к трудолюбивым белкам и заботливому кипрею. Он кладет высушенный кипрей закладкой в сказки. Ведь жизнь скромного кипрея – готовая волшебная сказка.

Читательский дневник по сказке «Заботливый цветок» Паустовского

Сюжет

Ребятишки вместе с сотрудниками лесничества Михаилом Михайловичем и Анютой (Анной Петровной Заречной) забирают из дупел беличьи запасы шишек для посадки соснового леса. Рассказчик узнает от лесничего, что кипрей недаром растет рядом с побегами сосны. Он защищает их от холода, выделяя в воздух и почву тепло. Словом, растения – друзья человека, а жизнь кипрея не хуже волшебной сказки.

Отзыв

Сказка о чудесах природы. Жизнь – настоящая сказка. Все в природе не просто так, а на пользу друг другу. Дети трудятся, сажая лес. Значит, будут бережно относиться к плодам своего труда – соснам. Белки тоже невольно «сажают» лес вместе с людьми. Сказка учит ценить жизнь, быть стойким и самоотверженным, изучать и беречь природу, открывать ее тайны на пользу людям.

Источник

Краткое содержание Заботливый цветок Паустовский

В истории Паустовского «Заботливый цветок» рассказ ведется от имени главного героя, который проводит лето в маленьком городе на берегу полноводной речки. Вблизи этого городка сажали сосновые леса.

Однажды идя в лесничество, возле базара, он услышал как из громкоговорителя объявили о том, что завтра в шесть часов утра состоится поход в Моховой лес затем, чтоб собирать шишки из запасов белок. Руководить походом назначена Анна Петровна Заречная.

Сначала он не понял о чём идёт речь, хотел было спросить у мальчишек что играли вы футбол, но они не слышали объявления. Через некоторое время он все-таки встретил мальчишек, и те рассказали ему, что идут в лес собирать шишки. Когда он спросил у ребят, не жалко ли им белок, те ответили, что белки за полчаса опять их насобирают. Тога он продолжил свой путь в лесничество.

Там он встретил Анюту и Михаила Михайловича. Корда они встретились, то лесничий рассказал увлекательную историю о пользе цветка по имени кипрей. Рассказал о том, как он согревает молодые сосны от холодов, отдавая им свое тепло. Потом он подметил, что подобную интересную историю можно рассказать о любом растении или животном.

Перед отъездом в Москву, Анюта высушила ему кисть кипрея, от чего он сохранил свои яркие цвета.

Этот рассказ учит тому, что нужно ценить всё, что дала природа, и каждая травинка или ромашка имеет своё предназначение, и о ней можно рассказать увлекательную историю.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

Заботливый цветок. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение повествует об одной семье, в которой у отца было трое сыновей.

Действие оперы происходит в волшебной стране короля Берендея. Начало весенней поры. Ближе к полуночи появляется Весна – красна, она сообщает о событиях шестнадцатилетней давности

Само произведение начинается с того, что обращается автор к Музе. В ней описаны события, происходящие спустя десять лет с момента падения Трои. Одиссей (персонаж произведения) возвращается с очередной войны

Позже его пригласили в детский клуб, где были дети, которые так же любят писать стихи. Его наставником в клубе стал Маршак, который помог развивать писательские навыки Михалкову. Ему рассказывали о самых хороших строчках и тех, которые надо подтягивать

В деревне вблизи города Мурома у крестьян рождается долгожданный сын, которого нарекают Ильей. Однако радость родителей омрачается тем, что ребенок не может ходить по причине болезни ног.

Источник

Презентация «К. Г. Паустовский «Заботливый цветок»» 3 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

“Я не знаю ничего более близкого мне, Чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. К.Г. Паустовский

«Жизнь, окружающая нас, бывает интереснее самых волшебных сказок!» К. Г. Паустовский

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский

Читай плавно.

  • Воз-вра-ща-ясь

Читай целыми словами

  • ЛЕС – ЛЕСНИК – ЛЕСНИЧЕСТВО
  • КАШЛЯЛ – ОТКАШЛЯЛСЯ
  • ВЯЗАТЬ – ПРИВЯЗАТЬ – ПРИВЯЗАННАЯ
  • СЫПЬ – РАССЫПЬ – ВРАССЫПНУЮ
  • ГНЕВ – РАЗГНЕВАН – РАЗГНЕВАННЫЕ
  • ЗАМЕТЬ – ЗАМЕТНЫЙ – НЕЗАМЕТНЫЙ
  • СЕРДЦЕ – СЕРДЦЕВИНА
  • ПОЖАР – ПОЖАРИЩЕ
  • ЖАЛЬ – ЖАЛОСТНО — БЕЗЖАЛОСТНО
Читайте также:  Цветок коллизия розовая пантера

Дребезжать – издавать дрожащий звон, звякать.

Отчаянный – безрассудно смелый

Лесничество — участок леса и организация, ведающая этим участком

Папиросная бумага — тонкая, полупрозрачная бумага

Ряска – мелкое растение, листочки которого затягивают поверхность стоячей воды

В тихих речных заводях, в прудах и озерах на поверхности воды часто можно увидеть небольшие листья. Округлые, сердцевидно вырезанные у основания, они напоминают уменьшенные в несколько раз листья кувшинки. Это водокрас.

предназначены для воспроизведения речи и музыки на открытых пространствах в условиях повышенного шума.

Тихая речушка с ленивым течением и густыми зарослями по берегам. Тихая речушка с ленивым течением и густыми зарослями по берегам.

Кипрей, народное название Иван-чай – род трав или полукустарников. Высокая трава с цельными листьями, противоположными или разбросанными по стеблю. Цветы в углах листьев или образуют верхушечную кисть.

Иван-чай — известен на Руси более десяти веков. Этот напиток упоминается в древних русских рукописях, его пили еще во времена строительства Москвы, его знала и любила Европа. Этот исконно-русский ароматный, чуть терпкий напиток не только вкусен, но и очень полезен для всего организма.

Тест.

  • В какое время года происходят события, описанные в тексте? летом. 2. Как называют кипрей в народе? иван-чай. 3. Для чего дети ходили в лесничество? для сбора сосновых шишек. 4. Почему белки хорошие помощники?: белки собирают самые здоровые шишки. 5.К какому жанру относится произведение? рассказ.
  • Охранять природу – значит защищать Родину. (М.Пришвин)
  • Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. (Микаэль Налбандян)
  • Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант. (Уильям Шекспир)

Источник

Урок литературного чтения «К.Паустовский «Заботливый цветок»». 4-й класс

Цели урока:

    формировать навык продуктивного чтения: с полным и глубоким пониманием содержания прочитанного, самостоятельное определение темы, идеи;
  • уметь анализировать прочитанный текст, структурировать, обобщать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы;
  • уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, наглядные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портрет К.Паустовского, выставка книг, учебник чтения 4 класс.

“Я не знаю ничего более близкого мне,
Чем наши простые русские люди,
и ничего более прекрасного, чем наша земля”.
К.Г. Паустовский

Как вы думаете, о чем хотел сказать К.Г.Паустовский, когда писал: “Я не знаю … ничего более прекрасного, чем наша земля”?

Любимая тема произведений К.Паустовского стала тема родной природы. Писатель в своих произведениях показывает красоту Центральной России.

Красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание человека наблюдательного, человека не устающего удивляться, на первый взгляд, обычным явлениям природы.

На уроках литературного чтения мы уже знакомились с произведениями К.Паустовского – “Барсучий нос”, “Стальное колечко”, а сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом “Заботливый цветок”.

— Я выбираю несколько ответов на поставленный вопрос и (учитель помещает в столбик на доске слова, напечатанные на полосках:человек, звери, птицы, почва а во второй столбик ответы на следующий вопрос: чем помогают растения? (Учитель на доске располагает полоски со словами)

  • Человек — пища, кислород, одежда, лекарство;
  • Звери — пища, лекарство, укрытие, жилище.
  • Птицы – корм, укрытие, жилище.
  • Почва – перегной.

— Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ.

3. Постановка учебной задачи.

— На какой вопрос нам предстоит ответить?

— Какова же тема нашего урока?

Учитель читает начало рассказа до слов “Называется оно кипрей”.

На слайде 2 показ обложки книги и самого цветка.

Что вы знаете о нем? Как его называют в народе? Проверим себя.

“ИНСЕРТ”

    “+” — новое;
  • “-” — противоречит;
  • “v” — подтвердилось, совпало.

Учитель читает второй фрагмент (до слов лесничества Анна Петровна”.

О каких беличьих запасах идет речь? (инсерт)

Продолжают читать третий фрагмент (до слов “…никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки”. Как вы думаете, правильно поступали дети , что отбирали шишки у белок?

Не лучше ли собрать шишки с земли? (инсерт)

Дети читают до слов “. Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей”.

Какое чувство вызывает автор у читателей, когда описывает местонахождение лесничества?

“Кипрей-это наш помощник? Как может помогать кипрей?

6) остановка. Читают до конца.

4. “Открытие” учащимися нового знания.

(Учитель на доске располагает полоски со словами 1 столбика чуть вверх наискосок, как верхние плавники рыбы, а полоски со словами 2 столбика чуть вниз наискосок, как нижние плавники рыбы, ещё рисует линию – хребет рыбы и линии – плавники рыбы) и хвост. Ученикам такое изображение напоминает рыбу.)

Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ. Только ли о людях, о животных, о почве может заботиться цветок. Читать мы будем не сразу целиком, а с остановками, чтобы обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями.

Читайте также:  Цветок для того чтобы жениться

О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок?

Какими словами заменил автор заботливый цветок? Дети дочитывают до конца.

“Так что и корешки всех этих побегов не замерзают”.

На доске записаны три цитаты. Как вы считаете, какая из них больше всего отражает идею рассказа К. Паустовского.

4 слайд.

  • Охранять природу – значит защищать Родину. (М.Пришвин)
  • Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. (Микаэль Налбандян)
  • Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант. (Уильям Шекспир)

4. Главные герои, их особенности.

5. Ваше личное мнение о произведение?

— Основная мысль произведения?

— Как вы думаете все ли мы узнали о растениях?

— Чтобы вы хотели узнать на следующем уроке?

8. Домашнее задание: подготовьте “толстые” и “тонкие” вопросы по этому тексту.

Используемая литература.

    О. В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 4 класс. Ассоциация 21 век. 2006.
  1. Е.С. Гостимская, М. И. Байкова. Уроки чтения. 4 класс. Пособие для учителя начальной школы. Изд-во “ВАКО” 2003.
  2. Р. И. Шаяхметова, Р. Х. Ягафарова “Формирование у младших школьников читательской грамотности” Казань “Школа” 2007.
  3. Е.Л.Мельникова “Проблемный урок или как открывать знания с учениками” Пособие для учителя. Изд-во “Москва” 2006.

Источник

Конспект урока по родной литературе на тему «Рассказ К.Г. Паустовского «Заботливый цветок»» (6 класс).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по родной литературе для 6 класса. Тема: К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения.

Задачи урока: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта, опоры на социальный опыт; воспитывать экологическую культуру поведения; развивать исследовательские навыки.

Оборудование: мультимедиа, презентация к уроку, выставка книг К.Г. Паустовского, портрет писателя.

Вашим домашним заданием было самостоятельное прочтение рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Заботливый цветок».

— Как вы понимаете слова Константина Георгиевича Паустовского?

«Жизнь, окружающая нас, бывает интереснее самых волшебных сказок».

-О каком цветке идёт речь в рассказе? Как называют его в народе? -Посмотрите, как он выглядит.

— Вы конечно обратили внимание перед чтением на название.

— Какие вопросы до чтения у вас возникали?

— А разве может быть цветок заботливым?

— А когда у вас болит горло, настоем какого растения вам предлагают полоскать горло? — А когда летом у вас появляется ранка, какое растение помогает его вылечить?

Вывод : Цветок тоже может быть заботливым.

3. Постановка задачи урока:

Сегодня мы ещё раз внимательно прочитаем рассказ «Заботливый цветок», будем учиться анализировать произведение, узнаем о жизни и творчестве этого писателя.

4. Работа с текстом во время чтения.

Словарная работа проводится по ходу чтения

Лесничество-( стр. 115 внизу)

-Как мальчики объяснили, что это за беличьи запасы и почему они брали сосновые шишки именно в дуплах?

— Почему раньше лесники вырубали кипрей? ( стр. 119)

— Михаил Михайлович называет его наш помощник.

Почему? Чем он помогает лесникам?

(возле кипрея без страха растут все соседи, особенно сосенки)

Гарь-это сильный запах дыма и его осадок.

5. Работа с текстом после чтения

а) Беседа по содержанию рассказа.

— Какие научные сведения о кипрее узнали из рассказа?

Дети: Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря чему молодые деревья зимой не замерзают.

-Чему научили вас герои произведения?

-Прочитайте, что ещё нового и интересного вы узнали из этого произведения?

в) Тест по прочитанному произведению: слайд 6

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

2. Как называют кипрей в народе?

3. Для чего дети ходили в лесничество?

4. Почему белки хорошие помощники?:

5.К какому жанру относится произведение?

6. Напишите краткий отзыв о рассказе.

— Почему рассказ назван «Заботливый цветок»?

-О чьей жизни заботится маленький простенький цветок?

Учитель: Сегодня на уроке вы учились анализировать художественное произведение, рассуждать, думать.

Надеюсь, что вам пригодятся знания, полученные на уроке в дальнейшей жизни. Любите природу и берегите её!

7. Домашнее задание. Работа над вопросами по тексту.

1. Как называется высокое растение с красными цветами собранными в большие стоячие кисти?

3. Что случилось, когда рассказчик шел перед вечером мимо базарной площади? Что увидел?

4. О чем рассказал громкоговоритель?

5. О чем решил спросить мальчиков рассказчик?

6. О чем пообещал не рассказывать Анне Петровне?

7. Кто такая Анна Петровна, как её называли в лесничестве?

8. Где увидел рассказчик Михаила Михайловича и Анну Петровну?

9. Почему люди забирают шишки у белок?

10. Как кипрей называют в народе?

11. Почему сначала его уничтожали?

12. Что случалось с теми соснами, у корней которых вырывали кипрей?

Читайте также:  Подпиши названия частей цветка 6 класс

13. Почему вокруг кипрея нет инея?

14. Почему корешки побегов не замерзают?

15. Как стал рассказчик относиться к запасам белок и растениям после посещения леса?

16. Как Анна помогла сохранить лист кипрея?

17. Как называлась книга, в которую мальчик положил эту кисть?

18. О чем думал мальчик каждый раз, открывая эту книгу?

19. Может ли быть цветок полезным, заботливым?

20. Напишите мини-рассказ из 10 предложений о любом растении. Расскажите, как оно заботится о людях.

Краткое описание документа:

Тема урока: К. Паустовский «Заботливый цветокТип урока – урок когнитивного типаОборудование:1Литературное чтение: учебник для 3 класса образовательных учреждений. В 4 частях,ч.4/ О.В. Кубасова.– 10-е издание – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. 2. Компьютер, экран,3 Презентация,4 Дидактический материал(карточки),5Толковый словарь Ожегова,.Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения. Задачи урока: Образовательные (предметные): — продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского через рассказ «Заботливый цветок»;- совершенствовать умение анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел;- совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения; Воспитательные (личностные):- воспитывать любовь к природе, способность видеть ее красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах.- формировать умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения. Развивающие (метапредметные):- развивать речь учащихся (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;- развивать творческие способности у учащихся. Ожидаемый результат: В результате изучения данного материала учащиеся должны самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, уметь анализировать произведение, Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: учащиеся знакомы с произведениями К.Г. Паустовского, могут назвать жанры произведений, художественные средства (олицетворение, сравнение), имеют высокий уровень навыка чтения, умеют работать в группах. Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей.Об этом кипрее я и хочу рассказать.Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса.Как всегда в таких городках, на базарной площади весь день стояли телеги с сеном. Около них спали мохнатые лошадёнки. К вечеру стадо, возвращаясь из лугов, подымало красную от заката пыль. Охрипший громкоговоритель передавал местные новости.Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой. Среди улицы мальчишки играли в футбол. Громкоговоритель висел на телеграфном столбе. Он неожиданно защелкал, откашлялся и сказал басом:«Ребята! Напоминаем, что завтра в шесть часов утра состоится поход в Моховой лес для сбора сосновых шишек из беличьих запасов. Руководить походом будет сотрудница лесничества Анна Петровна Заречная».Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об этом? Мальчишки продолжали гонять мяч, будто они и не слыхали громового голоса из чёрной тарелки на столбе. Из окна в соседнем домишке высунулась старушка.– Петя! – закричала она дребезжащим голосом. – Кузя! Ступайте домой, неслухи. Завтра спозаранку в лес идти, а вы футбол затеяли. Я вас на заре подымать не буду. Я вам не будильник.– Счас! – закричали в ответ мальчики. – Последний гол забьём!Неожиданно футбольный мяч угодил в козу, привязанную к крылечку. Коза вскрикнула, взвилась на дыбы и оборвала верёвку. Мальчишки бросились врассыпную. Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки.– Озорники! – закричали хозяйки. – Вот скажем Анне Петровне, чтобы она вас в лес не брала.Я пошёл дальше. За углом я увидел мальчиков. Они, оказывается, прятались там от хозяек.– Ребята, – спросил я мальчиков, – что это за беличьи запасы, про которые объявляли по радио?Мальчики наперебой начали рассказывать мне, что никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки.– Они их себе на зиму запасают! – кричали мальчики. – Складывают в дупла. Да ты не толкайся, дай мне сказать. Белка только здоровые шишки берёт.– Без нас эти шишки никто и не достанет! – закричал мальчик с отчаянными синими глазами. – Дупло высоко. А мы туда – раз-раз! Мигом долезем и все шишки выберем.– А вам белок не жалко? – спросил я.– Белки не обижаются! – закричали, волнуясь, мальчики. – Они за два-три часа опять полное дупло натаскают.– Вы в лесничество идёте? – спросил меня мальчик с синими глазами.– Да, в лесничество.– Мы давно приметили, что вы туда ходите. Так вы, пожалуйста, Анне Петровне про козу не рассказывайте. Мы в неё мячом случайно попали.Я пообещал ничего не говорить Анне Петровне. Но даже если бы я ей и рассказал про случай с козой, то Анна Петровна (все в лесничестве её звали Анютой) на мальчиков не рассердилась бы, потому что сама была молодая, весёлая и только год назад окончила лесническй техникум.

Источник

Adblock
detector