Меню

Укажите средства выразительности которые использует платонов для описания цветка

Средства выразительности в рассказе «Неизвестный цветок» пж очень надо

1) Особенности жанра произведения. Произведение А. П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А. П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

— Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

— Как заканчивается произведение А. П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

— Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

— Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

— Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

— Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

— Как А. П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

— Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша — пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

— Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

— Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

— Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша».)

— Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

— О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

— Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

— Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли. стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он. превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок . не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

— Какой поэтический приём использует А. П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Источник

Научная статья на тему «АНАЛИЗ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СКАЗКЕ-БЫЛИ «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» А. ПЛАТОНОВА»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СКАЗКЕ-БЫЛИ «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» А. ПЛАТОНОВА

Художественный мир Андрея Платонова насыщен чувствами самого высокого начала. «Неизвестный цветок» создан писателем в самом конце творческого пути. Эта сказка-быль – своеобразный итог жизни автора, последний совершенный мазок мастера [1].

Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: «Жил на свете маленький
цветок. Никто не знал, что он есть на земле» [2]. В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово.

Читайте также:  Что делать если потерял цветок абигейл

Обилие олицетворений подталкивает нас к тому, чтобы цветок вызвал у нас ассоциации с человеком. Ведь каждый в жизни сталкивается с различными трудностями, которые преодолеть в одиночестве очень нелегко. Платонов призывает нас запастись терпением, не падать духом, бороться за жизнь и счастье, преодолевать преграды. Это такие олицетворения, как «жил на свете маленький цветок», «рождались цветы и травы», «семена умирали», «семечко приютилось», «начал жить маленький цветок», «цветок все жил и жил», «принес ветер», «цветок… сторожил росу и собирал ее по каплям», «он [цветок] трудился день и ночь», «он [цветок] вырастил свои листья», «[цветок] превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок радовался», «ветер подолгу не приходил», «цветок не хотел жить печально, поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал», «он постоянно старался расти», «корни его глодали голый, «[цветок] все грустил по своей матери», «он [цветок] так дышит», «[цветок] он умер».

Эту же цель преследует автор, применяя яркие сравнения: «как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их повсюду», «простого светлого цвета, яркого и сильного, как у звезды», «как звезда, он светился», «тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни», «цветка-труженика», «он был живой и терпеливый, как его отец».

Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов: «маленький – никто – на земле». Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу. Для усиления этого впечатления Платонов использует эпитеты: мрачные, отталкивающие – в описании пустыря («мертвая глина», «старые серые камни», «голый каменный пустырь», «черной доброй земле», «с черной тучной земли») и радужные – в описании цветка («живым мерцающим огнем», «тихий запах»). Постоянный эпитет «первый луч утреннего солнца» употреблен, чтобы также сблизить человека и цветок, ведь как человек радуется началу дня, «первому лучу», так и цветок, несмотря на все лишения, продолжал радоваться жизни.

Для более яркого изображения борьбы цветка за жизнь автор использует метафоры «касался его утомленных листьев», «семечко… выпустило из себя тонкие волоски корешка», «он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания» и синекдоху «он [цветок] жил в камне».

В описании первой встречи Даши и цветка Платонов использует такую фигуру речи, как параллелизм («Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде» [2]). Благодаря этому приему действие становится динамичнее, мы, с одной стороны, глубже чувствуем удивление девочки, а, с другой стороны, понимаем, насколько этот цветок необычаен, насколько он никому не известен.

Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут?» — «Меня никто не зовет, я один живу» [2]. Грамматическое переосмысление формы неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству, возникающему у читателя.
Мир писателя – мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Но вот появляется девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить.

Отчего ей были так близки и понятны переживания крошечного ростка? Ребенок особенно остро почувствовал сиротство растения, потому что и она сама была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору.

Здесь очень значительна фраза: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет» [2]. Для того, чтобы читатель глубже прочувствовал её значение, автор использует метафору «сияющие светом цветы».

«Неизвестный цветок» А. Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения. Исследователи-литературоведы называли эту сказку-быль «притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей», «чистое золото поэзии сердца» [3].

1. Дубровина И.М. К вопросу о духе и стиле прозы А. Платонова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. – 1988. – № 6. – С. 11–15.

2. Платонов А.П. Сказка-быль «Неизвестный цветок» // Электронный ресурс. – Режим доступа: www . feb — web . ru (25.11.2018).

Читайте также:  Собрание суп мертвец толпа цветок вирус армия нация

3. Чалмаев В.А. Андрей Платонов: очерки жизни и творчества // В.А. Чалмаев. – Воронеж: Центрально-Черноземное Книжное издательство, 1984. – С. 45–46.

Источник

Тест с ответами на тему: «Неизвестный цветок» А.П.Платонов

1) Укажите время создания произведения «Неизвестный цветок»:
а) 1923 год;
б) 1935 год;
в) 1948 год;
г) 1950 год.+

2) В каком жанре написан «Неизвестный цветок»?
а) сказка;+
б) повесть;
в) былина;
г) рассказ.

3) Назовите род литературы, к которому относится «Неизвестный цветок» А. Платонова:
а) эпос;+
б) лирика;
в) драма;
г) комедия.

4) Где рос цветок в сказке А. Платонова?
а) в лесу;
б) в саду;
в) в палисаднике;
г) на пустыре.+

5) Кто «посадил» семечко маленького цветка?
а) девочка;
б) сойка;
в) ветер;+
г) белка.

6) Сколько раз в сутки радовался цветок?
а) один;+
б) два;
в) три;
г) четыре.

7) Что радовало цветок?
а) дождь;
б) пение птиц;
в) солнечный луч;+
г) радуга.

8) Когда цветок дремал?
а) ночью;
б) когда было холодно;
в) когда было грустно;+
г) когда был голоден.

9) Чего не хватало цветку?
а) общения;
б) друзей;
в) печали;
г) еды.+

10) Когда распустился цветок?
а) в начале весны;
б) в конце мая;
в) в июне;
г) в середине лета.+

11) На что был похож венчик у распустившегося цветка?
а) на звезду;+
б) на розу;
в) на колокольчик;
г) на ромашку.

12) В окружении чего цветок рос на пустыре?
а) в окружении сорняков;
б) в окружении мышиных нор;
в) в окружении камней;+
г) в окружении других цветов.

13) Каждую ночь цветок:
а) спал;
б) боялся диких зверей;
в) сторожил росу;+
г) встречал гостей.

14) Кто обнаружил цветок на пустыре?
а) девочка;+
б) отряд пионеров;
в) пионервожатая;
г) сторож.

15) Как звали девочку, обнаружившую на пустыре цветок?
а) Даша;+
б) Катя;
в) Оля;
г) Наташа.

16) Что помогло девочке Даше найти на пустыре цветок?
а) благоухание;+
б) разбросанные повсюду семена;
в) следы диких животных;
г) указатели.

17) От кого Даша слышала сказку о тоскующем цветке?
а) от бабушки;
б) от сестры;
в) от мамы;+
г) от тетушки.

18) По ком тосковал цветок в сказке, которую вспомнила Даша?
а) по возлюбленной;
б) по родителям;
в) по маме;+
г) по дождю.

19) Где Даша раньше видела такой цветок?
а) на картинке;
б) в парке;
в) в лесу;
г) никогда не видела.+

20) О ком вспомнила и загрустила Даша?
а) о подруге;
б) о бабушке;
в) о маме;+
г) о младшей сестре.

21) Как Даша решила бороться с грустными мыслями вдали от мамы?
а) стала смотреть на ее фотографию;
б) написала и отправила ей письмо;+
в) решила отгонять от себя воспоминания о ней;
г) стала играть с подругами.

22) Почему Даша завидовала конверту с письмом?
а) потому что он красивый;
б) потому что он неживой и не может грустить;
в) потому что у него нет мамы;
г) потому что он раньше увидит ее маму, чем она.+

23) Как можно охарактеризовать девочку Дашу?
а) добрая;+
б) злая;
в) циничная;
г) невоспитанная.

24) Кто помог Даше облегчить жизнь цветку?
а) мама;
б) ветер;
в) зима;
г) пионеры.+

25) Как пионеры поухаживали за цветком?
а) полили;
б) удобрили землю навозом и золой;
в) выкорчевали камни;
г) взрыхлили землю.

26) «Лишь один ветер гулял по пустырю; КАК ДЕДУШКА-СЕЯТЕЛЬ». Какое средство выразительности использует автор?
а) гиперболу;
б) метафору;
в) олицетворение;
г) сравнение.+

27) Какой художественный прием использует Платонов для создания образа цветка?
а) олицетворение;+
б) гипербола;
в) аллегория;
г) метафора.

28) Сколько времени прошло, прежде чем Даша снова оказалась на пустыре?
а) год;+
б) два год;
в) пять лет;
г) десять лет.

29) Каким был цветок?
а) злым;
б) горделивым;
в) жадным;
г) терпеливым.+

30) Назовите главную жизненную цель цветка:
а) жить и не умереть;+
б) стать красивым;
в) умереть;
г) просто жить.

Источник

Тест с ответами по теме: «Неизвестный цветок» А.П.Платонов

1) Когда А. Платонов завершил работу над «Неизвестным цветком»?
а) в 1923 году;
б) в 1935 году;
в) в 1948 году;
г) в 1950 году.+

Читайте также:  Каменный цветок судьба данилы мастера

2) «Неизвестный цветок» — это:
а) сказка;+
б) повесть;
в) былина;
г) рассказ.

3) «Неизвестный цветок» — это произведение:
а) эпическое;+
б) лирическое;
в) драматическое;
г) лиро-эпическое.

4) Назовите место – родной дом для маленького цветка из сказки Платонова:
а) пустырь;+
б) сад;
в) лес;
г) палисадник.

5) Как пустырь стал для маленького цветка родным домом?
а) семечко принес ветер;+
б) дети посадили там семена;
в) сойка в клюве принесла семечко;
г) посадила пионервожатая.

6) Что ветер принес на пустырь?
а) семечко цветка;+
б) дождь;
в) сухие листья;
г) мусор.

7) Что доставляло цветку необычайную радость?
а) когда шел дождь;
б) когда пели птицы;
в) когда на небе появлялась радуга;
г) когда луч утреннего солнца касался его листьев.+

Что делал цветок в минуты печали?
а) мечтал;
б) дремал;+
в) сочинял сказки;
г) пел песни.

9) Что у цветка было разноцветным?
а) корни;
б) листья;
в) лепестки;
г) жилки на листках.+

10) На что цветок был похож, до того как распустился?
а) на травку;+
б) на гусеницу;
в) на прошлогоднюю траву;
г) на что угодно, только не на цветок.

11) Какого цвета был цветок?
а) красного;
б) оранжевого;
в) синего;
г) желтого.+

12) Какая почва была на пустыре?
а) мертвая глина;+
б) каменистая;
в) песчаная;
г) чернозем.

13) С кем Платонов сравнивает ветер?
а) с дедушкой-сеятелем;+
б) с агрономом;
в) с колхозником;
г) с добрым волшебником.

14) Что было для цветка источником воды на пустыре?
а) ночная роса;+
б) дождь;
в) река;
г) ручей.

15) Пищей для цветка были:
а) частички земли;+
б) насекомые;
в) сорняки;
г) другие цветы.

16) Какие домашние животные, которые упоминаются в сказке, не ходили к пустырю?
а) коровы и козы;+
б) лошади и бараны;
в) собаки и кошки;
г) волки и лисы.

17) Что каждую ночь сторожил цветок?
а) свое жилище;
б) свою еду;
в) росу;+
г) самого себя.

18) Что почувствовала девочка, оказавшаяся на краю пустыря?
а) благоухание цветка;+
б) неприятный запах;
в) ветер;
г) приближение дождя.

19) Кто рассказывал Даше сказку о цветке, тоскующем по маме?
а) мама;+
б) бабушка;
в) сестра;
г) тетя.

20) Как Даша оказалась на пустыре?
а) заблудилась;
б) рядом с пустырем был ее дом;
в) она жила неподалеку в пионерском лагере;+
г) неподалеку от пустыря она лечилась в больнице.

21) По ком Даша начала скучать?
а) по подругам;
б) по цветку;
в) по матери;+
г) по отцу.

22) Что делала Даша с конвертом, в котором было письмо для мамы?
а) целовала;+
б) мяла;
в) нюхала;
г) обнимала.

23) Как пионеры помогли цветку?
а) полили его;
б) очистили от мусора место, где он рос;
в) удобрили землю навозом и золой;+
г) рассыпали рядом семена других растений.

24) Что увидела Даша на пустыре спустя год?
а) неизвестный цветок по-прежнему был одинок;
б) пустырь зарос травами, а цветов не было;
в) появилось много новых цветов, а между камнями вырос такой же цветок, как прежний;+
г) на пустыре выросло дерево.

25) Какой цветок на пустыре был самым красивым?
а) тюльпан;
б) гладиолус;
в) георгин;
г) цветок, росший среди камней.+

26) В чем сила цветка?
а) в его благоухании;
б) в его терпеливости;+
в) в его равнодушии к миру;
г) в его гордости.

27) К чему стремился цветок?
а) жить и не умереть;+
б) стать красивым;
в) умереть;
г) просто жить.

28) Определите средство выразительности в следующем примере: «Пионеры … любовались им, как героем»:
а) эпитет;
б) олицетворение;
в) сравнение;+
г) метафора.

29) Каким качеством обладал цветок?
а) стойкость;+
б) равнодушие;
в) жадность;
г) хвастовство.

30) Какое средство художественной выразительности автор использует в предложении: «Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть»?
а) олицетворение;+
б) гипербола;
в) сравнение;
г) повтор.

Источник

Adblock
detector