Меню

Цветок привязанности лепестки потребности ребенка

Методические разработки для специалистов Центра

Упражнение на формирование чувства привязанности у ребенка

Педагог-психолог Чусовского отделения Белобородова Р.Б. в мае 2016 года участвовала в семинаре-тренинге «Формирование компетентности специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей». Данное упражнение, освоенное в рамках обучения, Регина Борисовна предлагает использовать на занятиях для кандидатов в замещающие родители при реализации образовательной программы «Школа опекунов».

Одним из последствий жестокого обращения является нарушение привязанностей ребенка. Потребность в устойчивых, позитивных отношениях с ближайшим окружением является базовой, жизненной необходимостью, и непосредственно связана с нормальным развитием личности. Процесс реабилитации не возможен без формирования новых привязанностей у детей. Именно поэтому так важно предоставить ребенку, чей опыт жизни в семье был катастрофическим, альтернативный опыт близких отношений. Благодаря работе над упражнением будущие родители получают необходимые знания по следующим аспектам данной темы: формирование детско-родительской привязанности; стадии развития и основные характеристики привязанности; типы нарушенной привязанности; факторы, ведущие к нарушениям привязанности; как помочь ребенку сформировать привязанность.

Упражнение: «Черное и белое».

Жанр: управляемое фантазирование.

Источник: идея использования черно-белой фасоли для наглядности почерпнута из программы «ПРАЙД» для приемных семей и усыновителей.

Уровень физической активности: низкий.

Специфика: проводится после ознакомления с теорией.

Цель: раскрыть особое значение чувства привязанности в жизни ребенка.

  • Проиллюстрировать, каким образом происходят нарушения формирования чувства привязанности у детей.
  • Научить родителей оказывать помощь детям в преодолении негативных последствий жестокого обращения и разрыва с родителями; формировать у детей новую привязанность к принимающей семье.

Продолжительность: 1-2 часа.

Количество участников: 10-15 человек.

2.«Управляемое фантазирование» с промежуточными выводами.

3. Работы в малых группах по заданию тренера.

4. Обсуждение в общей группе.

Инструкция: «Мы будем заниматься тем, что называется «управляемое фантазирование». Это поможет нам поразмышлять о некоторых аспектах развития привязанности у детей, и факторах, влияющих на то, как формируется привязанность. В процессе управляемого фантазирования Вы можете представить себя в той или иной ситуации и прикоснуться к тем чувствам и переживаниям, которые являются результатом этой ситуации. В различных местах «управляемого фантазирования» я буду останавливать Вас, чтобы задать вопросы о том, что Вы чувствуете в настоящий момент. Для наглядности мы будем использовать черную и белую фасоль. Белая — будет символизировать, факторы, положительно влияющие на развитие привязанности у ребенка, черная — отрицательные факторы. Перед нами пустой стаканчик. Мы будем наполнять его вместе по ходу выполнения упражнения.

Итак, начинаем фантазировать, можно закрыть глаза.

1.«Сегодня замечательный день. Ты благополучно появился на свет, крепким и здоровым мальчиком, которого назвали Борисом. О тебе трепетно и профессионально заботятся медики родильного дома. Твоя мама двадцатилетняя одинокая женщина, которая уже порвала все отношения с твоим отцом. Ее семья не поддерживает ее. Но, несмотря на обстоятельства, мама очень ждала твоего появления на свет, и сейчас держит тебя на руках, ласково и нежно знакомясь с тобой».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль стоит положить в стаканчик?».

Группа должна сделать вывод о том, что самое важное в этой ситуации — психологическая готовность матери к рождению ребенка. «Желанность» рождения ребенка, безусловно, влияет на формирование привязанности.

2.«Вы вернулись домой. Мама заранее приготовила все, что необходимо для ухода за тобой, ты лежишь в подержанной, но удобной кроватке, ты сыт, твои пеленки сухие, мама всегда рядом, разговаривает с тобой, улыбается и уделяет тебе много внимания»

«Что ты чувствуешь, Борис? Какую фасоль мы выбираем сейчас?».

Потребности Бориса находят удовлетворение. Мама делает все, чтобы он мог себя хорошо чувствовать. Чувство привязанности к ней растет, потому что она непрерывно удовлетворяет потребности ребенка.

3.«Борис, со временем твоя мама начинает уставать, чувствует опустошенность из-за того, что ей приходится заботиться о тебе одной. Она начала принимать спиртное, которое помогло ей однажды расслабиться. Когда ты голоден и начинаешь плакать, она замедленно реагирует и приходит не сразу. Ты успеваешь наплакаться и потом тебе трудно есть. Тебя резко кладут в кроватку, и ты снова плачешь. Но теперь мама просто выходит из комнаты и закрывает за собой дверь».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы выберем теперь?».

Борис узнает, что не всегда может рассчитывать на заботу. Рядом с ним все еще есть близкий взрослый, но привязанность к нему может начать претерпевать изменения.

4.«Проходит еще время. Борис, ты уже научился ползать, а затем и ходить. Твоя мама все больше пьет и все меньше следит за тобой. У тебя практически нет игрушек, ты часто бываешь один, тебе бывает страшно, бывает холодно, ты часто остаешься голодным, и несколько раз серьезно травмировался дома».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы кладем в стакан?».

Группа должна прийти к выводу о том, что многие потребности ребенка не удовлетворяются (один из вариантов жестокого обращения – пренебрежение нуждами и эмоциональное отвержение). Мир ребенка не безопасен. Это может привести к отказу от изучения окружающих предметов, вследствие чего развитие ребенка может задержаться.

5. «Борис. Твоя мама теперь живет с мужчиной. Он тоже много выпивает и часто бывает несдержан. Он кричит на тебя, иногда может ударить. Мама в таких ситуациях жалеет тебя, берет на руки. Но, когда ты мешаешь ей, она делает, то же самое, что и он».

Читайте также:  Что за цветок с длинными узкими листьями из луковицы

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы кладем в стакан?».

Имеет место физическое насилие. Опыт, который приобретает Борис, заставляет его все больше не доверять взрослым и миру. Реакции взрослых непредсказуемы. Поведение матери может формировать у Бориса амбивалентный тип привязанности.

6. «Борис. Тебе уже 4 года. Твои мама и отчим однажды вечером ушли из дома, и их не было три дня. Ты много плакал от страха и голода. Соседи вызвали милицию, приехали чужие люди и увезли тебя в приют. Тут много других детей и взрослых, тут тепло, тебе дают вкусную еду. Но ты никого не знаешь. Ты ждешь свою маму».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы добавим в стакан?».

(можно разбить ситуацию на две части: «один дома» и «помещение в приют»).

Отрыв ребенка от семьи — событие, иногда необходимое, но очень травмирующее, так как оно нарушает нормальный процесс развития привязанности к определенному взрослому. Что происходит, когда мы разрушаем эту привязанность? Происходит переживание горя, чем младше ребенок, тем сильнее и продолжительнее его переживания.

7. «Борис. Проходит немного времени и тебя помещают в новую семью. Ты входишь незнакомый дом. Тут много красивых игрушек. Взрослые очень доброжелательны по отношению к тебе. Они говорят, что будут о тебе заботиться».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какая фасоль будет выбрана нами?».

Важно, чтобы участники группы вспомнили о том, что момент помещения ребенка в новую семью тоже очень тяжелый для него. Чувство

пережитой потери обостряется. И страхи и сомнения, недоверия к взрослым сразу не проходят.

После проведения этой части упражнения стоит сделать промежуточные выводы, дать участникам выказать чувства, которые они испытывали в ходе упражнения, задавая наводящие вопросы:

«Что вы чувствовали в ходе выполнения, в ходе выполнения заданий?»

«Какие чувства у вас вызывает этот почти черный стакан фасоли?»

«Давайте вместе подумаем, можно ли в такой ситуации полностью изменить отношение этого ребенка к взрослым?»

«Можно ли сделать стакан полностью белым?»

«Стоит ли ждать быстрых результатов, пытаясь сформировать у него привязанность к новой семье?».

Упражнение может быть продолжено по-разному.

Вариант 1. Можно разделить группу на подгруппы и дать задание:

«Попробуйте представить, что Борис пришел в вашу семью. Что Вы можете сделать, что бы помочь ему пережить прошлый травмирующий опыт и сформировать новую привязанность к вашей семье. Напишите Ваш вариант продолжения истории для «управляемого фантазирования»».

Затем вместе с группами можно добавлять в стакан «жизни Бориса» белую фасоль, наглядно демонстрируя, как правильные действия родителей будут медленно, но изменять «цветовую гамму» психологического состояния ребенка.

Вариант 2. Если группа многочисленна или время проведения упражнения ограничено, можно продолжить «управляемое фантазирование» по готовому тексту, так же добавляя для наглядности в стакан белую фасоль.

Итак, продолжаем фантазировать:

1.«Борис, ты познакомился с членами семьи, в которую тебя поместили. Они привели тебя в нарядную комнату и показали место, приготовленное специально для тебя. Там есть уютная кроватка, игрушки и собственная тумбочка, в которую ты можешь положить свои вещи».

«Что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

2.«Проходят дни. Эти люди действительно заботятся о тебе. Стараются накормить тем, что ты любишь. Каждый ваш новый день интересен, тебе объясняют, что вы будете делать завтра, спрашивают, чем бы ты хотел заняться.

В доме тепло и уютно. Никто не кричит на тебя, с тобой разговаривают ласково и спокойно, при этом, когда ты хочешь побыть один, тебе никто не мешает».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Группа делает выводы о значении удовлетворения базовых потребностей ребенка для формирования привязанности. О важности создания безопасной среды для ребенка. Участники могут вносить свои предложения по поводу того, что еще можно делать для решения этих задач.

3.«Ты начинаешь осваиваться в новой обстановке, иногда ты бодр и весел. Но ты часто вспоминаешь свою маму и плачешь. Тогда тебя внимательно выслушивают и обязательно утешают. Когда в семье узнали, что у тебя есть фотография твоей мамы, ее вставили в красивую рамочку и повесили над твоей кроватью».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Подчеркивается необходимость поддерживать ребенка, проявлять эмпатию при проявлении ребенком своих чувств, успокаивать и подбадривать. Также речь непременно должна зайти и о связи ребенка с кровной семьей, о корректном отношении принимающей семьи к личной истории ребенка. Необходимости внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было в кровной семье. Важно сохранять памятные для него вещи.

4. «Ты очень подвижный ребенок, но у тебя не все получается. Когда ты роняешь посуду, пачкаешь или ломаешь вещи, тебя не ругают, а просто учат правильно обращаться с предметами. Ты любишь рисовать, и новая мама много рисует с тобой, папа же берет тебя иногда в гараж, где много новых, интересных для тебя штуковин. А вчера ты даже учился мыть машину! Когда у тебя хорошо получается что-то новое, все радуются и хвалят тебя».

Читайте также:  Каталея что за цветок где растет

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Группа должна осознать необходимость давать ребенку эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть. Помощь в овладении новыми навыками, любая совместная деятельность важные составляющие успеха в формировании привязанности.

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

5. «Борис, твое поведение иногда бывает не очень хорошим. Ты злишься, ломаешь игрушки. Ты бываешь очень упрямым и вспыльчивым. Ты пока не умеешь общаться с другими детьми и часто обижаешь их, когда вы с мамой гуляете на детской площадке. Родители терпеливо объясняют тебе, почему так поступать нельзя. Ты видишь, что когда ведешь себя плохо, взрослые огорчаются. А когда все хорошо, радуются и одобряют тебя».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Нужно подчеркнуть, что поведение ребенка, помещенного в новую семью характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, амбивалентностью чувств. Использование эффективных мер дисциплинарного воздействия, терпение, демонстрация желательного поведения, эмоциональное принятие ребенка помогут скорректировать поведение и сформировать у него привязанность.

6. «Проходит год с тех пор, как ты живешь в новой семье. Ты начал называть новых родителей мамой и папой. Ты ходишь в детский сад, где тебя многому научили, ты стал хорошо говорить, окреп физически. Тебе очень нравится, когда вся семья собирается вместе».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Какую фасоль мы добавим в стакан?».

По окончании упражнения, тренер обращает внимание группы на изменения, произошедшие в цветовой гамме стакана с фасолью в ходе второй части упражнения. Участникам предлагается поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них в ходе этой части упражнения.

Завершает упражнение обратная связь «по кругу» и общий вывод по теме.

Материал подготовлен педагогом-психологом

  • Нормативно-правовые документы для замещающих родителей
  • Нормативно-правовые документы для опекунов или попечителей над совершеннолетними недееспособными гражданами
  • Статьи специалистов Центра
  • Издательская продукция Центра
  • Методические разработки педагогов Центра для родителей
  • Методические разработки для специалистов Центра
  • Практические советы для кандидатов и действующих замещающих родителей
  • Информационные материалы о профилактике коронавирусной инфекции и вакцинации от COVID-19
  • Информационные материалы по обеспечению безопасности детей

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Тема: «Развитие связей: привязанность. Создание доверия».

  • Стадии эмоционального развития.
  • Значение привязанности.
  • Привязанность и разлука. Эффекты, влияние, травмы.
  • Модели привязанности и поведения ребёнка.
  • Пути формирования привязанностей.

Знакомим со стадиями эмоционального развития (по Ериксону).

Стадии развития ребёнка в период детства

Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир и люди вокруг него зависят друг от друга. Дети в период грудного возраста, получившие внимание, ласку, заботу и любовь от родителей (потребности ребёнка в этот период были удовлетворены), привыкают к мысли, что окружающий их мир доброжелателен и поэтому можно доверять людям.

Когда у ребёнка нет возможности показать на что он способен, а причиной этого могут быть его слишком строгие родители, которые заставляют делать то, что они считают нужным и не позволили ему делать то, что он мог и умел, то ребёнок в результате, может потерять веру в себя и свои возможности.

Инициативность – это отношение к окружающему миру и к собственным возможностям, к дальнейшему познанию этого мира. Ребёнок, который ведёт себя «слишком хорошо» испытывает в какой-то степени вину, исчезает желание отдохнуть и желание заняться чем-то новым.

Начинает иметь значение где-то в возрасте около 6 лет и продолжается в течении 5-6 лет. Осознание того, что ребёнку удалось что-то сделать, воодушевляет его и появляется чувство само достоинства и желание учиться и познавать мир далее. Осознание неудачи приводит к обратному – появляется чувство неполноценности, которое подавляет дальнейший интерес к учёбе.

  • ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ЗНАЧИМОСТИ

Это очень тяжёлый период для любого из нас, даже люди в возрасте переживают из-за недоверия другим людям, совести, чувства вины, успеха и неудачи – всё это очень сложные процессы.

  • А теперь будем говорить о привязанности (к воспитателю).

В идеале это родной родитель, но если так случилось, что ребёнка поместили в другую семью, то это приёмный родитель.

Привязанность:
«Нежная связь между двумя индивидуумами, которая выдерживает расстояния и которая связывает их эмоционально».

Хорошая привязанность ведёт к:
Близким постоянным отношениям / Пониманию того, что происходит.
Формируется:
Доверие Одобрение Эмпатия Комфорт
Уверенность в себе/Самоуважение Безопасность
Комфортность/Расслабление в социальных отношениях
Социальное понимание
Движение к другим/Понимание того, кто ты есть
Взаимная связь – понимание друг друга

Если у ребёнка не формируется привязанность, то ребёнок не может пройти все стадии эмоционального развития. Рассмотрим, как ребёнок воспринимает своего воспитателя если сформировалась привязанность.

Привязанность можно рассматривать как растение. Привязанность это корни, которые поддерживают рост цветка (зарисовать цветок). Если не будет корней, цветок просто упадёт.
Сейчас будем говорить о той ситуации, когда ребёнок не формирует привязанности, когда цветок не очень устойчив. Что происходит в этой ситуации с ребёнком? Какие проблемы могут возникнуть? (Выслушиваются ответы участников).

Составляется схема проблем (со слов участников).

Читайте также:  Как выпрямить цветок из фоамирана

Рассмотрим, что может произойти, если привязанность нарушается:

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОДЕЛИ / ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ
(на реакцию ребёнка оказывает влияние его
индивидуальность и стремление к выживанию)

Приемному родителю необходимо научиться правильно завершать этот цикл, удовлетворять потребности ребёнка.

НОВЫЕ РОДИТЕЛИ СТРЕМЯТСЯ ОБЕСПЕЧИТЬ

Подбадривание/ содействие в развитии привязанности/
Чуткость к невысказанной потребности.
Последовательность / Похвалу и поощрение/
Не ожидают слишком многого очень быстро.
Вы должны осознавать, что ребёнок нервничает в новом окружении.
Работают чувства – вкус, звук, прикосновении, запах.
Стимуляция/ Режим и целесообразность.

Привязанность может помочь ребёнку:

  • реализовать его потенциал
  • разобраться в его чувствах, переживаниях и ощущениях
  • логически мыслить
  • проявлять совесть
  • поверить в свои силы
  • справиться со стрессом и разочарованием
  • побороть страхи и переживания
  • развить будущие отношения

Приёмный родитель должен научиться реагировать на ребёнка без злости, иначе у ребёнка не будет формироваться привязанность.

Упражнение со свечами.
Это упражнение можно использовать как пример, чтобы показать привязанность ко взрослому и то, как ребёнок может формировать новые привязанности и старые привязанности могут быть нарушены.
Берутся 2 свечи
папа
мама
Когда родилась Н (ты) мама и папа её очень любили и давали ей много любви. Этот огонёк – ты, этот – твоя мама, этот – твой папа, поставь в ряд. Затем появился ещё один ребёнок (зажечь огонёк), брат А.
Все огоньки выстроились в рядок (по социометрии, отодвигая другие свечи). Кого ты ещё любишь – бабушку и дедушку. Это твои бабушка и дедушка ( зажигаются ещё два огонька).
В семье стало не всё хорошо. Папа и мама решили, что не могут за тобой ухаживать и отправили тебя в приют (забрали огонёк).
Социальные работники нашли тебе новую семью. Через несколько месяцев ты решила, что можешь уйти к ним жить. И это может быть твоя новая семья (мама, папа и сестра) (зажигаются огоньки). Но ты ещё не совсем решила, что любишь их очень. Но со временем решила, что ты их любишь.
Посмотри, сколько свечей горит вокруг тебя. И хотя они не все могут быть рядом с тобой, они всё равно любят тебя. Чувствуешь, какое тепло излучают свечи?

1) ☻Н ☻п 3) ☻п 4) ☻п ☻м
☻м ☻м ☻б ☻Н
☻б ☻д
☻Н ☻б
☻б ☻д

Пути формирования привязанности

  • Позитивное настроение, отношение к ребёнку.
  • расчёсывание волос (особенно у девочек).
  • Читать ребёнку.
  • Занятия интересным делом, вдохновить ребёнка, подтолкнуть ребёнка к общению, делу вне дома.
  • Показать заинтересованность делами и успехами в школе.
  • Готовить вместе с ребёнком пищу.
  • Привлечение к домашнему труду.
  • Говорить ребёнку о своих чувствах, что радует, что огорчает.
  • Говорить ребёнку о своём прошлом, рассказывать истории, которые рассказывали ваши бабушки и дедушки.
  • Составить родословную биологической и приёмной семьи.
  • Составлять книгу истории жизни ребёнка вместе с ребёнком.
  • Анализировать ситуацию, обиды; разбираться почему так.
  • Положительные физические контакты (обнял, приласкал), но надо быть осторожным:

«Закон 3*10»
10 раз похвалить
10 раз погладить
10 раз посмотреть в глаза

  • Играть с ребёнком.
  • Разместить фотографии семьи приёмного ребёнка.
  • Расскажите как вы горды и счастливы за то, что вас выбрали воспитателем.
  • Дать ребёнку вещь, которая принадлежит вам, талисман.
  • Узнайте, что ребёнок любит, а что нет.
  • Найдите время побыть наедине с ребёнком.
  • Разделить чувства и настроения ребёнка.
  • Если вы уехали, то всё равно поддерживайте связь с семьёй, с приёмными детьми (позвоните, пошлите открытку).
  • Улыбайтесь чаще друг другу.
  • Выделять событие знакомое для ребёнка и всегда вспоминать об этом.
  • Найти общие интересы с приёмным ребёнком, вовлекать своих детей.
  • Давайте возможность выбора и участия в принятии решений.
  • Нес ответственность за что-то и кого-то.

Упражнение: «Где Вы на дереве сегодня?»
Разные способы использовать это упражнение.

  • Ты счастлив. Покажи, как ты счастлив.

Если счастлив – фигура №1.
Если нет – фигура в низу.

  • У ребёнка спрашивается: «Зол ли ты? Как ты зол, покажи?»
  • Ребёнок может объяснить, как чувствует себя по отношению к приёмному воспитателю (показать № фигуры).

Позволяет невербально общаться с ребёнком.
Сегодня эти упражнения будем использовать в связи с привязанностями. Будете говорить сегодня о своих привязанностях. Должны подумать и выбрать адекватную фигуру о привязанности к Вашей семье. Если сильно привязаны – фигура будет вверху, если нет – то внизу.
После того, как обозначите привязанность к своей семье, поменяйтесь карандашами и обозначьте привязанность к этой группе
2 человека, которые хотят поделиться (обсуждение обозначенного).
Внимание обращается на ребёнка, который валится вниз, взбирается на лестницу.

На этой схеме поместили ребёнка в центр. Вокруг другие кружки: это члены семьи и все, кто окружает ребёнка. Мы просим у ребёнка с помощью стрелок показать привязанность к другим людям, соединив свой круг с более маленькими кружками. (Объясняем условные обозначения штрихов).
Можно сделать свой круг, если кого-то нет в кружках, и к кому Вы привязаны.
Это упражнение можно проводить как со взрослыми, так и с детьми. Эту картинку могут одновременно заполнить и ребенок, и приёмные родители. Цель – проследить совпадения.

Далее членам группы предлагается отметить свою привязанность. Обмен мнениями.

Источник

Adblock
detector