Меню

Тема сказки аленький цветок

Сказка «Аленький цветочек» для читательского дневника

Произведение С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» было написано в 1858 году. Жанр — сказка. Автор раскрыл темы взаимоотношений людей, поступков, любви, взаимопомощи и добра. Это увлекательное и красивое повествование о семье купца и событиях их жизни. Краткое содержание «Аленького цветочка» для читательского дневника позволит ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла.

Краткое содержание и план пересказа

Автор повествует о любви и семейных ценностях. Сказка показывает, что за чудовищной внешностью порой кроется огромное любящее сердце.

Купец собирался отбыть по торговым делам. Перед отъездом он предложил своим дочерям заказать подарки, которые привезет им по возращению. Каждая дочь сделала определенный заказ. Две старших купеческих дочки заказали красивые наряды и украшения, а младшая — аленький цветочек. Отец приобрел все гостинцы, кроме одного. Он не смог нигде найти подарок для младшенькой.

Как-то на купца напали разбойники. Мужчине чудом удалось спастись. Он оказался в каком-то волшебном замке, где нашел то, что искал. Во дворе рос аленький цветочек, тот самый, который заказала младшая дочь. Купец сорвал его, но это вызвало страшный гнев хозяина замка. Им оказалось страшное чудище. Мужчина рассказал, зачем ему понадобился цветок, после чего хозяин замка его отпустил, но с условием, что взамен к нему должна явиться одна из купеческих дочерей, причем по своей воле.

Купец прибыл домой, раздал подарки и сообщил страшную весть. На помощь отцу вызвалась младшая дочь. Она отправилась в замок к чудищу. Девушка стала жить там, а хозяин исполнял все ее желания. Чудище оказалось добрым, чутким и приветливым, в скором времени купеческая дочка полюбила его всем сердцем. Ее чистая любовь позволила снять злые чары. Вместо чудища, рядом с ней появился прекрасный принц. Вскоре они сыграли пышную свадьбу.

План сказки «Аленький цветочек»:

  1. Дальний путь.
  2. Поиск подарков.
  3. Встреча с разбойниками.
  4. Спасение и неожиданная находка.
  5. Разгневанное чудище.
  6. Возвращение домой и встреча с дочерьми.
  7. Страшная весть.
  8. Отъезд младшей дочки.
  9. Знакомство с чудищем.
  10. Любовь и снятие злых чар.
  11. Свадьба.

Действующие лица

В произведении представлены основные и второстепенные персонажи. К главным героям относят следующих действующих лиц:

  1. Купец — глава семейства, занимается торговлей. Это честный человек, больше всего любит свою младшую дочку.
  2. Старшие дочери — завистливые, склочные, жадные и эгоистичные особы.
  3. Младшая дочка — красивая, милосердная, отзывчивая, верная, преданная, чувственная и добрая девушка.
  4. Чудище — хозяин замка, где рос аленький цветочек. Им оказался заколдованный принц.

На примере героев автор показал, что самое ценное в жизни — любовь, доброта и верность. Произведение учит выполнять обещание, держать свое слово в любой ситуации, что бы ни случилось.

Основная мысль сказки

Младшая дочь купца олицетворяет добро. А именно то, что добрые, честные, милосердные и отзывчивые люди достойны самой высокой награды в жизни. Семейные ценности очень важны, благодаря состраданию дочь спасла от гибели родного отца, не побоялась чудища. Она была готова пожертвовать собой на благо семьи. Благодаря своим положительным качествам девушка смогла разглядеть добрую душу, за что была вознаграждена.

В сказке можно научиться справедливости, ценить все прекрасное, семью, брать ответственность на себя.​

К этому произведению подходит следующая поговорка: «Не суди о человеке по его внешности, суди по его делам». Также сюда можно отнести пословицу: «Доброе дело без награды не останется». Мораль такова, что человек должен видеть внутренний мир, а уже после обращать внимание на внешний. Это ярко показано на примере чудища.

За ужасной внешностью скрывается добрая и чувственная натура. Таким образом, снаружи можно увидеть не то что внутри. В этом главная мысль сказки «Аленький цветочек».

Отзывы о книге

В школе изучали «Аленький цветочек» в 4 классе, план составляли и делали анализ для читательского дневника. Сказка необычная, добрая, запоминающаяся. Такие книги необходимо читать каждому человеку, так как в них раскрываются важные темы, например, семья, взаимоотношения, любовь. Советую прочитать сказку полностью, а после посмотреть мультфильм.

В школе мы проходили это произведение, писали по нему сочинение и тест. Мне сказка понравилась. Она очень добрая, интересная и поучительная. В книге говорится про разницу во внешнем и внутреннем мире, которую можно сразу не заметить. Внешность обманчива. Это выражение очень точно подходит к этому произведению. Желательно перечитывать такие книги, так как со временем хорошие примеры забываются. Подойдет взрослым и детям.

Книга поучительная, интересная. Читать ее — одно удовольствие. В сказке подняты важные темы (любовь, добро, милосердие, сострадание, семья), есть чему поучиться. Чтение в кратком сокращении тоже интересно, но советую прочесть книгу полностью. Рекомендую всем.

Источник

Какова основная мысль сказки Аленький цветочек. Чему она учит.

Ответ или решение 7

Чему учит сказка Аленький цветочек

Любая прочитанная нами сказка оставляет след в нашей душе и нашем разуме. Эти незримые уроки остаются в нашей памяти и влияют на нашу жизнь. Каждая сказка учит нас чему-то новому, так рассмотрим это на примере сказки Аленький цветочек:

  1. Выполнять обещания. Купец искал и привез для дочерей обещанные гостинцы, рискуя своей жизнью. Младшая дочь купца сдержала слово, данное чудовищу, вернулась к нему после встречи с семьёй.
  2. Оценивать человека не по внешнему виду, а по поведению. Главная героиня полюбила чудовище, несмотря на его ужасный вид. Она разглядела в нем доброе сердце и чистые помыслы. Он отпустил ее к батюшке и сестрицам, невзирая на страх потерять ее.
  3. Быть добрым к окружающим людям. Главная героиня добрая девушка. Ее доброта проявляется в заботе об отце — она отправилась к чудовищу вместо него, так как цветочек аленький был ее гостинцем. Она добра к чудовищу — попросила показаться ей, заботилась о нем, вернулась к нему.
  4. Любви. Сказка показывает, что любовь не знает преград и трудностей.
Читайте также:  Брошь цветок из перьев

Главная мысль сказки Аленький цветочек

Главная мысль сказки Аленький цветочек заключается в том, что любовь — главное, что есть у человека. Любовь заставляет людей совершать благородные и бескорыстные поступки. Отец очень любил своих дочерей. Он хотел пожертвовать собой ради младшей дочери. Он планировал отправится к чудовищу вместо нее, так как не хотел чтобы она была его пленницей. Дочь любила своего отца, и узнав, что чудовище хочет убить его — отправилась к нему сама. Она не боялась умереть или жить в плену — она хотела спасти отца. Чудовище было ласково с ней и отпустило ее к родным. Она могла не возвращается, но вернулась — это было ее обещанием. Увидев чудовище мертвым она поняла, что полюбила его за доброту, заботу и честность. Она поняла, что чудовище полюбило ее и что она любит чудовище. Это великое чувство преобразило чудовище и спасло ему жизнь. Оно сделало его человеком — добрым, сопереживают и заботливым. Любовь сделала его красивым в глазах юной, влюбленной девушки.

Эта сказка учит нас любить человека не за внешнюю красоту, а за прекрасную душу, за глубокие внутренние качества. В этом и заключается смысл сказки. Девушка полюбила чудовище. Она увидела в нем доброе и сердечное существо, увидела в этом чудовище те качества, которые иногда нельзя увидеть в людях, потому что люди злые и бесчувственные (как, например, ее сестры).

Девушка сама была доброй и чувственной девушкой, поэтому она полюбила чудовище, которое оказалось совсем не чудовищем, а заколдованным молодым человеком.

Чему учит сказка Аленький цветочек
Любая прочитанная нами сказка оставляет след в нашей душе и нашем разуме. Эти незримые уроки остаются в нашей памяти и влияют на нашу жизнь. Каждая сказка учит нас чему-то новому, так рассмотрим это на примере сказки Аленький цветочек:

Выполнять обещания. Купец искал и привез для дочерей обещанные гостинцы, рискуя своей жизнью. Младшая дочь купца сдержала слово, данное чудовищу, вернулась к нему после встречи с семьёй.
Оценивать человека не по внешнему виду, а по поведению. Главная героиня полюбила чудовище, несмотря на его ужасный вид. Она разглядела в нем доброе сердце и чистые помыслы. Он отпустил ее к батюшке и сестрицам, невзирая на страх потерять ее.
Быть добрым к окружающим людям. Главная героиня добрая девушка. Ее доброта проявляется в заботе об отце — она отправилась к чудовищу вместо него, так как цветочек аленький был ее гостинцем. Она добра к чудовищу — попросила показаться ей, заботилась о нем, вернулась к нему.
Любви. Сказка показывает, что любовь не знает преград и трудностей.
Главная мысль сказки Аленький цветочек
Главная мысль сказки Аленький цветочек заключается в том, что любовь — главное, что есть у человека. Любовь заставляет людей совершать благородные и бескорыстные поступки. Отец очень любил своих дочерей. Он хотел пожертвовать собой ради младшей дочери. Он планировал отправится к чудовищу вместо нее, так как не хотел чтобы она была его пленницей. Дочь любила своего отца, и узнав, что чудовище хочет убить его — отправилась к нему сама. Она не боялась умереть или жить в плену — она хотела спасти отца. Чудовище было ласково с ней и отпустило ее к родным. Она могла не возвращается, но вернулась — это было ее обещанием. Увидев чудовище мертвым она поняла, что полюбила его за доброту, заботу и честность. Она поняла, что чудовище полюбило ее и что она любит чудовище. Это великое чувство преобразило чудовище и спасло ему жизнь. Оно сделало его человеком — добрым, сопереживают и заботливым. Любовь сделала его красивым в глазах юной, влюбленной девушки.

Эта сказка учит нас любить человека не за внешнюю красоту, а за прекрасную душу, за глубокие внутренние качества. В этом и заключается смысл сказки. Девушка полюбила чудовище. Она увидела в нем доброе и сердечное существо, увидела в этом чудовище те качества, которые иногда нельзя увидеть в людях, потому что люди злые и бесчувственные (как, например, ее сестры).

Девушка сама была доброй и чувственной девушкой, поэтому она полюбила чудовище, которое оказалось совсем не чудовищем, а заколдованным молодым человеком.

Источник

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе Тема: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
методическая разработка по чтению (4 класс)

Форма проведения урока – квест. Тип урока: закрепление пройденного материала. Используемые методы и технологии: технология проблемного обучения, продуктивного чтения, технология деятельностного метода обучения.

Читайте также:  Весной в садах привлекает внимание крупный цветок

Скачать:

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

(второй урок) Форма проведения – квест.

Сидорова Евгения Анатольевна,

учитель начальных классов

Спасского муниципального района

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек».

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Предметные : умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С. Т. Аксакова.

Используемые методы и технологии: технология проблемного обучения, продуктивного чтения, технология деятельностного метода обучения.

  • Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова);
  • портрет писателя С. Т. Аксакова;
  • мультимедийный проектор,
  • электронная презентация;
  • конверты, карточки с заданиями.
  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к деятельности.

Они поведут нас лесами, морями,

Стоит только страницы открыть.

Назовите главные признаки сказки как жанра литературы и фольклора.

Торжество добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.

-Да, нет ничего интереснее сказки. Послушайте загадку о сказке.

Он в казне не видел прока,

Как то раз купец собрался

За прибытком аль привесом.

Старшеньким – каменьев ярких.

-Догадались о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

-Многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечатлениями о русских народных сказках. Народные сказки побудили их к созданию своих собственных сказок. В этом мы убедились на прошлом уроке.

-С этим произведением мы знакомились на прошлом уроке.

-Кто автор этого произведения?

-Назовите главных героев сказки.

— Какую роль сыграли родители и ключница Пелагея в жизни писателя?

  • мама – любовь к чтению (стал умным, образованным);
  • папа – любовь к природе (писал много о природе);
  • ключница Пелагея – увлечение сказками (написал сказку «Аленький цветочек»)

-Сегодня продолжаем работу над содержанием этой сказки.

Используя слова-помощники, определите задачи урока:

-Заглянем в творческую лабораторию…… (писателя С.Т. Аксакова)

-Исследуем…. (содержание сказки, художественные особенности сказки)

-Раскроем…. (авторский замысел)

-Сегодня на уроке я предлагаю вам стать участниками литературного квеста. Вам предстоит выполнить много интересных заданий и в конце урока ответить на главный вопрос: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке «Аленький цветочек»?

Условия для проведения квеста:

  • Нужна дружная команда, которая умеет работать сообща.
  • Нельзя получить следующее задание, не выполнив предыдущего.
  • Хорошее настроение
  • Сколько дочерей было у купца?
  • Куда собирался уезжать купец?
  • Какие гостинцы просили привезти его дочери?
  • Где увидел отец цветок?
  • Как купец понял, что это именно тот цветок?
  • Что случилось, когда он сорвал цветок?
  • Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?
  • Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?
  • Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами?
  • Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?
  • Чем закончилась сказка?

Задание 2 «Восстановите сказку»

Деформированный текст на разрезанных карточках

Проснулся купец. Встал он со кровати высокой, платье ему все приготовлено, и фонтан воды бьет в чашу хрустальную; он одевается, умывается и уже новому чуду дивуется: чай и кофей на столе стоят, и при них закуска сахарная…

Вот видит он в окна растворенные, что кругом дворца разведены сады диковинные…

Захотелось ему по тем садам прогулятися.

Ходит честной купец, дивуется…И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать.

У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным:

Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.

И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния, и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами, — и вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное мохнатое, и заревел он голосом диким:

– Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок?

Читайте также:  Проблема почему бумажный цветок изменил свой цвет главное цель

Я хранил его пуще ока моего, и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни.

Задание 3 «Дать характеристику героям»

Положительный или отрицательный

Слова для справок: добрый, вежливый, отзывчивый, жадный, обидчивый, злой, простой, задумчивый, честный, справедливый, несдержанный, общительный, воспитанный, завистливый, молчаливый, внимательный, жестокий, грустный, веселый, скромный, искренний

— Как могла красавица полюбить страшное чудище?

ВЫВОД: Не суди о людях по внешности, а суди по их делам. Мы часто судим о человеке по внешности, а в народе говорят: «Важно не то, что снаружи, …а то что внутри».

Задание 4 «Найдите в тексте»

1. Мы уже говорили о том, что отец воспитал в Сергее Аксакове любовь к природе. В каких фрагментах сказки проявилась эта любовь? Найдите в тексте.

Описание сада во дворце чудовища: сам сад, деревья, плоды, птицы; зачитывают строки.

2. Прочитайте описание зверя
-Почему девушка перестала его боятся?
-Почему она решила побывать дома?

-Как вы думаете, а почему заболел отец?

-Возможно ли такое на самом деле, что дочка увидела такой сон? Или это волшебство вмешалось?

Такое бывает на самом деле. Человек может чувствовать близкого человека даже на расстоянии. Часто такие сны видят мамы о своих детях.

Задание 5 «Вспомните признаки народной сказки. Есть ли эти признаки в сказке «Аленький цветочек»? Если есть, докажите. (Заполняют таблицу)

Есть ли эти признаки в сказке «Аленький цветочек»

Чары злой колдуньи разрушены

Герои делятся на положительных и отрицательных

Положительные герои – купец, младшая дочь, чудище лесное

Отрицательные – колдунья, сестры

Построение: зачин, присказка, концовка

Зачин – «В некотором царстве, некотором государстве…»

Присказка – «много ли мало времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро делается…»

Концовка: «И стали они жить поживать да добра наживать»

аленький цветочек, золотой перстень, огненные слова

как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель

3 сестры, срок 3 дня, дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, 30 лет провёл королевич в образе зверя

Вывод: «Аленький цветочек» — литературная сказка. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. В этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам.

Задание 5 «Художественные средства»
Автор использует в сказке такие художественные средства, как прием олицетворения, сравнение, эпитеты, метафоры. Найдите их в тексте. Заполните таблицу.

Сравнение — это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто.

Олицетворение — перенос признаков живого существа на неживой предмет.

Эпитет — это образное определение предмета, явления в виде сравнения.

Метафора — это скрытое сравнение. Признак метафоры — ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож».

«свет как от месяца полного», «как среди бела дня», «Как от солнца было светло в темную ночь», «словно деревья расступаются», «Будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у беркута».

«красота прибавлялася», «струя бежит», «земля зашаталась», «В сердце ужалило», «вылетел цветочек», «явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась земля».

красавицы писаные, дочери пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, тридевятое царство, тридесятое государство, венца самоцветного, хрусталя беспорочного, батюшка родимый, крепче прежнего, аленький цветочек, заветный гостинец, по лесу дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая, чертог королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом диким, заповедный цветок, сыру землю, горе сердешное, тело безобразное, часу урочного, солнышко красное, глаза совиные, руки кривые, нос крючком и т.д.

Богатство – дело наживное, двух смертей не бывать, а одной не миновать, от страха зуб на зуб не попадал.

Вывод: Мы убедились, что автор использовал художественные средства, которые придают сказке поэтичность, выразительность, делают её волшебной.

-Вы успешно справились со всеми заданиями. Готовы ответить на главный вопрос литературного квеста: Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла; добрые чувства способны победить зло. Добро и любовь побеждают зло.

-Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке?

-Что же самое главное хотел сказать С.Т. Аксаков читателям? Какова идея сказки?

Учащиеся стараются сформулировать авторский замысел сказки: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда счастья не найдут.

-Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?

— Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких на все были готовы.

-Сказка «Аленький цветочек» живет уже около 160 лет, и не стареет, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив. Это сказка о любви. Автор очень просто и задушевно поведал нам историю любви, которая может произойти с каждым.

Источник

Adblock
detector