Меню

Сочинение тема труда в сказе каменный цветок

напишите сочинение по сказу Бажова «каменный цветок»

ДАНИЛА — герой сказа П. П. Бажова «Каменный цветок» (1938). В основу этого философ-ско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о Малахитнице, Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. Сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. Данилку Недокормыша звали «блаженным». Ни в казачках господских, ни в подпасках оказался он «не гож», и тогда отдали его в обучение к мастеру Прокопьичу «по малахит-ному делу».

Так он «вырос за работой» и стал лучшим мастером в своем деле. Но не увлекала его работа: «Трудности много, а красоты ровно и вовсе нет». Надумал Д. «полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Вспомнил он рассказ старой ведуньи Вихори-хи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. Бросился Д. в ноги Хозяйке Медной горы: «Покажи цветок!» Та просьбу выполнила, но «затуманился» Д. после того, как цветок увидел, «голову разломило». Бросил он свою невесту, названого отца Прокопьича, «ахнул ба-лодкой» и сгинул: Малахитница взяла его в «горные мастера». О дальнейшей судьбе Д. повествует автор в двух других сказах — «Горный мастер» (1939) и «Хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «Малахитовая шкатулка». Интерпретации образа Д. -мастера традиционно связаны с проблемами мами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.

Сказ экранизирован в 1946 г. режиссером А. Птушко; созданы опера К. В. Молчанова «Каменный цветок» (1950), балет С. С.

Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (1950). В партии Д. дебютировал на сцене Большого театра В. В. Васильев (1959).

ДАНИЛА — герой сказа П. П. Бажова «Каменный цветок» (1938). В основу этого философ-ско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о Малахитнице, Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. Сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. Данилку Недокормыша звали «блаженным». Ни в казачках господских, ни в подпасках оказался он «не гож», и тогда отдали его в обучение к мастеру Прокопьичу «по малахит-ному делу». Так он «вырос за работой» и стал лучшим мастером в своем деле. Но не увлекала его работа: «Трудности много, а красоты ровно и вовсе нет». Надумал Д. «полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Вспомнил он рассказ старой ведуньи Вихори-хи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. Бросился Д. в ноги Хозяйке Медной горы: «Покажи цветок!» Та просьбу выполнила, но «затуманился» Д. после того, как цветок увидел, «голову разломило». Бросил он свою невесту, названого отца Прокопьича, «ахнул ба-лодкой» и сгинул: Малахитница взяла его в «горные мастера». О дальнейшей судьбе Д. повествует автор в двух других сказах — «Горный мастер» (1939) и «Хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «Малахитовая шкатулка». Интерпретации образа Д. -мастера традиционно связаны с проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.

Сказ экранизирован в 1946 г. режиссером А. Птушко; созданы опера К. В. Молчанова «Каменный цветок» (1950), балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (1950). В партии Д. дебютировал на сцене Большого театра В. В. Васильев (1959).

Источник

«П.П.Бажов. Каменный цветок». Тема искусства и труда в сказе»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок литературы в 5 классе по сказу П.П. Бажова

Читайте также:  Платонов неизвестный цветок рассказ от лица даши или цветка

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Урок закрепления изученного материала

«П.П.Бажов. Каменный цветок ». Тема искусства и труда в сказе»

Подготовила Куксова Олеся Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Тема: « П.П.Бажов «Каменный цветок». Тема искусства и труда в сказе» (2-й урок).

Цель: продолжение знакомства с творчеством П.П.Бажова, с его сказом «Каменный цветок»; формирование умения работать над текстом произведения, давать характеристику героев; развитие устной речь уч-ся; воспитание любви к труду.

Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная – воспитывать культуру общения;воспитывать в себе чувство любви к природе, уважение к талантливым людям — хранителям красоты.

Предметные умения : знать содержание сказа, уметь определять позицию автора произведения, выделять проблемы, соотносить позицию автора со своей позицией.

Личностные : формировать интерес к изучению литературы; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью, способность осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать.

Регулятивные : уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные: строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою.

Познавательные: находить достоверную информацию из текста для решения учебной задачи, уметь устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне ( используя опорные вопросы, жизненный опыт и информацию на уроке).

Основные понятия : сказ, сюжет, позиция автора, диалог

Межпредметные связи :окружающий мир, культура речи, изобразительное искусство.

Методы и педагогические технологии : объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод,музыка.

Оборудование: записи на доске, портрет П.П.Бажова, выставка книг, рисунки уч-ся к сказу, текст произведения, презентация .

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Бажова,с его сказом «Каменный цветок. Известный литератор Федор Гладков, современник Бажова, признавался: «Его Малахитовую шкатулку» я читал и перечитывал. Это была действительно волшебная шкатулка, сделанная искусным умельцем, полная ослепительных драгоценностей, созданных сомобытным художником».

— Давайте сейчас ещё раз приоткроем эту шкатулку и полюбуемся ее драгоценностями, полистаем страницы сказа « Каменный цветок» и поговорим о его героях.(3 сл.)

2. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.

— Чтение учащимся стихотворения на фоне музыки. (4 сл)

На дворе пурга в окно стучится.

Ночь уж на дворе стоит давно.

О Хозяйке, что живет в горе.

Вижу я Данилушку — и сразу

Вижу я, как девочка Татьяна

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит.

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло.

В дальний домик дедушки Бажова

— Сказы П.П. Бажова ярки и живописны. (5 сл)
И такое цветовое богатство не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Но главное богатство Урала – его люди. Все они великие труженики, умельцы. Во многом благодаря Бажову стали известны имена крепостных мастеров – камнерезов, сумевших постичь душу камня, вдохнуть жизнь в мертвую горную породу. Об уральских умельцах нам расскажут ученики нашего класса.

Чтение стихотворения учеником.(6 сл)

Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?-
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней,
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах,
Об их тяжелой доле,
Волшебных золотых руках,
Закованных неволей.

Читайте также:  Рассказ почему рассердилась бабушка про цветок

— Ученический проект на тему: «Уральские мастера»

— Перед нами сказ Бажова об уральских мастерах, о людях талантливых, (7сл) трудолюбивых. Но перед тем, как перейти к непосредственной работе с текстом, к работе над образами героев, вспомним отличия сказа от сказки.

— Ученический проект на тему «Отличие сказа от сказки».

  • 3. Этап закрепления новых знаний.

(8 сл)- Бажов ценил полноту и естественность русской речи. Образом и источником, художественного мастерства было для Бажова устное народное творчество. Бажов не раз говорил о себе как о писателе, «работающем в фольклоре». Речь автора богата такими художественными средствами, как пословицы, поговорки, фразеологизмы, эпитеты, диалектные слова, устаревшие слова, слова с диалектными морфемами и с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксом — то. Охарактеризуйте речь героев,что необычного мы видим? Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой).

— От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать.

( Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо .)

(9сл)- Обратимся к главному герою сказа –Даниле.

1.Чем Данила отличается от других детей? Расскажите о жизни Данилки.

Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.

(10 сл)2. Как жилось у Данилыча? Как и в чем проявляется его мастерство?

(11сл)3. Как меняется образ Данилы? (портретная характеристика)

4. Как раскрывается в сказе талант Данилы,его душа художника?

— (12сл)5. Почему Даниле не нравится чаша?

  1. Просмотр эпизода фильма «Каменный цветок» (14 сл)

— Ребята, посмотрим эпизод фильма «Каменный цветок» и ответим на вопрос — Зачем Данила хочет посмотреть на каменный цветок?

  1. Образ Хозяйки Медной Горы(15 сл)

— Портретная характеристика, образ.

(16сл)- Почему она не хочет показывать Даниле цветок? А показывает ли?

  1. Инсценировка «Хозяйка показывает каменный цветок».(17-18 сл)
  2. Почему Данил разбил свою чащу, но не тронул барскую?(19 сл)

( « Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала)

— Итак, в чем же заключается смысл сказа «Каменный цветок?»

( Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка мастерства.)

  1. Ученический проект « Каменный цветок» в искусстве».
  2. Письмо к герою.
  3. Иллюстрации к произведению.
  4. Чтение собственного стихотворения учащимися.
  • 4 . Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Читайте также:  Лепка рельефная декоративная изразцы чудо цветок

Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда. Нам очень интересно, что же дальше случилось с мастером. А вот об этом вы узнаете, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Каменный цветок» Драматическая сказка в двух действиях, по мотивам сказов П. П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер».

Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор.

Презентация «Сравнительный анализ сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» и сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» .

В презентации даётся сравнительный анализ сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» и сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке». Выполнила ученица 5б класса Фатнёва Дарья.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок»

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, про.

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс: 5Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Викторина по сказу П. Бажова «Каменный цветок»

Викторина по сказу П. Бажова «Каменный цветок». Презентация создана с использованием технологического приёма «Анимированная сорбонка»Можно использовать на уроке литературы и во внеклассной работе по л.

Статья Тема: «Воспитание интереса к творчеству П.П. Бажова на примере изучения сказа «Каменный цветок»»

Статья на тему:»«Воспитание интереса к творчеству П.П. Бажова на примере изучения сказа «Каменный цветок»» позволит молодому педагогу провести один или несколько уроков, наполненных интересной информа.

Тест по сказу Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»

Тест по сказу Павла Петровича Бажова «Каменный цветок&quot.

Источник

сочинение «Как расскрывается в сказе Бажова тема творческого труда

Глубоко разработал Бажов тему труда-творчества, труда-искусства в цикле сказов о камнерезе Даниле и его сыне Мите («Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка»). В этом цикле прослежен весь путь крепостного рабочего-художника, весь процесс его духовного развития. Данила с детских лет остро чувствует красоту природы, воспринимает ее во всем богатстве красок, удивительно ярко о ней рассказывает. Отданный в учение мастеру Прокопьичу, Данила вынужден тратить свои душевные силы и талант на изготовление по барскому чертежу изощренно-безвкусной малахитовой чаши «со всякими штуками». «Неживой» получается у Данилы и задуманная им самим по образцу «дурман-цветка» малахитовая чаша.

И все же правы исследователи бажовских сказов, подчеркивавшие в образе камнереза Данилы благородство, духовную цельность и красоту. Этот образ «зовет к одухотворенному высокими целями творчеству». Ведь во имя этого творчества, мечтая «полную силу камня самому поглядеть и другим показать», отказывается Данила от всего личного и уходит от родных и близких ему людей в волшебное царство Хозяйки Медной горы. Уходит, чтобы овладеть секретами высокого мастерства. Живой, творческий труд наполняет радостью и дает ощущение подлинного человеческого счастья и другим героям бажовских сказов. С детских лет, оказывается, «на выдумки мастер» и сын Данилы — Митя. Но в отличие от отца он не копирует, не подражает природе, а стремится воплотить ее в оригинальных художественных образах. Поэтому так правдоподобна и так поэтична «хрупкая веточка» с ягодами крыжовника, выточенная Митей. Хозяйке Медной горы незачем показывать Мите готовые образцы искусства. Она лишь помогает ему найти необходимый материал для изготовления задуманной им вещи. Митя преодолевает в своем творчестве ремесленничество и натурализм.

Источник

Adblock
detector