Меню

Рассказ заботливый цветок иногда называют сказкой согласны ли вы

Конспект урока по родной литературе на тему «Рассказ К.Г. Паустовского «Заботливый цветок»» (6 класс).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по родной литературе для 6 класса. Тема: К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения.

Задачи урока: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта, опоры на социальный опыт; воспитывать экологическую культуру поведения; развивать исследовательские навыки.

Оборудование: мультимедиа, презентация к уроку, выставка книг К.Г. Паустовского, портрет писателя.

Вашим домашним заданием было самостоятельное прочтение рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Заботливый цветок».

— Как вы понимаете слова Константина Георгиевича Паустовского?

«Жизнь, окружающая нас, бывает интереснее самых волшебных сказок».

-О каком цветке идёт речь в рассказе? Как называют его в народе? -Посмотрите, как он выглядит.

— Вы конечно обратили внимание перед чтением на название.

— Какие вопросы до чтения у вас возникали?

— А разве может быть цветок заботливым?

— А когда у вас болит горло, настоем какого растения вам предлагают полоскать горло? — А когда летом у вас появляется ранка, какое растение помогает его вылечить?

Вывод : Цветок тоже может быть заботливым.

3. Постановка задачи урока:

Сегодня мы ещё раз внимательно прочитаем рассказ «Заботливый цветок», будем учиться анализировать произведение, узнаем о жизни и творчестве этого писателя.

4. Работа с текстом во время чтения.

Словарная работа проводится по ходу чтения

Лесничество-( стр. 115 внизу)

-Как мальчики объяснили, что это за беличьи запасы и почему они брали сосновые шишки именно в дуплах?

— Почему раньше лесники вырубали кипрей? ( стр. 119)

— Михаил Михайлович называет его наш помощник.

Почему? Чем он помогает лесникам?

(возле кипрея без страха растут все соседи, особенно сосенки)

Гарь-это сильный запах дыма и его осадок.

5. Работа с текстом после чтения

а) Беседа по содержанию рассказа.

— Какие научные сведения о кипрее узнали из рассказа?

Дети: Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря чему молодые деревья зимой не замерзают.

-Чему научили вас герои произведения?

-Прочитайте, что ещё нового и интересного вы узнали из этого произведения?

в) Тест по прочитанному произведению: слайд 6

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

2. Как называют кипрей в народе?

3. Для чего дети ходили в лесничество?

4. Почему белки хорошие помощники?:

5.К какому жанру относится произведение?

6. Напишите краткий отзыв о рассказе.

— Почему рассказ назван «Заботливый цветок»?

-О чьей жизни заботится маленький простенький цветок?

Учитель: Сегодня на уроке вы учились анализировать художественное произведение, рассуждать, думать.

Надеюсь, что вам пригодятся знания, полученные на уроке в дальнейшей жизни. Любите природу и берегите её!

7. Домашнее задание. Работа над вопросами по тексту.

1. Как называется высокое растение с красными цветами собранными в большие стоячие кисти?

3. Что случилось, когда рассказчик шел перед вечером мимо базарной площади? Что увидел?

4. О чем рассказал громкоговоритель?

5. О чем решил спросить мальчиков рассказчик?

6. О чем пообещал не рассказывать Анне Петровне?

7. Кто такая Анна Петровна, как её называли в лесничестве?

8. Где увидел рассказчик Михаила Михайловича и Анну Петровну?

9. Почему люди забирают шишки у белок?

10. Как кипрей называют в народе?

11. Почему сначала его уничтожали?

12. Что случалось с теми соснами, у корней которых вырывали кипрей?

13. Почему вокруг кипрея нет инея?

14. Почему корешки побегов не замерзают?

15. Как стал рассказчик относиться к запасам белок и растениям после посещения леса?

16. Как Анна помогла сохранить лист кипрея?

Читайте также:  Как понять самоотверженный цветок

17. Как называлась книга, в которую мальчик положил эту кисть?

18. О чем думал мальчик каждый раз, открывая эту книгу?

19. Может ли быть цветок полезным, заботливым?

20. Напишите мини-рассказ из 10 предложений о любом растении. Расскажите, как оно заботится о людях.

Краткое описание документа:

Тема урока: К. Паустовский «Заботливый цветокТип урока – урок когнитивного типаОборудование:1Литературное чтение: учебник для 3 класса образовательных учреждений. В 4 частях,ч.4/ О.В. Кубасова.– 10-е издание – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. 2. Компьютер, экран,3 Презентация,4 Дидактический материал(карточки),5Толковый словарь Ожегова,.Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения. Задачи урока: Образовательные (предметные): — продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского через рассказ «Заботливый цветок»;- совершенствовать умение анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел;- совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения; Воспитательные (личностные):- воспитывать любовь к природе, способность видеть ее красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах.- формировать умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения. Развивающие (метапредметные):- развивать речь учащихся (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;- развивать творческие способности у учащихся. Ожидаемый результат: В результате изучения данного материала учащиеся должны самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, уметь анализировать произведение, Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: учащиеся знакомы с произведениями К.Г. Паустовского, могут назвать жанры произведений, художественные средства (олицетворение, сравнение), имеют высокий уровень навыка чтения, умеют работать в группах. Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей.Об этом кипрее я и хочу рассказать.Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса.Как всегда в таких городках, на базарной площади весь день стояли телеги с сеном. Около них спали мохнатые лошадёнки. К вечеру стадо, возвращаясь из лугов, подымало красную от заката пыль. Охрипший громкоговоритель передавал местные новости.Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой. Среди улицы мальчишки играли в футбол. Громкоговоритель висел на телеграфном столбе. Он неожиданно защелкал, откашлялся и сказал басом:«Ребята! Напоминаем, что завтра в шесть часов утра состоится поход в Моховой лес для сбора сосновых шишек из беличьих запасов. Руководить походом будет сотрудница лесничества Анна Петровна Заречная».Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об этом? Мальчишки продолжали гонять мяч, будто они и не слыхали громового голоса из чёрной тарелки на столбе. Из окна в соседнем домишке высунулась старушка.– Петя! – закричала она дребезжащим голосом. – Кузя! Ступайте домой, неслухи. Завтра спозаранку в лес идти, а вы футбол затеяли. Я вас на заре подымать не буду. Я вам не будильник.– Счас! – закричали в ответ мальчики. – Последний гол забьём!Неожиданно футбольный мяч угодил в козу, привязанную к крылечку. Коза вскрикнула, взвилась на дыбы и оборвала верёвку. Мальчишки бросились врассыпную. Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки.– Озорники! – закричали хозяйки. – Вот скажем Анне Петровне, чтобы она вас в лес не брала.Я пошёл дальше. За углом я увидел мальчиков. Они, оказывается, прятались там от хозяек.– Ребята, – спросил я мальчиков, – что это за беличьи запасы, про которые объявляли по радио?Мальчики наперебой начали рассказывать мне, что никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки.– Они их себе на зиму запасают! – кричали мальчики. – Складывают в дупла. Да ты не толкайся, дай мне сказать. Белка только здоровые шишки берёт.– Без нас эти шишки никто и не достанет! – закричал мальчик с отчаянными синими глазами. – Дупло высоко. А мы туда – раз-раз! Мигом долезем и все шишки выберем.– А вам белок не жалко? – спросил я.– Белки не обижаются! – закричали, волнуясь, мальчики. – Они за два-три часа опять полное дупло натаскают.– Вы в лесничество идёте? – спросил меня мальчик с синими глазами.– Да, в лесничество.– Мы давно приметили, что вы туда ходите. Так вы, пожалуйста, Анне Петровне про козу не рассказывайте. Мы в неё мячом случайно попали.Я пообещал ничего не говорить Анне Петровне. Но даже если бы я ей и рассказал про случай с козой, то Анна Петровна (все в лесничестве её звали Анютой) на мальчиков не рассердилась бы, потому что сама была молодая, весёлая и только год назад окончила лесническй техникум.

Читайте также:  Гардения значение цветка для дома

Источник

Урок по литературному чтению на тему К. Г. Паустовский «Заботливый цветок»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок»

Цел и: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта, опоры на социальный опыт; воспитывать экологическую культуру поведения; развивать исследовательские навыки.

Оборудование : мультимедиа, презентация к уроку, выставка книг К.Г. Паустовского, портрет писателя.

-Дома вы самостоятельно читали рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Заботливый цветок»

— Как вы понимаете слова Константина Георгиевича Паустовского? Слайд 2

«Жизнь, окружающая нас, бывает интереснее самых волшебных сказок».

-О каком цветке идёт речь в рассказе? Как называют его в народе? -Посмотрите, как он выглядит. Слайд 3

— Вы конечно обратили внимание перед чтением на название.

— Какие вопросы до чтения у вас возникали?

— А разве может быть цветок заботливым?

— А когда у вас болит горло, настоем какого растения вам предлагают полоскатьгорло? -А когда летом у вас появляется ранка, какое растение помогает его вылечить?

Вывод : Цветок тоже может быть заботливым.

3. Постановка задачи урока:

Сегодня мы ещё раз внимательно прочитаем рассказ «Заботливый цветок», будем учиться анализировать произведение, узнаем о жизни и творчестве этого писателя, 4. Работа с текстом во время чтения.

Словарная работа проводится по ходу чтения

Лесничество-( стр. 115 внизу)

-Как мальчики объяснили, что это за беличьи запасы и почему они брали сосновые шишки именно в дуплах?

— Почему раньше лесники вырубали кипрей? ( стр. 119)

— Михаил Михайлович называет его наш помощник.

Почему? Чем он помогает лесникам?

(возле кипрея без страха растут все соседи, особенно сосенки)

5. Работа с текстом после чтения

а) Беседа по содержанию рассказа.

— Какие научные сведения о кипрее узнали из рассказа?

Дети: Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря чему молодые деревья зимой не замерзают.

-Чему научили вас герои произведения?

-Прочитайте, что ещё нового и интересного вы узнали из этого произведения?

в ) Тест по прочитанному произведению: слайд 6

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

2. Как называют кипрей в народе?

3. Для чего дети ходили в лесничество?

4. Почему белки хорошие помощники?:

5.К какому жанру относится произведение?

г) Творческое задание в рабочей тетради стр.85 №1

-Напишите небольшой рассказ кипрея о себе.

д) Проверка творческого задания (дети зачитывают свои рассказы)

– Что вы можете сказать о рассказчике? Каким он вам кажется?

(По всей вероятности, рассказчик – сам писатель. Он любит природу, интересуется теми людьми, которые знают и любят природу,

Знакомство с писателем ( слайд 7-10, портрер писателя на доске и выставка книг автора)

Читайте также:  Что будет если накрыть цветок пакетом

Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в городе Москве. Семья была большая, склонная к искусству: много пели, играли на рояле, любили театр. Учился он в киевской гимназии, любил географию, всегда мечтал путешествовать по странам. В канун нового 1900 года мама положила для своего сына Кости под елку книгу сказок Ганса Христиана Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал её много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.

В 1911 году написал свой первый рассказ. Во время первой мировой войны работал кондуктором, санитаром в поездах. После войны работал журналистом в разных редакциях. По окончании войны он начал странствовать по России. В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он своим словом активно вмешивался в жизнь. Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещёру – удивительный край, богатый озерами, болотами, лесными речками. Край этот он описал в книге «Мещёрская сторона».

У любимого сказочника Паустовского – Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании следующих произведений: «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Резиновая лодка», «Заботливый цветок», «Квакша», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др. Со многими его произведениями вы уже знакомы.

— Почему рассказ назван «Заботливый цветок»?

-О чьей жизни заботится маленький простенький цветок?

Учитель: Сегодня на уроке вы учились анализировать художественное произведение, рассуждать, думать.

Надеюсь, что вам пригодятся знания, полученные на уроке в дальнейшей жизни. Любите природу и берегите её!

8. Домашнее задание по выбору: слайд 11

-Подготовить пересказ одного из рассказов К. Паустовского.

-Подготовить интересный рассказ о каком-либо растении.

Источник

Паустовский «Заботливый цветок» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

Константин Георгиевич Паустовский – советский писатель, педагог и журналист. Его рассказы вошли в школьную программу, и считаются классикой детской прозы. В своих произведения писатель часто обращается к теме природы, плавно подводя читателя к мысли, что природа хрупка, поэтому люди должны относиться к ней бережно. Рассказ «Заботливый цветок», написанный в 1953 г., как раз раскрывает эту важную тему.

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Рассказчик приезжает в маленький городок, который находится рядом с одной из полноводных рек.
  2. Однажды идя в лесничество, он слышит странную новость, что дети ходят в походы, во время которых они отбирают шишки у белок.
  3. Рассказчик спрашивает у детей так ли это, что те с весельем подтверждают, рассказывая, что белки лучшие помощники в сборе шишек.
  4. В лесничестве рассказчик знакомится с сотрудниками – лесничим Михаилом Михайловичем и Анной Петровной, которые рассказывают ему об еще одном верном друге – цветке Кипрее.
  5. Цветок этот, издавна считался сорняком, однако вскоре люди заметили, что там, где он растет, спасаются от холода многие растения и деревья, так как Кипрей защищает их, отдавая им свое тепло.
  6. Рассказчик был удивлен и поражен историями, с тех пор он относится к окружающей его природе, как к верному другу.

Главные герои

  1. Рассказчик – молодой мужчина, приехавший в маленький город, который живо интересуется природой и всем, что с ней связано.
  2. Михаил Михайлович – лесничий, который многое знает и любит рассказывать.
  3. Анна Петровна – молодая сотрудница лесничества, которая проводит походы с ребятами в лесу.

Главная мысль

На примере рассказчика произведение учит, тому, что окружающая природа и ее обитатели, верные друзья человека. Человек должен бережнее относиться к природе, ведь именно она помогает ему и защищает его.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса.

Источник

Adblock
detector