Меню

Почему стихотворение пушкина изобилует вопросами цветок

Стихотворение Пушкина «Цветок»: история создания и анализ

Любовная лирика Александра Сергеевича посвящена разным женщинам. Поэт откровенно рассказывал о своих чувствах и мыслях. Анализ стихотворения «Цветок» Пушкина позволяет лучше понять главную идею работы о том, что любые отношения быстротечны и нужно уметь ценить каждую минуту, проведенную вместе. В тексте также можно найти философские размышления.

История создания

Стихотворение написано в 1828 году. В это время Пушкин уже получил разрешение жить в Петербурге. Император позволил поэту вернуться из ссылки. Но Александр Сергеевич испытывал смешанные чувства.

Светская жизнь быстро наскучила ему. Поэт переживал личностный кризис. С одной стороны, он прощался с беззаботной юностью, а с другой — ему не хотелось вступать во взрослую жизнь, полную расстройств и проблем.

Исследователям творчества Пушкина точно не известно, при каких обстоятельствах было написано стихотворение. Предположительно, поэт в это время находился в усадьбе Малинники. Возможно, он просматривал книги в библиотеке и неожиданно нашел между страницами засохший цветок. Это сподвигло его написать стихотворение.

Краткое содержание

Лирический герой нашел в книжке засохший цветок, и это заставило его задуматься. Душа преисполнилась чувствами, и герой стал размышлять над тем, где и когда цвел цветок. Может, это было прошлой весной или несколько лет назад. Интересно герою и то, кто сорвал растение, знаком ли ему этот человек.

Неизвестно, зачем растение вложили между страничек. Возможно, он символизировал расставание или память о первом свидании.

Либо человек гулял ночью и увидел красивый цветок, который он решил засушить.

Герой задается вопросом, жив ли тот или та, кто вложил растение в книгу. Где эти люди и сильны ли их чувства? Возможно, что любовь тоже увяла, как цветок. У лирического героя нет точных ответов на риторические вопросы. Поэтому ему остается только размышлять.

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре лирики, так как поэт делится своими мыслями и чувствами. Но в то же время в тексте можно найти философские размышления. Автор задается множеством вопросов и думает над тем, кто и когда сорвал цветок, зачем он это сделал и что с ним стало.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Находка героя.
  2. Размышления о цветке.
  3. Поиск ответов.

Анализ «Цветка» Пушкина позволяет выделить основную идею работы — быстротечность чувств. Люди живут и не замечают, как идут дни. То же самое происходит с любовью.

Влюбленные могут не замечать, как их чувства увядают. Поэтому нужно ценить время, которое люди проводят вместе.

Стих Пушкина наполнен риторическими вопросами. Это позволяет читателям самим дополнить историю, которая описана в произведении. В тексте преобладает грустное и нежное настроение. С одной стороны, растение символизирует любовь, с другой — указывает на разлуку.

При написании стихотворения Пушкин использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает цветок бездыханным, засохшим, забытым;
  • метафоры — автор рассказывает, как душа наполняется мечтой о лесной тени;
  • сравнение — Пушкин сравнивает увядание любви с засохшим цветком.

Лирический герой в стихотворении предстает в виде мечтателя, который не может удержаться от фантазий, когда обнаруживает в книге находку. Он начинает предполагать, что с ней связана особая романтическая история. Именно эти размышления делают находку ценной.

Герой также приходит к выводу, что иногда люди проживают целую жизнь, но после них остается только засохшее растение.

Герой также представляет образ влюбленной пары. Он размышляет над тем, кто сорвал цветок, произошло это на первом или последнем свидании, а также сохранили ли чувства влюбленные.

Но в то же время герой признает, что, возможно, не было никакой романтической истории, а кто-то просто гулял и сорвал красивое цветущее растение, после чего использовал его как закладку. В любом случае поиск ответов на вопросы выглядит, как увлекательное путешествие.

Читайте также:  Каждый цветок в свое время раскрывает лепестки навстречу солнцу

В стихотворении Пушкин талантливо соединил переживания и философские размышления. Текст хорошо передает чувство автора. Это произведение — одно из самых лиричных в творчестве Александра Сергеевича.

Источник

Анализ стихотворения «Цветок» (А.С. Пушкин)

Проведем анализ стихотворения «Цветок» (А.С. Пушкин), чтобы вместе с автором погрузиться в размышления об одном из самых значимых в жизни человека чувств – о любви. Это стихотворение относится к философской лирике поэта, хотя оно и про любовь. Но в нем автор не делится с читателями своими чувствами, не рассказывает о чьих-то отношениях. «Цветок» – это меланхоличные рассуждения поэта о скоротечности любви.

«Цветок» написано в 1828 году. В это время Пушкин уже больше года живет в Петербурге. Напечатан впервые в следующем, 1829, году в журнале «Галатея». Но Пушкин быстро пресыщается светскими вечерами, все чаще его посещают мысли о том, что пора что-то менять в своей жизни. Да и буйная юность уже осталась позади. Вероятно, такие нерадужные размышления и способствовали появлению анализируемого стихотворения.

Как можно понять из текста стихотворения, вдохновил на него поэта засохший цветок, который был найден случайно, когда автор открыл книгу.

Размышляя о том, чем был этот цветок до того, как попал в книгу, Пушкин раскрывает тему ушедшей безвозвратно любви. Цветок становится символом остывших чувств, когда-то цветущих, как несчастное растение. К своему сожалению, поэт признает, что чувства могут угаснуть, и после них останется только увядший след между страниц книги на пыльной полке. Это можно считать основной мыслью стихотворения, которая читается между строк.

Композиция стихотворения состоит всего из одной части. Это размышления поэта о судьбе засохшего цветка. Стихотворение делится на четыре строфы.

В первой строфе лирический герой открывает забытую книгу и находит между ее листов «засохший, безуханный» цветок. Он наводит на героя, который отождествляется с автором стихотворения, на думы о прошлом цветка.

Цветок уже давно высох, поэтому от него не исходит аромата, он «безуханный», то есть без запаха. У него ломкий стебель и ломкие лепестки. Из-за того, что цветок засох, уже непонятно, какого цвета он был. Это уже давно безжизненное растение, не способное, кажется, вызвать какие-то эмоции у человека. Но только не у автора. Он видит за блеклым цветком целую историю.

Дальнейшие строфы – это множество риторических вопросов, с помощью которых автор как будто делает читателей участниками его размышлений. Он приглашает нас, как и сам он, задуматься о том, что любовь может пройти без следа.

На поверхности сюжета – история цветка. Лирический герой пытается представить, где он рос, когда, долго ли цвел и кто его сорвал? А самое главное – для чего его сорвали и положили в книгу? Также поэт задумывается, живы ли те, кто когда-то срывал цветок, держал его в руках, вдыхал его аромат. А может быть, он был предназначен возлюбленной женщине? Как бы там ни было в прошлом, но совершенно точно то, что когда-то у цветка была счастливая, насыщенная событиями жизнь, а вот теперь его участь – забвение и вечная темнота книжных полок.

Но сюжет прост только на первый взгляд. Я думаю, поэт таким образом сравнивает судьбу этого цветка с чувством. И тогда читатель видит совершенно другое в вопросах, в истории цветка. Так же, как и он, когда-то цвело от счастья чье-то чувство. Но нашелся тот, кто безжалостно сорвал цветок, то есть надругался над чувствами другого, лишил его спокойствия.

Читайте также:  Цветок из полотенца пошаговая инструкция

Сорванный когда-то цветок, рано или поздно завянет и поблекнет. Так же думает автор и о любви, отмеряя ей некий срок. Он может быть больше или меньше, и порой многое зависит от того, как будут беречь его. Так же и с чувством нужно обращаться бережно, чтобы оно дольше жило.

И еще одну тему затрагивает в своем стихотворении Пушкин. Не только утрата ответного чувства, но и сама жизнь меняет нас со временем. Как бы мы ни сопротивлялись, нам не избежать увядания.

Таким образом, цветок в стихотворении символизирует и любовь, и жизнь. И то и другое необходимо беречь, чтобы сохранить.

Просто, но образно создает Пушкин метафору в четыре поэтические строфы. Только Александр Сергеевич мог без лишних средств художественной выразительности раскрыть сложную философскую тему. В этом ему помогают эпитеты «засохший, безуханный цветок», «странная мечта», «чужая, знакомая рука», «нежное свиданье», «роковая разлука», «одинокое гулянье», метафоры «душа наполнилась мечтой», «сорван рукою», «лесная тень» и сравнение «как сей неведомый цветок».

Характерно и то, что стихотворение начинается со слова «цветок» и им же заканчивается. Так создается замкнутость бытия, и это отражает состояние тяжелого душевного кризиса поэта, когда он писал стихотворение. А отсутствие ответов на поставленные вопросы только подтверждает это.

Пушкин в выборе стихотворного размера верен четырехстопному ямбу, который своим удивительно слаженным ритмом помогает более эмоционально раскрыть тему стихотворения.

Пушкин не нашел ответы на важные для него вопросы. Но именно благодаря этому каждый из читателей сам может ответить на них. Неоспоримо только одно: не стоит тратить свои чувства и жизнь попусту. Нужно бережно и с благодарностью относиться к каждому прожитому дню и уважать чувства других людей.

Источник

Анализ стихотворения «Цветок» (А.С. Пушкин)

За свою творческую деятельность Александр Сергеевич Пушкин создал множество выдающихся произведений. На счету Пушкина много не только прозаических, но и лирических текстов. Одной из наиболее известных работ Александра Сергеевича является стихотворение «Цветок». Анализ данного произведения поможет лучше разобраться в прочитанном. Приятного просвещения!

История создания

Работу над созданием стихотворения «Цветок» поэт завершил в 1828 году. На этот момент Пушкин жил в северной столице благодаря позволению императора. Жизнь в Петербурге довольно быстро надоела писателю. При этом Александру Сергеевичу было совсем не радостно из-за сложных жизненных обстоятельств. Писатель осознавал, что время беззаботной юности подошло к концу. Пришло время упорно трудиться, чтобы свести концы с концами. Городская суета требовала больших трат, а Пушкин был беден по меркам дворянства. Также в 1827 году он пережил новое наступление цензуры. Из-за стихотворения «Андрей Шенье» и поэмы «Гавриилиада» Пушкин был признан распространителем «того пагубного духа», который свел с ума молодых людей в 1825 году — во время восстания декабристов. Теперь цензоры не выпускали его произведения без тщательной проверки. Сложившиеся обстоятельства подтолкнули Пушкина к написанию знаменитого стихотворения. Кстати, в этом же году он встретил Наталью Гончарову и получил в ее доме отказ: родители не хотели выдавать красавицу за человека со скандальной репутацией и недостаточным содержанием.

Стихотворение «Цветок» является довольно простым по сюжету, однако оно очень многогранное по содержанию. В 1829 году произведение было опубликовано в журнале «Галатея».

Жанр, направление и размер

Произведение Александра Сергеевича «Цветок» представляет собой лирическое стихотворение. В своем произведении великий классик рассуждает на вечные темы. Он сумел передать эмоциональную атмосферу, которая окружает лирического героя. Создавая свое стихотворение, поэт использовал перекрёстную рифму и четырехстопный ямб, характерный для его творчества.

Читайте также:  Потерять цветок из букета примета

Направление лирического творения Пушкина — это романтизм. На это указывают грустное настроение, обращение к таинственному прошлому, мотивы смерти и одиночества.

Композиция

Произведение Александра Сергеевича «Цветок» начинается и заканчивается одним и тем же словом — «цветок». Благодаря такой композиции ощущается завершенность текста. Растение выступает в произведении символом жизни и любви. Увядание цветка олицетворяет разлуку и смерть.

Стихотворение состоит из 4 четверостиший.

Образы и символы

В образе лирического героя стихотворения «Цветок» автор воплотил мечтателя и фантазера. Главный герой однажды нашёл засохший цветок в книге. По мнению персонажа, растение может быть связано с прекрасной романтической историей. Увядший цветок представляет особую значимость. Смотря на растение, герой размышляет над философскими вопросами. Герой осознает, что люди, прожившие жизнь, наполненную различными эмоциями и переживаниями, оставляют после себя лишь один засохший цветок между страницами жизни. Образ цветка олицетворяет целую жизнь.

Лирический герой обладает богатой фантазией. Так, в его воображении формируются образы двух влюблённых людей. Герой размышляет над искренностью их чувств. Он пытается разобраться, когда именно было сорвано растение: во время первого или последнего свидания? Читатель представляет различные ситуации, которые могут быть связаны с прекрасной находкой. Не исключено, что растение было сорвано, чтобы использовать его в качестве закладки, поэтому возможно, что романтической истории и не существовало.

Безусловно, разгадать правду, почему был сорван цветок, очень сложно. Однако попытка разгадать эту тайну представляет собой очень интересное и увлекательное путешествие. Цветок в книге в стихотворении имеет двойственное значение. Так, он может означать не только любовное чувство, но и разлуку.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Цветок» — память о человеческой жизни. Человек оставил после себя только этот засохший знак — память о прогулке, которая что-то для него значила.

Произведение «Цветок» автор посвятил высокому чувству. Любовь может закончиться горькой разлукой или же счастливым финалом. Необходимо ценить каждую минуту, проведенную с родными и близкими людьми.

Тема фантазии тоже является важной. Герой представляет себе события из жизни незнакомцев и составляет целую историю их жизни.

Центральное место в стихотворении занимает проблема быстротечности жизни. В произведении поэт сопоставляет жизнь человека с жизнью цветка. Читатель может сделать вывод, что ни в коем случае нельзя растрачивать свою жизнь на пустяки.

Основная идея

Обратим внимание на смысл стихотворения «Цветок». Автор говорит о быстротечности жизни и ее хрупкости. Все мы рано или поздно покинем землю, и после нас останется лишь легкое воспоминание, которое так просто потерять в море забвения. Из этого следует, что жизнь — это драгоценное время, и ни минуты нельзя тратить попусту.

Александр Сергеевич хотел донести до читателя простую мысль. Автор призывает каждого дорожить любой минутой своей жизни, ведь каждая счастливая минута быстро становится прошлым, о котором напомнит только увядшее растение меж страниц книги. Такова главная мысль стихотворения «Цветок».

Средства художественной выразительности

Благодаря тропам Александр Сергеевич смог передать необходимую атмосферу и настроение.

  1. Важную роль в стихотворении играют эпитеты («роковая разлука», «благоуханный цветок» и так далее).
  2. В стихотворении можно встретить и метафоры («душа наполнилась мечтой» и другие).
  3. Созданию настроения способствует также сравнение («Как сей неведомый цветок»).

Поэт смог мастерски объединить в одном стихотворении нежность и лирическую грусть.

Источник

Adblock
detector