Меню

Почему люди забирали у белок шишки заботливый цветок

Паустовский «Заботливый цветок» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

Константин Георгиевич Паустовский – советский писатель, педагог и журналист. Его рассказы вошли в школьную программу, и считаются классикой детской прозы. В своих произведения писатель часто обращается к теме природы, плавно подводя читателя к мысли, что природа хрупка, поэтому люди должны относиться к ней бережно. Рассказ «Заботливый цветок», написанный в 1953 г., как раз раскрывает эту важную тему.

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Рассказчик приезжает в маленький городок, который находится рядом с одной из полноводных рек.
  2. Однажды идя в лесничество, он слышит странную новость, что дети ходят в походы, во время которых они отбирают шишки у белок.
  3. Рассказчик спрашивает у детей так ли это, что те с весельем подтверждают, рассказывая, что белки лучшие помощники в сборе шишек.
  4. В лесничестве рассказчик знакомится с сотрудниками – лесничим Михаилом Михайловичем и Анной Петровной, которые рассказывают ему об еще одном верном друге – цветке Кипрее.
  5. Цветок этот, издавна считался сорняком, однако вскоре люди заметили, что там, где он растет, спасаются от холода многие растения и деревья, так как Кипрей защищает их, отдавая им свое тепло.
  6. Рассказчик был удивлен и поражен историями, с тех пор он относится к окружающей его природе, как к верному другу.

Главные герои

  1. Рассказчик – молодой мужчина, приехавший в маленький город, который живо интересуется природой и всем, что с ней связано.
  2. Михаил Михайлович – лесничий, который многое знает и любит рассказывать.
  3. Анна Петровна – молодая сотрудница лесничества, которая проводит походы с ребятами в лесу.

Главная мысль

На примере рассказчика произведение учит, тому, что окружающая природа и ее обитатели, верные друзья человека. Человек должен бережнее относиться к природе, ведь именно она помогает ему и защищает его.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса.

Источник

Константин Паустовский — Заботливый цветок:
Краткое содержание

Рассказчик гостит в городке у большой реки. Сотрудники местного лесничества: лесничий Михаил Михайлович, Анна Петровна Заречная (для всех Анюта) и их помощники-ребятишки сажают в округе сосновый лес. Мальчишки идут на сбор шишек из дупел «из беличьих запасов». Ведь белки хранят только лучшие, здоровые шишки. Все понимают важность похода, гордятся, что могут помочь.

Рассказчик слышит от Михаила Михайловича историю о кипрее. Оказывается, это не сорняк или дешевая замена чая. Цветок, и его корни, выделяет из себя тепло. Значит, молоденьким побегам сосны не страшны осенние заморозки. Кипрей – «сторож, защитник, нянька» сосенок, они всегда рядом. И вообще «нет у нас лучших друзей, чем растения». Их жизнь поинтересней волшебных сказок. Рассказчик проникается уважением и любовью к трудолюбивым белкам и заботливому кипрею. Он кладет высушенный кипрей закладкой в сказки. Ведь жизнь скромного кипрея – готовая волшебная сказка.

Читательский дневник по сказке «Заботливый цветок» Паустовского

Сюжет

Ребятишки вместе с сотрудниками лесничества Михаилом Михайловичем и Анютой (Анной Петровной Заречной) забирают из дупел беличьи запасы шишек для посадки соснового леса. Рассказчик узнает от лесничего, что кипрей недаром растет рядом с побегами сосны. Он защищает их от холода, выделяя в воздух и почву тепло. Словом, растения – друзья человека, а жизнь кипрея не хуже волшебной сказки.

Отзыв

Сказка о чудесах природы. Жизнь – настоящая сказка. Все в природе не просто так, а на пользу друг другу. Дети трудятся, сажая лес. Значит, будут бережно относиться к плодам своего труда – соснам. Белки тоже невольно «сажают» лес вместе с людьми. Сказка учит ценить жизнь, быть стойким и самоотверженным, изучать и беречь природу, открывать ее тайны на пользу людям.

Источник

Заботливый цветок. К.Паустовский

высокое, красные цветы собраны в большие кисти

низкое, синие цветы собраны в большие кисти

высокое, синие цветы собраны в большие кисти

низкое, красные цветы собраны в большие кисти

Герой рассказа жил в маленьком городке, вокруг которого сажали:

Во сколько должен был состоятся поход за шишками?

Для чего дети ходили в Моховой лес?

Кто доставал шишки из беличьего дупла?

Почему люди забирали у белок шишки?

потому, что белкам они не нужны

потому, что белки скоро снова натаскают

потому, что беличьи дупла очень высоко

потому, что люди не любят белок

Почему белки — хорошие помощники?

они собирают только здоровые шишки

они умеют прыгать с дерева на дерево

они очень любят отдавать людям шишки

Какая профессия была у Михаила Михайловича?

Читайте также:  Как избавиться от мошек в цветах комнатных растений

на лесных пожарищах и вырубках

Чем кипрей помогает молодым соснам?

В какое время года происходят события, описанные в тексте?

О чём думал автор рассказа, когда смотрел на сухую кисть кипрея?

о том, как хорошо он отдохнул в моховом лесу

о том, что про цветок кипрея надо написать волшебную сказку

о том, что цветок надо сушить в сухом песке, чтобы он не потерял яркую окраску

о том, что жизнь простого цветка может быть интереснее самой волшебной сказки

К какому жанру относится произведение «Заботливый цветок»?

Источник

Конспект урока по родной литературе на тему «Рассказ К.Г. Паустовского «Заботливый цветок»» (6 класс).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по родной литературе для 6 класса. Тема: К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения.

Задачи урока: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта, опоры на социальный опыт; воспитывать экологическую культуру поведения; развивать исследовательские навыки.

Оборудование: мультимедиа, презентация к уроку, выставка книг К.Г. Паустовского, портрет писателя.

Вашим домашним заданием было самостоятельное прочтение рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Заботливый цветок».

— Как вы понимаете слова Константина Георгиевича Паустовского?

«Жизнь, окружающая нас, бывает интереснее самых волшебных сказок».

-О каком цветке идёт речь в рассказе? Как называют его в народе? -Посмотрите, как он выглядит.

— Вы конечно обратили внимание перед чтением на название.

— Какие вопросы до чтения у вас возникали?

— А разве может быть цветок заботливым?

— А когда у вас болит горло, настоем какого растения вам предлагают полоскать горло? — А когда летом у вас появляется ранка, какое растение помогает его вылечить?

Вывод : Цветок тоже может быть заботливым.

3. Постановка задачи урока:

Сегодня мы ещё раз внимательно прочитаем рассказ «Заботливый цветок», будем учиться анализировать произведение, узнаем о жизни и творчестве этого писателя.

4. Работа с текстом во время чтения.

Словарная работа проводится по ходу чтения

Лесничество-( стр. 115 внизу)

-Как мальчики объяснили, что это за беличьи запасы и почему они брали сосновые шишки именно в дуплах?

— Почему раньше лесники вырубали кипрей? ( стр. 119)

— Михаил Михайлович называет его наш помощник.

Почему? Чем он помогает лесникам?

(возле кипрея без страха растут все соседи, особенно сосенки)

Гарь-это сильный запах дыма и его осадок.

5. Работа с текстом после чтения

а) Беседа по содержанию рассказа.

— Какие научные сведения о кипрее узнали из рассказа?

Дети: Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря чему молодые деревья зимой не замерзают.

-Чему научили вас герои произведения?

-Прочитайте, что ещё нового и интересного вы узнали из этого произведения?

в) Тест по прочитанному произведению: слайд 6

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

2. Как называют кипрей в народе?

3. Для чего дети ходили в лесничество?

4. Почему белки хорошие помощники?:

5.К какому жанру относится произведение?

6. Напишите краткий отзыв о рассказе.

— Почему рассказ назван «Заботливый цветок»?

-О чьей жизни заботится маленький простенький цветок?

Учитель: Сегодня на уроке вы учились анализировать художественное произведение, рассуждать, думать.

Надеюсь, что вам пригодятся знания, полученные на уроке в дальнейшей жизни. Любите природу и берегите её!

7. Домашнее задание. Работа над вопросами по тексту.

1. Как называется высокое растение с красными цветами собранными в большие стоячие кисти?

3. Что случилось, когда рассказчик шел перед вечером мимо базарной площади? Что увидел?

4. О чем рассказал громкоговоритель?

5. О чем решил спросить мальчиков рассказчик?

6. О чем пообещал не рассказывать Анне Петровне?

7. Кто такая Анна Петровна, как её называли в лесничестве?

8. Где увидел рассказчик Михаила Михайловича и Анну Петровну?

9. Почему люди забирают шишки у белок?

10. Как кипрей называют в народе?

11. Почему сначала его уничтожали?

12. Что случалось с теми соснами, у корней которых вырывали кипрей?

13. Почему вокруг кипрея нет инея?

14. Почему корешки побегов не замерзают?

15. Как стал рассказчик относиться к запасам белок и растениям после посещения леса?

16. Как Анна помогла сохранить лист кипрея?

17. Как называлась книга, в которую мальчик положил эту кисть?

18. О чем думал мальчик каждый раз, открывая эту книгу?

19. Может ли быть цветок полезным, заботливым?

20. Напишите мини-рассказ из 10 предложений о любом растении. Расскажите, как оно заботится о людях.

Читайте также:  Почему данила исчез в сказке каменный цветок

Краткое описание документа:

Тема урока: К. Паустовский «Заботливый цветокТип урока – урок когнитивного типаОборудование:1Литературное чтение: учебник для 3 класса образовательных учреждений. В 4 частях,ч.4/ О.В. Кубасова.– 10-е издание – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. 2. Компьютер, экран,3 Презентация,4 Дидактический материал(карточки),5Толковый словарь Ожегова,.Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения. Задачи урока: Образовательные (предметные): — продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского через рассказ «Заботливый цветок»;- совершенствовать умение анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел;- совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения; Воспитательные (личностные):- воспитывать любовь к природе, способность видеть ее красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах.- формировать умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения. Развивающие (метапредметные):- развивать речь учащихся (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;- развивать творческие способности у учащихся. Ожидаемый результат: В результате изучения данного материала учащиеся должны самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, уметь анализировать произведение, Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: учащиеся знакомы с произведениями К.Г. Паустовского, могут назвать жанры произведений, художественные средства (олицетворение, сравнение), имеют высокий уровень навыка чтения, умеют работать в группах. Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей.Об этом кипрее я и хочу рассказать.Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса.Как всегда в таких городках, на базарной площади весь день стояли телеги с сеном. Около них спали мохнатые лошадёнки. К вечеру стадо, возвращаясь из лугов, подымало красную от заката пыль. Охрипший громкоговоритель передавал местные новости.Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой. Среди улицы мальчишки играли в футбол. Громкоговоритель висел на телеграфном столбе. Он неожиданно защелкал, откашлялся и сказал басом:«Ребята! Напоминаем, что завтра в шесть часов утра состоится поход в Моховой лес для сбора сосновых шишек из беличьих запасов. Руководить походом будет сотрудница лесничества Анна Петровна Заречная».Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об этом? Мальчишки продолжали гонять мяч, будто они и не слыхали громового голоса из чёрной тарелки на столбе. Из окна в соседнем домишке высунулась старушка.– Петя! – закричала она дребезжащим голосом. – Кузя! Ступайте домой, неслухи. Завтра спозаранку в лес идти, а вы футбол затеяли. Я вас на заре подымать не буду. Я вам не будильник.– Счас! – закричали в ответ мальчики. – Последний гол забьём!Неожиданно футбольный мяч угодил в козу, привязанную к крылечку. Коза вскрикнула, взвилась на дыбы и оборвала верёвку. Мальчишки бросились врассыпную. Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки.– Озорники! – закричали хозяйки. – Вот скажем Анне Петровне, чтобы она вас в лес не брала.Я пошёл дальше. За углом я увидел мальчиков. Они, оказывается, прятались там от хозяек.– Ребята, – спросил я мальчиков, – что это за беличьи запасы, про которые объявляли по радио?Мальчики наперебой начали рассказывать мне, что никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки.– Они их себе на зиму запасают! – кричали мальчики. – Складывают в дупла. Да ты не толкайся, дай мне сказать. Белка только здоровые шишки берёт.– Без нас эти шишки никто и не достанет! – закричал мальчик с отчаянными синими глазами. – Дупло высоко. А мы туда – раз-раз! Мигом долезем и все шишки выберем.– А вам белок не жалко? – спросил я.– Белки не обижаются! – закричали, волнуясь, мальчики. – Они за два-три часа опять полное дупло натаскают.– Вы в лесничество идёте? – спросил меня мальчик с синими глазами.– Да, в лесничество.– Мы давно приметили, что вы туда ходите. Так вы, пожалуйста, Анне Петровне про козу не рассказывайте. Мы в неё мячом случайно попали.Я пообещал ничего не говорить Анне Петровне. Но даже если бы я ей и рассказал про случай с козой, то Анна Петровна (все в лесничестве её звали Анютой) на мальчиков не рассердилась бы, потому что сама была молодая, весёлая и только год назад окончила лесническй техникум.

Источник

Урок по литературному чтению на тему К. Г. Паустовский «Заботливый цветок»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Читайте также:  Что будет если цветок покрыть лаком

К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок»

Цел и: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта, опоры на социальный опыт; воспитывать экологическую культуру поведения; развивать исследовательские навыки.

Оборудование : мультимедиа, презентация к уроку, выставка книг К.Г. Паустовского, портрет писателя.

-Дома вы самостоятельно читали рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Заботливый цветок»

— Как вы понимаете слова Константина Георгиевича Паустовского? Слайд 2

«Жизнь, окружающая нас, бывает интереснее самых волшебных сказок».

-О каком цветке идёт речь в рассказе? Как называют его в народе? -Посмотрите, как он выглядит. Слайд 3

— Вы конечно обратили внимание перед чтением на название.

— Какие вопросы до чтения у вас возникали?

— А разве может быть цветок заботливым?

— А когда у вас болит горло, настоем какого растения вам предлагают полоскатьгорло? -А когда летом у вас появляется ранка, какое растение помогает его вылечить?

Вывод : Цветок тоже может быть заботливым.

3. Постановка задачи урока:

Сегодня мы ещё раз внимательно прочитаем рассказ «Заботливый цветок», будем учиться анализировать произведение, узнаем о жизни и творчестве этого писателя, 4. Работа с текстом во время чтения.

Словарная работа проводится по ходу чтения

Лесничество-( стр. 115 внизу)

-Как мальчики объяснили, что это за беличьи запасы и почему они брали сосновые шишки именно в дуплах?

— Почему раньше лесники вырубали кипрей? ( стр. 119)

— Михаил Михайлович называет его наш помощник.

Почему? Чем он помогает лесникам?

(возле кипрея без страха растут все соседи, особенно сосенки)

5. Работа с текстом после чтения

а) Беседа по содержанию рассказа.

— Какие научные сведения о кипрее узнали из рассказа?

Дети: Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря чему молодые деревья зимой не замерзают.

-Чему научили вас герои произведения?

-Прочитайте, что ещё нового и интересного вы узнали из этого произведения?

в ) Тест по прочитанному произведению: слайд 6

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

2. Как называют кипрей в народе?

3. Для чего дети ходили в лесничество?

4. Почему белки хорошие помощники?:

5.К какому жанру относится произведение?

г) Творческое задание в рабочей тетради стр.85 №1

-Напишите небольшой рассказ кипрея о себе.

д) Проверка творческого задания (дети зачитывают свои рассказы)

– Что вы можете сказать о рассказчике? Каким он вам кажется?

(По всей вероятности, рассказчик – сам писатель. Он любит природу, интересуется теми людьми, которые знают и любят природу,

Знакомство с писателем ( слайд 7-10, портрер писателя на доске и выставка книг автора)

Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в городе Москве. Семья была большая, склонная к искусству: много пели, играли на рояле, любили театр. Учился он в киевской гимназии, любил географию, всегда мечтал путешествовать по странам. В канун нового 1900 года мама положила для своего сына Кости под елку книгу сказок Ганса Христиана Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал её много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.

В 1911 году написал свой первый рассказ. Во время первой мировой войны работал кондуктором, санитаром в поездах. После войны работал журналистом в разных редакциях. По окончании войны он начал странствовать по России. В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он своим словом активно вмешивался в жизнь. Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещёру – удивительный край, богатый озерами, болотами, лесными речками. Край этот он описал в книге «Мещёрская сторона».

У любимого сказочника Паустовского – Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании следующих произведений: «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Резиновая лодка», «Заботливый цветок», «Квакша», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др. Со многими его произведениями вы уже знакомы.

— Почему рассказ назван «Заботливый цветок»?

-О чьей жизни заботится маленький простенький цветок?

Учитель: Сегодня на уроке вы учились анализировать художественное произведение, рассуждать, думать.

Надеюсь, что вам пригодятся знания, полученные на уроке в дальнейшей жизни. Любите природу и берегите её!

8. Домашнее задание по выбору: слайд 11

-Подготовить пересказ одного из рассказов К. Паустовского.

-Подготовить интересный рассказ о каком-либо растении.

Источник

Adblock
detector