Меню

Почему даниле не нравилась заказанная чаша в сказке каменный цветок

развёрнутый ответ на вопрос : почему Данила мастер разбил каменный цветок?

Мастеровому умельцу Данилушке посыпались заказы, а среди них и
замысловатая чаша по барскому чертежу, над которой долго бился молодой
мастер и которая пришлась ему не по душе: «Одно ему не по нраву
трудности много, а красоты ровно и нет»).
Но Данило не мог отказаться от работы, которая ему не нравилась,
(он — крепостной мастер, а значит обязан подчиняться приказу барина) .
Потому-то и ходит он все время невеселый. Когда же чаша наконец закончена,
Данило не испытывает удовлетворения и радости от завершенного труда и в ответ
на похвалы мастеров говорит: «То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок . самый что ни есть плохонький,
а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует? На что она. »
Для Данилы важна в его изделиях не сложность, удивляющая других, а красота,
которой будет радоваться сердце.
И он решает делать чашу по своему замыслу.

Он хочет сделать такое изделие, чтобы «камень полную силу имел» и приносил
людям радость.
Он ищет его в природе, среди трав и цветов, он мечтает создать «живую» чашу.
И в конце концов решает ее создавать по образцу дурман — цветка.

Данило решил, что он еще ничего не достиг, собственная работа, в которую он
вкладывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем,
что он видел в горе. Он беспощадно разбивает свою неудачную чашу, будто
уничтожает свое несовершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли
своих дум и чувств, и поэтому она недостойна даже того, чтобы быть разбитой
рукой мастера).

Источник

Почему даниле не нравилась заказанная чаша в сказке каменный цветок

1. Подумайте, какая репродукция могла бы служить иллюстрацией к сказу П.П.Бажова?

Иллюстрацией к сказу Бажова могла бы служить репродукция ‘Урал» (1897г.) художника В. В. Переплетчикова.

2. Расскажите об отношении Данилушки к миру окружающей его природы.

Данилушко с самого детства очень трепетно относился к миру окружающей его природы. Он умел увидеть красоту в самых обычных, повседневных вещах, в которых другие, менее наблюдательные, не видели ничего особенного. Из-за этого его не понимали и посмеивались над ним, называли «блаженным» и «тихоходом». В господском доме он мог забиться куда-нибудь в угол, глядя на картину или украшение, и стоять так часами, забыв обо все на свете. В подпасках — та же история: засмотрится на травинку, на букашку, ползущую по листку, в то время как нужно следить за стадом. Когда его лечила бабушка Вихориха он расспрашивал ее о растениях, как они называются, как цветут, где растут.

3. Как вы думаете, каково значение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветках?

Я думаю, что рассказ бабушки Вихорихи о неоткрытых цветах предваряет дальнейшие события сказа. Именно от нее Данилушко в первый раз узнал о каменном цветке, который растет в малахитовой горе и имеет полную силу на Змеиный праздник. Интерес к цветку подогрело и брошенное бабушкой вскользь предложение о том что несчастным будет тот человек, который его увидит. Она словно предсказывает судьбу мальчика.

4. Расскажите о жизни мальчика до его прихода к мастеру Прокопьичу.

До прихода к мастеру Прокопьичу Данилушке жилось несладко. Круглый сирота, он был очень одинок, голодал был хулой до того, что и прозвище ему дали — Недокормыш. Все его ругали и наказывали, ни в ком он не находил ни понимания, ни тепла. Нигде он не приживался: ни в господском доме, где нужно быть расторопным и стараться всячески услужить, ни в подпасках, где его жестоко, до полусмерти выпороли за потерянное стадо.

5. Почему старый мастер Прокопьич так быстро «потеплел» к Данилушке?

Старый мастер Прокопьич так быстро «потеплел» к Данилушке, во-первых, потому что тот оказался очень способным, талантливым, одарённым: он сходу увидел, что кромку на малахитовой дощечке отбивать нужно не с той стороны, что наметил Прокопьич. Во-вторых, Прокопьич убедился, что Данилушко неравнодушен к красоте камня, видит ее любуется ею. В-третьих: Прокопьич пожалел сироту, узнав, как трудно тому приходится, тем более сам он тоже один-одинешенек. жена умерла давно, а своих детишек у него нет.

6. Прочитайте текст от слов: «Погрозился так-то, ушёл, а Прокопьич дивуется. » до слов: «Что ещё знаю, всё тебе открою. Не потаю». Где в приведённом фрагменте выражено отношение Прокопьича к Данилушке?

Читайте также:  Каталея что за цветок где растет

Отношение Прокопьнча к Данилушке выражено в предложении: «У Прокопьнча даже слезы закапали. — до того ему это по сердцу пришлось». Да и в самом обращении Данилушко — видно ласковое, теплое отношение старого мастера к своему ученику. Прокопьич растрогался увидев, что Данилушко примечал и запоминал то что он ему показывал так между делом.

7. . Определите тему фрагмента, дайте ему название.

В фрагменте рассказывается о становлении нового мастера Данилко Недокормыша. Приказчик испытывает его и выясняет настоящую силу его мастерства. Можно так и озаглавить: “Испытание мастера».

8. Прочитайте: «Тут вот Данилушке думка и запала. Не нами сказано — чужое охаять мудрости немного надо, а своё придумать — не одну ночку с боку на бок повертишься. Вот Данилушко сидит над этой чашей по чертежу, а сам про другое думает». Найдите в этом отрывке афоризм.

Афоризм: «Чужое охаять — мудрости немного надо, а свое придумать — не одну ночку с боку на бок повертишься».

9. О какой Хозяйке говорил Данилушке старый мастер? Что вы узнали о ней, прочитав сказ Бажова?

Старый мастер говорил Данилушке о Хозяйке Медной горы. Она очень красива, одета в малахитовое платье, обладает волшебными силами, знает обо всем, что происходит. У нее свое царство в недрах гор, ей подвластны, все ценные горные породы, все драгоценные камни. У нее есть горные мастера, которые тоже живут в горе и отличаются удивительным мастерством. У нее есть каменный цветок, поглядев на который, настоящий мастер готов отказаться от белого света и навсегда остаться в горе, у Хозяйки.

10. Как вы думаете, почему Хозяйка Медной горы подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень?

Наверное. Хозяйка Медной горы подсказала Даниле — мастеру место, где он может найти нужный камень, для того чтобы он попробовал все-таки сделать ту чашу, которую задумал.

11. Перечитайте диалог Данилы и Хозяйки Медной горы. Почему, по вашему мнению, она не сразу выполняет просьбу Данилушки?

Хозяйка Медной горе не сразу выполнила просьбу Данилушки, потому что сначала хотела убедиться в том что он не пожалеет о своем решении уйти в горные мастера. Она напоминает ему о его долге перед Прокопычем и перед Катей, убеждается, что его желание крепко и неизменно, что ему на самом деле важнее всего постичь недоступное людям мастерство.

12. Мастер Данила столько времени, сил, труда, любви вложил в своё творенье — и разбил Почему?

Мастер Данила разбил свое творенье, потому что оно напоминало о его неудаче, о том что ему так и не хватило мастерства для того, чтобы показать подлинную красоту камня.

13. Объясните выражение: полную силу камня показать.

Полную красоту камня показать — раскрыть, показать, как камень красив сам по себе, от природы, с помощью мастерства подчеркнуть эту природную красоту, уникальность.

14. Какой эпизод сказа П. Бажова изображён на иллюстрации? Опишите позу и выражение лиц героев. Что вы можете сказать об их характерах?

Это эпизод финальной встречи Хозяйки Медного горы и Данилушки, когда тот просит ее показать каменный цветок. Хозяйка на иллюстрации гораздо выше Данилушки у нее правильные черты и абсолютно бесстрастное выражение лица. Все это подчеркивает ее нечеловеческую природу. Она сидит неестественно прямо даже не смотрит на мастера, предоставляя ему право самому принять решение. Данилушка смотрит на Хозяйку снизу вверх, его рука просительно протянута к ней, а на лице.застыло отчаяние: он не знает как нужно сделать каменный цветок и очень хочет на него посмотреть. Для него это теперь важнее всего на свете, важнее долга перед Прокопьичем, важнее любви Катеньки. Он настоящий мастер, до конца преданный своему делу.

Источник

Каменный цветок

Что такое цветок, да каменный? Когда – нибудь вы его не видели?

Каменный цветок – это русская сказка, и народная, и литературная.

У каждого народа своя история, свои обычаи, своя древняя культура. Сказки – один из видов фольклора – устного народного творчества. Это волшебный, вымышленный мир с говорящими животными и необыкновенными превращениями. В сказках отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер. В сказке всегда добро побеждает зло. Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества — любовь, доброту, заботу. Сказка учит понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить. Разве можно не согласиться, что «сказка ложь, да в ней намек».

Читайте также:  Чем оживить цветок после пересадки

Сказки созданы народом, силой его воображения, его восприятия. Они часто сочиняют и писатели. На основе народных легенд они создают свои произведения, свои образы, свой особый художественный мир. Одним из таких писателей является и Павел Бажов.

Бажова во многом похожи на народные сказки: в них тоже происходят чудеса, присутствует волшебный мир. Однако, действие у Бажова происходит не в условном месте (“некотором царстве, некотором государстве”) и не в неведомые времена, а на Урале в начале XIX века. И герои сказок тоже гораздо больше напоминают обычных людей из реальной жизни. Например, Данила не просто “крестьянский сын” (как Иван из “настоящей” сказки) — он крепостной крестьянский сын. Бажов передаёт, показывает нам речь рассказчика, как передаёт речь других персонажей. По сути дела рассказчик — один из героев.

Ⅱ. Давайте познакомимся с автором сказки.

Писатель, историк Павел Петрович Бажов (1879–1950) родился и вырос на Урале. Именно на Урале, во времена Петра I появились первые металлургические заводы. Именно здесь начиналась русская металлургия. Отец, дед и прадед писателя работали на металлургическом заводе, и вся жизнь будущего писателя прошла рядом с уральскими рабочими.

Получив хорошее образование, Павел Петрович Бажов пятнадцать лет работал учителем в далёкой уральской деревне. Каждый год во время школьных каникул он пешком путешествовал по Уралу, изучал историю Урала и труд уральских мастеров, записывал все истории, рассказанные ему рабочими.

В 1939 году была написана книга сказок, которая называлась «Малахитовая шкатулка». Сначала в этой книге было только 14 сказок, потом каждый год появлялись новые и новые сказки. Над этой книгой писатель работал с 1936 года до последних дней своей жизни.

«Малахитовая шкатулка» принесла ее автору большую славу и любовь народа. Исследователи творчества называют «Малахитовую шкатулку» главной книгой писателя. И благодаря этой книге сам Бажов славился добытчиком устного речевого золота и собирателем фольклора.

Ⅲ. Беседа по вопросам к тексту.

1. Где и когда происходит действие сказа?

2. От чьего лица ведётся повествование?

3. Что можно сказать об этом человеке (его возрасте, образовании, жизненном опыте, роде занятий)?

4. Приведите примеры необычных слов и выражений в речи рассказчика.

5. Какие события в сказке могли происходить на самом деле, а какие нет?

6. Расскажите, чем Данила отличался от других детей?

7. Расскажите, как Даниле жилось у Прокопьича.

8. Как Прокопьич учил Данилу мастерству?

9. Почему Даниле не нравилась заказанная чаша?

10. Как вы думаете, почему окружающие считали Данилу-мастера странным?

11. Почему Хозяйка не хотела показывать Даниле цветок?

Обсуждая эти вопросы, нужно обратить внимание наследующее:

• внутренняя сосредоточенность, внимание к красоте и невнимание ко всему бытовому;
• терпение и мужество, необходимые для творческой работы.

1. Давным-давно. – 副词,很早很早以前(口),= очень давно。常常由于故事的开始。

1) Давным-давно жили-были старик и старуха.

2) Давным-давно, жили и любили друг друга парень и девушка, но их родители мешали им, не давали встречаться.

3) Где-то когда-то давным-давно я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною, но первый стих остался у меня в памяти.

2. не было ни. ни. — 既没有. 也没有. ,用于陆续否定,ни后面的词需用第二格形式。

1) Десять лет тому назад им было очень тяжело, не было ни денег, ни поддержки.

2) Приехав на новую работу, ему стало трудно – не было ни знакомого, ни опыта.

3. играть на дудочке – 吹笛子。动词играть与前置词на+第六格,表示演奏乐器。

играть музыкальных инструментах, играть на гитаре, играть на скрипке

4. За эти песни люди любили Данилу и помогали ему: кто хлеба даст, кто молока принесёт, кто рубашку подарит. – 因为达尼拉(给大家唱了许多好听)的歌,所以大家都帮助他,有的给拿面包,有的给端来牛奶,还有人给他送衣服。. кто. кто. кто. 是并列关系,是对主句内容的说明。

5. Подумал он и взял парня к себе. – 他想了想,把小伙子领到了自己家。Взять кого к себе 是固定搭配,实际上有抚养、照顾某人的意思。

6. не разрешать +инф. (НСВ) – 绝不允许做. ,杜绝.

1) Мама не разрешает дочке встречаться с парнем, говорит учиться надо!

2) Ни в коем случае детям нельзя разрешать курить.

3) Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

7. Мастер объяснял, показывал, как надо делать, как сделать лучше.

как надо делать,强调动作的过程,意思是如何做,所以要用未完成体делать表示;而как сделать лучше,则强调动作的结果,意思是如何做好,所以要用完成体сделать。

держать себя в руках – 掌握住自己

9. чаша – 旧式喝水、喝酒用的杯子,转义也可指代酒、喝酒。

固定搭配 (как) полная чаша 意思为家庭生活富足。

如:«Дом Морозова был чаша полная». А. Толстой.

Читайте также:  Красивая упаковка горшечного цветка

«Дом у вас будет как полная чаша. » А. Пушкин

10. ходил-ходил. и вдруг – 民间故事中的常用叙述句式,意思为“走啊走,突然……”。在本文中几次出现:Ходил-ходил Данила по лесу и ддруг встретил одну старушку; Ходил-ходил Данила по лесу и вдруг увидел. 两个未完成体动词连续使用,之后用完成体动词表示另一接续动作。类似的句式在本文中如:

1) Ушел он и не вернулся. А Катерина его все ждала и ждала. (с.49)

2) Плакала она, плакала, а потом посмотрела вниз: под ногами на земле красивый малахитовый камень лежит.(с.49)

11. Старый мастер подтвердил это и просил его туда не ходить. – 老师傅证明(老太太说的话)是真的,求他不要去那儿。

решение, свои слова, необходимость, мысль, преимущество

власть, руководство, социалистическую собственность, свое положение в обществе;另外还可表示批准计划、条约、法律,正式委任某人担任什么职务。如:

договор, план, приказ, закон

1) Это поможет нам подтвердить теории.

2) Вы долны подтвердить диплом, полученный в любой стране из СНГ.

3) Подтвердите, что вы хотите просмотреть это видео.

12. Согласился Данила с мастером, решил о каменном цветке забыть, было бесполезно. – 达尼拉同意了师傅的意见,决定忘记石花的事,但他做不到。

13. Катерина опять осталась одна. –又只剩下了卡捷琳娜自己孤身一人。

«кто остался один»,кто和один是同位语,使用中两个词的数和格要保持一致。

1) Дети выросли, уехали в столицу работать, а дома остались родители одни.

2) Все ухали в кино. А он остался писать дипломную работу.

3) Так девушка остается одна в Шанхае, без денег, вещей и знакомых.

14. Сама Хозяйка Медной горы ей навстречу вышла.—铜山女主人迎着她走了出来。

навстречу (предлог) —前置词,迎着. ,对着. 也可用作副词,表示迎面,从对面。

1) Очень трудно плыть на лодке навстречу ветру.

2) Открыв дверь, хозяйка вышла гостю навстречу.

3) В темноте кто-то двигается нам навстречу.

Верни мне живого Данилу-мастера!— Данила-мастер是同位语,两个词的格要保持一致。

同位语是俄语中常见的一种词的用法,其中一种形式是由两个名词构成,如:город-герой, мать-героиня, студент-отличник,第二个词往往对前一个词起说明作用。

ⅴ. Работа над содержанием рассказа.

Никто из окружающих не понял и не поддержал его исканий. Замысел передать в камне красоту живого цветка казался другим мастерам невыполнимым или связанным с какими-то таинственными и враждебными человеку силами.

Данилу отличает редкая одарённость. Он буквально сразу превзошёл своего мастера. Он, единственный человек, который стал делать не заказанную вещь, а чашу по своему замыслу, как настоящий художник-творец. Для Данилы мастерство было бы важнее внешнего комфорта. Молодой мастер хотел поспорить в творчестве с живой природой. Настоящий мастер, постигший суть красоты, умеет передать в камне жизнь, а ремесленнику это не дано. Вот в чем разница между ремеслом и творчеством. Может быть, Данила в самом деле был так талантлив, что сумел выразить в камне красоту живого цветка. Он тот человек, который способен не просто скопировать природ­ную красоту, а сотворить нечто иное, одушевлённое его горячим сердцем.

2) Чем Катя похожа на Данилу?

Упорством. Умением идти к своей цели, невзирая на мнение окружающих, для которых цель обоих непонятна и кажется недостижимой: Данила хочет создать небывалую красоту, Катя — сохранить верность жениху, которого считают мёртвым.

3) — С кем сражается Катя за свою любовь? Почему ей удаётся победить?

Она сражается и с Хозяйкой, и с самим Данилой — ведь он доб­ровольно ушёл в гору. Главное оружие Кати и вся её одарённость — в умении верно и горячо любить. С этим оружием она одержала победу.

4) Кто из героев вам больше понравился: Катя или Данила?

А: Мне нравится Катя. Она самый целеустремлённый. В ней есть один дар — дар любви. Она совсем не мастер, не художник. Видение каменного цветка не лишит её покоя: Катя “видит” одного Данилу, остальное ей безразлично. Ей никогда не придётся, как Даниле, разрываться между человеческой любовью и жаждой творчества и совершенства. Катя “положительнее” Данилы.

В: Мне нравится Данила. Трагический образ мастера оказался мне ближе. Он мастер, умеет передавать красоту живого в каменного цветке. Он добился почти невозможного благодаря своему упорству и бесстрашию. Он настоящий мужчина, ради своей цели он боялся ничего, и готов был пожертвовать всем.

1) следить; 2) наблюдать; 3) разрешено; 4) разрешат; 5) разрешают; 6) жалеешь; 7) жалел; 8) жалеет; 9) верил; 10) верить

1) Сын уехал учиться в Америку, дома остались родители одни.

2) Уже разрешили нам организовать выставку китайской культуры.

3) Конфликты между двумя странами разрешены мирными переговорами.

4) Выражаю большую благодарность всем друзьям, которые искренне нас поддерживали и нам помогали, не жалея ни времени, ни денег.

5) Спектакль прошел с большим успехом. Зрители долго не отпускали певцов со сцены.

6) Пережив не раз поражений, они перестали верить в чудеса.

7) Никогда не верьте только своим ушам, верьте своим глазам.

8) Молодой человек очень умный, быстро научился из дерева делать разные вещи.

Источник

Adblock
detector