Меню

Почему данила мастер разбил свой цветок

развёрнутый ответ на вопрос : почему Данила мастер разбил каменный цветок?

Мастеровому умельцу Данилушке посыпались заказы, а среди них и
замысловатая чаша по барскому чертежу, над которой долго бился молодой
мастер и которая пришлась ему не по душе: «Одно ему не по нраву
трудности много, а красоты ровно и нет»).
Но Данило не мог отказаться от работы, которая ему не нравилась,
(он — крепостной мастер, а значит обязан подчиняться приказу барина) .
Потому-то и ходит он все время невеселый. Когда же чаша наконец закончена,
Данило не испытывает удовлетворения и радости от завершенного труда и в ответ
на похвалы мастеров говорит: «То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок . самый что ни есть плохонький,
а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует? На что она. »
Для Данилы важна в его изделиях не сложность, удивляющая других, а красота,
которой будет радоваться сердце.
И он решает делать чашу по своему замыслу.

Он хочет сделать такое изделие, чтобы «камень полную силу имел» и приносил
людям радость.
Он ищет его в природе, среди трав и цветов, он мечтает создать «живую» чашу.
И в конце концов решает ее создавать по образцу дурман — цветка.

Данило решил, что он еще ничего не достиг, собственная работа, в которую он
вкладывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем,
что он видел в горе. Он беспощадно разбивает свою неудачную чашу, будто
уничтожает свое несовершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли
своих дум и чувств, и поэтому она недостойна даже того, чтобы быть разбитой
рукой мастера).

Источник

Почему Данила разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную по заказу?

Мастеровому умельцу Данилушке посыпались заказы, а среди них и
замысловатая чаша по барскому чертежу, над которой долго бился молодой
мастер и которая пришлась ему не по душе: «Одно ему не по нраву
трудности много, а красоты ровно и нет»).
Но Данило не мог отказаться от работы, которая ему не нравилась,
(он — крепостной мастер, а значит обязан подчиняться приказу барина) .
Потому-то и ходит он все время невеселый. Когда же чаша наконец закончена,
Данило не испытывает удовлетворения и радости от завершенного труда и в ответ
на похвалы мастеров говорит: «То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок . самый что ни есть плохонький,
а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует? На что она. »
Для Данилы важна в его изделиях не сложность, удивляющая других, а красота,
которой будет радоваться сердце.
И он решает делать чашу по своему замыслу.
Он хочет сделать такое изделие, чтобы «камень полную силу имел» и приносил
людям радость.
Он ищет его в природе, среди трав и цветов, он мечтает создать «живую» чашу.
И в конце концов решает ее создавать по образцу дурман — цветка.

Медной горы Хозяйка, которая подарила ему замечательный камень:
«Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых листах, где требуется. «)
Но и эта чаша не получилась.
Данила шел от камня, от материала, хотел показать полную его силу, искал прежде
всего подходящий камень, то есть пытался подогнать природу к камню, а сам цветок не вышел, потому что не внес Данило в его образ никакой фантазии, не придал ему частичку самого себя, а то, что является слепым подражанием (даже самому красивому) , остается только подражанием и не несет души.
И вот когда Даниле не удалась его собственная чаша, он стал мечтать о каменном цветке. Скоро желание его исполнилось: он встретил Хозяйку Медной горы.

Данило решил, что он еще ничего не достиг, собственная работа, в которую он
вкладывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем,
что он видел в горе. Он беспощадно разбивает свою неудачную чашу, будто
уничтожает свое несовершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли
своих дум и чувств, и поэтому она недостойна даже того, чтобы быть разбитой
рукой мастера).

Источник

Почему данила мастер разбил свой цветок

1. Подумайте, какая репродукция могла бы служить иллюстрацией к сказу П.П.Бажова?

Иллюстрацией к сказу Бажова могла бы служить репродукция ‘Урал» (1897г.) художника В. В. Переплетчикова.

2. Расскажите об отношении Данилушки к миру окружающей его природы.

Данилушко с самого детства очень трепетно относился к миру окружающей его природы. Он умел увидеть красоту в самых обычных, повседневных вещах, в которых другие, менее наблюдательные, не видели ничего особенного. Из-за этого его не понимали и посмеивались над ним, называли «блаженным» и «тихоходом». В господском доме он мог забиться куда-нибудь в угол, глядя на картину или украшение, и стоять так часами, забыв обо все на свете. В подпасках — та же история: засмотрится на травинку, на букашку, ползущую по листку, в то время как нужно следить за стадом. Когда его лечила бабушка Вихориха он расспрашивал ее о растениях, как они называются, как цветут, где растут.

3. Как вы думаете, каково значение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветках?

Я думаю, что рассказ бабушки Вихорихи о неоткрытых цветах предваряет дальнейшие события сказа. Именно от нее Данилушко в первый раз узнал о каменном цветке, который растет в малахитовой горе и имеет полную силу на Змеиный праздник. Интерес к цветку подогрело и брошенное бабушкой вскользь предложение о том что несчастным будет тот человек, который его увидит. Она словно предсказывает судьбу мальчика.

4. Расскажите о жизни мальчика до его прихода к мастеру Прокопьичу.

До прихода к мастеру Прокопьичу Данилушке жилось несладко. Круглый сирота, он был очень одинок, голодал был хулой до того, что и прозвище ему дали — Недокормыш. Все его ругали и наказывали, ни в ком он не находил ни понимания, ни тепла. Нигде он не приживался: ни в господском доме, где нужно быть расторопным и стараться всячески услужить, ни в подпасках, где его жестоко, до полусмерти выпороли за потерянное стадо.

5. Почему старый мастер Прокопьич так быстро «потеплел» к Данилушке?

Старый мастер Прокопьич так быстро «потеплел» к Данилушке, во-первых, потому что тот оказался очень способным, талантливым, одарённым: он сходу увидел, что кромку на малахитовой дощечке отбивать нужно не с той стороны, что наметил Прокопьич. Во-вторых, Прокопьич убедился, что Данилушко неравнодушен к красоте камня, видит ее любуется ею. В-третьих: Прокопьич пожалел сироту, узнав, как трудно тому приходится, тем более сам он тоже один-одинешенек. жена умерла давно, а своих детишек у него нет.

6. Прочитайте текст от слов: «Погрозился так-то, ушёл, а Прокопьич дивуется. » до слов: «Что ещё знаю, всё тебе открою. Не потаю». Где в приведённом фрагменте выражено отношение Прокопьича к Данилушке?

Отношение Прокопьнча к Данилушке выражено в предложении: «У Прокопьнча даже слезы закапали. — до того ему это по сердцу пришлось». Да и в самом обращении Данилушко — видно ласковое, теплое отношение старого мастера к своему ученику. Прокопьич растрогался увидев, что Данилушко примечал и запоминал то что он ему показывал так между делом.

7. . Определите тему фрагмента, дайте ему название.

В фрагменте рассказывается о становлении нового мастера Данилко Недокормыша. Приказчик испытывает его и выясняет настоящую силу его мастерства. Можно так и озаглавить: “Испытание мастера».

Читайте также:  Хризантема вдовий цветок это правда или нет

8. Прочитайте: «Тут вот Данилушке думка и запала. Не нами сказано — чужое охаять мудрости немного надо, а своё придумать — не одну ночку с боку на бок повертишься. Вот Данилушко сидит над этой чашей по чертежу, а сам про другое думает». Найдите в этом отрывке афоризм.

Афоризм: «Чужое охаять — мудрости немного надо, а свое придумать — не одну ночку с боку на бок повертишься».

9. О какой Хозяйке говорил Данилушке старый мастер? Что вы узнали о ней, прочитав сказ Бажова?

Старый мастер говорил Данилушке о Хозяйке Медной горы. Она очень красива, одета в малахитовое платье, обладает волшебными силами, знает обо всем, что происходит. У нее свое царство в недрах гор, ей подвластны, все ценные горные породы, все драгоценные камни. У нее есть горные мастера, которые тоже живут в горе и отличаются удивительным мастерством. У нее есть каменный цветок, поглядев на который, настоящий мастер готов отказаться от белого света и навсегда остаться в горе, у Хозяйки.

10. Как вы думаете, почему Хозяйка Медной горы подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень?

Наверное. Хозяйка Медной горы подсказала Даниле — мастеру место, где он может найти нужный камень, для того чтобы он попробовал все-таки сделать ту чашу, которую задумал.

11. Перечитайте диалог Данилы и Хозяйки Медной горы. Почему, по вашему мнению, она не сразу выполняет просьбу Данилушки?

Хозяйка Медной горе не сразу выполнила просьбу Данилушки, потому что сначала хотела убедиться в том что он не пожалеет о своем решении уйти в горные мастера. Она напоминает ему о его долге перед Прокопычем и перед Катей, убеждается, что его желание крепко и неизменно, что ему на самом деле важнее всего постичь недоступное людям мастерство.

12. Мастер Данила столько времени, сил, труда, любви вложил в своё творенье — и разбил Почему?

Мастер Данила разбил свое творенье, потому что оно напоминало о его неудаче, о том что ему так и не хватило мастерства для того, чтобы показать подлинную красоту камня.

13. Объясните выражение: полную силу камня показать.

Полную красоту камня показать — раскрыть, показать, как камень красив сам по себе, от природы, с помощью мастерства подчеркнуть эту природную красоту, уникальность.

14. Какой эпизод сказа П. Бажова изображён на иллюстрации? Опишите позу и выражение лиц героев. Что вы можете сказать об их характерах?

Это эпизод финальной встречи Хозяйки Медного горы и Данилушки, когда тот просит ее показать каменный цветок. Хозяйка на иллюстрации гораздо выше Данилушки у нее правильные черты и абсолютно бесстрастное выражение лица. Все это подчеркивает ее нечеловеческую природу. Она сидит неестественно прямо даже не смотрит на мастера, предоставляя ему право самому принять решение. Данилушка смотрит на Хозяйку снизу вверх, его рука просительно протянута к ней, а на лице.застыло отчаяние: он не знает как нужно сделать каменный цветок и очень хочет на него посмотреть. Для него это теперь важнее всего на свете, важнее долга перед Прокопьичем, важнее любви Катеньки. Он настоящий мастер, до конца преданный своему делу.

Источник

Уроки «Каменного цветка»

Статья опубликована при поддержке завода «МеталлЭкспортПром», который производит теплообменники и емкости. Наличие собственных производственных мощностей, оснащенных самым современным оборудованием, и высокая квалификация сотрудников «МеталлЭкспортПрома» дают возможность заводу теплообменников предлагать не только широкий ассортимент готовой продукции, в том числе трубу оребренную биметаллическую, емкостное оборудование, деаэраторное оборудование, промышленное фильтровальное оборудование или высококачественные маслоохладители, воздухоохладители, газоохладители, подогреватели, но и быстро и качественно выполнять индивидуальные «спецзаказы» на изготовление нестандартной техники и запчастей, а также проводить гибкую ценовую политику. С подробной информацией о предлагаемой продукции, условиях сотрудничества, услугах и ценах можно ознакомиться на сайте ural-mep.ru.

Урок 1

Слово учителя. В начале года мы знакомились с народными сказками. Но вы, конечно, знаете, что сказки часто сочиняют и писатели. Многие из них создают свои произведения, основываясь на народных легендах, но при этом обрабатывают их, делают сложнее, неожиданнее. Таким сказочником, собиравшим и обрабатывавшим истории, бытовавшие на Урале, стал и Павел Бажов.

Павел Петрович Бажов (1879–1950) родился вблизи Екатеринбурга. Его предками были уральские горнорабочие. Родители постарались дать сыну образование, и он стал народным учителем в уральской деревне. Каждый год во время школьных каникул Бажов странствовал пешком по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников и других уральских мастеров, записывал сказания и предания. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» начал создаваться в 1936 году. Бажов работал над ним до конца жизни.

Вводная беседа по тексту. Дети прочитали дома сказ «Каменный цветок». Можно начать урок с обмена впечатлениями: понравился ли сказ, что запомнилось, что поразило?

— Как вы думаете, о чём этот сказ?

Вопрос заведомо слишком сложный для пятиклассников. О художнике, который попытался и не смог постичь суть красоты. О его состязании с природой, чья красота совершенна. О внутреннем конфликте человека, который одновременно принадлежит “бытовому”, будничному человеческому миру и “идеальному” миру творчества, обрекающего человека на внутреннее одиночество. Однако дети могут высказать и глубокие мысли, и важно сразу понять, на каком уровне они готовы работать со сказом.

«Каменный цветок». Репродукция
крышки шкатулки палехского
художника Г.М. Мельникова. 1947 г.

Вероятнее всего, они станут неосознанно отвечать на другой вопрос: о ком этот сказ? О Даниле Недокормыше. Можно согласиться с этим ответом, он удобен для формулировки темы первого урока: «В чём заключается дар Данилы?». Вспомогательные вопросы: а почему именно Данила выбран в герои? чем отличается Данила от других мастеров?

Беседа по вопросам
(полный перечень вопросов)

  1. Где и когда происходит действие сказа?
  2. От чьего лица ведётся повествование? Что можно сказать об этом человеке (его возрасте, образовании, жизненном опыте, роде занятий)?
  3. Приведите примеры необычных слов и выражений в речи рассказчика.
  4. Какие события сказа могли происходить на самом деле, а какие нет?
  5. Расскажите, чем Данила Недокормыш отличался от других детей. Чем он удивил Прокопьича?
  6. Расскажите, как Даниле жилось у Прокопьича.
  7. Как Прокопьич учил Данилу мастерству?
  8. Почему Даниле не нравилась заказанная чаша?
  9. Как вы думаете, почему окружающие считали Данилу-мастера странным? Что он искал в лесу? Как вы поняли его слова: “Потерять не потерял, а найти не могу”?
  10. Расскажите легенду о Хозяйке Медной горы и каменном цветке. Как вы её понимаете?
  11. Почему Хозяйка не хотела показывать Даниле цветок?
  12. Почему Данила разбил свой дурман-цветок и исчез?

Обсуждая эти вопросы, нужно обратить внимание на три главные темы:

• внутренняя сосредоточенность, внимание к красоте и невнимание ко всему бытовому;
• умение делиться этой красотой (игра на рожке);
• терпение и мужество, необходимые для творческой работы.

Обратим внимание на детали: Данила видит красоту и в мире природы (разговор с пастухом), и в человеческих творениях (его “странное” поведение в барском доме, где он засматривался на произведения искусства). Дар делает мальчика равнодушным к удобствам и выгодам обычной жизни; Данила — человек “не от мира сего”, что уже в детстве приносит ему постоянные страдания. Важно отметить, что и в детстве эталоном красоты были для него явления природы: в его музыке “не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются”.

Говоря о терпении и мужестве Данилы, нужно сравнить его с другими детьми, отданными в учение Прокопьичу. Неужели все они были бездарны? С одной стороны, Данилу отличает редкая одарённость: он превзошёл своего мастера буквально сразу; этот великий дар делает для мальчика учение игрой. С другой — эта “лёгкость” подготовлена терпением и кроткой неприхотливостью Данилы. Прокопьич встретил этого ученика не ласковее, чем других, но Данила не обиделся. Возможно, не все прежние ученики были бездарны, но Прокопьич неосознанно искал себе ученика-ровню, для которого мастерство было бы важнее внешнего комфорта. Отметим, кстати, взаимную благодарность и жалость мальчика и старика, старающихся оградить друг друга от опасности малахитового дела и от барского гнева.

Читайте также:  Подаренный цветок в горшке с землей плохая примета

Все рассмотренные вопросы были в основном репродуктивного характера и касались экспозиции сказа. Можно было заранее задать на дом (индивидуально или по вариантам) подготовить устные сообщения по вопросам 1–3 и включить их в ход обсуждения.

Анализ завязки

— Как получилось, что Данила стал особенным мастером, не таким, как все и даже как Прокопьич?

Данила, единственный из мастеров, стал делать не заказанную вещь, а чашу по своему замыслу, как настоящий художник-творец. Отметим, какую роль сыграла чаша, эскиз которой прислал барин из столицы. Тут могут понадобиться разъяснения учителя: иногда дети плохо представляют себе крепостное право и положение мастеров. Постараемся донести до детей связь творчества и свободы: крепостные мастера удовлетворяются ремеслом, сознавая себя подневольными, а свою работу — почти наказанием. Только Данила хочет создать истинную красоту и донести её до людей, даже работая на барина. Кстати, барин, в отличие от приказчика, видимо, понимает, что таланту нужна свобода, и предоставляет её Даниле и Прокопьичу (в некоторых пределах), в надежде получить нечто новое и прекрасное.

Рассмотрев разницу между ремеслом и творчеством, переходим к обсуждению главной проблемы сказа.

— Что хотел передать Данила в своей чаше и почему не сумел?

Он хотел передать в камне красоту живого цветка. Поспорить в творчестве с живой природой. О том, почему не сумел, речь пойдёт уже на втором уроке.

Домашнее задание. Приготовьтесь рассказать легенду о Хозяйке Медной горы и о каменном цветке.

Урок 2

Проверка домашнего здания. Обсуждая два-три ответа, обращаем внимание на то, как сказочный мотив исподволь вводится в обманчиво реалистическую повесть о детстве крепостного мастера. Впервые о каменном цветке говорит бабка Вихориха, но её слова темны и непонятны (“несчастный тот человек, который каменный цветок увидит”). Из детского воспоминания об этих словах, острого ощущения красоты живой природы и камня и недовольства заказанной чашей рождается замысел чаши-цветка, сначала ещё неясный (“Потерять не потерял, а найти не могу” — мучительное беспокойство художника).

Следующий эпизод, сближающий реальность и легенду, — рассказ старика на вечеринке. Легенда обретает плоть и кровь: старик видел работу горного мастера. В описании змейки-нарукавника он подчёркивает главное: она хоть и каменная, но как будто живая. Мастер, постигший суть красоты, умеет передать в камне жизнь, ремесленнику это не дано. Старик вновь предостерегает: кто поглядит на каменный цветок, тому белый свет не мил станет. Данила произносит роковые слова: “Я бы поглядел”.

После этого Хозяйка Медной горы начинает вмешиваться в его жизнь: советует, где искать камень, посылает нужный материал, а после и сама является измученному мастеру.

Легенда о каменном цветке относительно ясна: мастер, постигший суть камня и его красоты, уходит в горный, каменный мир, чтобы всецело служить этой красоте, не “размениваться” на человеческое: ни на ремесленные поделки, ни на глубокие человеческие связи, в которых много бытового, “приземлённого”, будь то забота о старом учителе или создание семьи.

Образ Хозяйки сложнее и загадочней.

— Какую роль играет Хозяйка в судьбе Данилы? Чего она хочет от мастера? (Варианты вопроса: “Как вы понимаете легенду?”)

В классе может возникнуть спор. Одни станут доказывать, что Хозяйка нарочно заманивает Данилу в гору, обещая помощь в заведомо невыполнимой творческой задаче, чтобы измучить неудачей, довести до отчаянья и сломить волю. Ведь ей нужны лучшие из мастеров.

Другие будут утверждать, что Хозяйка в самом деле хочет, чтобы мастер сам сумел выразить живую душу камня. (Если спор не возникнет, его стоит спровоцировать.)

Итак, что нужно Хозяйке: подчинённые ей подгорные мастера или свободный художник, сумевший победить её чары, превзойти волшебную красоту каменного цветка?

Судя по тому, как Хозяйка отговаривает Данилу смотреть на каменный цветок, взывает к его совести, предлагает помощь и в самом деле даёт камень по его замыслу, она не лукавит и не заманивает мастера. Напротив — понимает, как опасно и гибельно то, что задумал Данила.

Беседа. Вернёмся к вопросу, поставленному на предыдущем уроке: почему Данила не сумел создать чашу по своему замыслу?

— Почему Данила разбил свой дурман-цветок, а барскую чашу не тронул?

Барская чаша в его глазах недостойна того, чтобы быть разбитой. А дурман-цветок наполовину получился! (Перечитайте его описание, найдите грань между удачей и неудачей мастера.) Может быть, Данила в самом деле был так талантлив, что сумел бы выразить в камне красоту живого цветка. Почему же он не стал продолжать свои попытки?

Ответы могут быть разными (особенно если спросить ребят, часто ли они с упорством добиваются того, что сразу у них не получилось; но лень и нетерпение — это не про Данилу). Обратим внимание на два фактора. Во-первых, никто из окружающих не понял и не поддержал его исканий. Дерзкий замысел передать в камне красоту живого казался другим мастерам невыполнимым или связанным с какими-то таинственными и враждебными человеку силами. Во-вторых, у Данилы не было свободы, чтобы годами, может быть, биться над творческой задачей: ведь он крепостной мастер, и ему опять закажут что-то, что недостойно даже быть разбитым.

— Как вы думаете, если б Данила сделал свою чашу такой, как ему хотелось, была бы она похожа на те цветы, что росли в горе, или вышла бы иной?

Этот вопрос тесно связан с загадкой Хозяйки Медной горы. Мы уже поняли, что она не враждебна человеческому миру (как говорят легенды), но в то же время чужда ему. Красота, которую Хозяйка может показать Даниле, совершенна, но холодна (взрослому читателю вспоминается пушкинская “равнодушная природа”). Хозяйка — воплощённая душа природного царства, и эта душа свободна от тёплых человеческих пристрастий и чувств. Такими же становятся горные мастера: они приближаются к пониманию сути природы, но теряют свою человеческую суть.

Человек же, выражая красоту, может одухотворить её своей горячей человеческой душой, и красота в его творениях всегда иная, чем в природе. Цветок Данилы должен был бы получиться не таким, как подземные цветы. Он вобрал бы в себя любовь к Прокопьичу и Кате, и такой красоты никогда не создать ни Хозяйке, ни её подгорным мастерам.

— Чего же хотела от Данилы Хозяйка?

Творчества, которое превзошло бы её волшебство. Но, видно, душа Данилы была холодновата к человеческому миру, и он не смог “вочеловечить бездушное”.

Дети вряд ли сами дадут такие ответы, но их можно подвести к некоторым выводам.

• Хозяйка — воплощённая душа природы.
• Человек способен не просто скопировать природ­ную красоту, а сотворить нечто иное, одушевлённое его горячим сердцем.

Этого достаточно, чтобы понять поражение Данилы и роль Хозяйки в сказе.

Отдельная часть урока — работа с теоретической статьёй о сказе (приведём для удобства её текст).

Сказ и сказка

Сказы П.П. Бажова во многом похожи на народные сказки: в них тоже происходят чудеса, присутствует волшебный мир. Однако вы могли заметить и отличия. Действие в сказах происходит не в условном месте (“некотором царстве, некотором государстве”) и не в неведомые времена, а на Урале в начале XIX века. И герои сказов тоже гораздо больше напоминают обычных людей из реальной жизни. Например, Данила Недокормыш не просто “крестьянский сын” (как Иван из “настоящей” сказки) — он крепостной крестьянский сын. И, как многие крепостные на Урале, работает на своего барина не в поле, а за станком — не как пахарь, а как мастер резьбы по камню. Таких крепостных мастеров-художников было в те времена немало, и судьба их часто складывалась трагически.

Читайте также:  Словосочетания в неизвестном цветке

Другое отличие сказа от сказки — особая роль рассказчика. П.П. Бажов не просто записал рассказанный кем-то фольклорный текст — он автор этих историй. Он придумал героев, сюжеты, описания, слова и детали. А значит, сказы Бажова принадлежат не фольклору, а литературе.

Но тот человек, что рассказывает о Даниле-мастере, совсем не похож на настоящего автора сказов. Ведь сам Бажов жил намного позже и никак не мог быть свидетелем описанных событий. Да и язык рассказчика — простонародный, с множеством характерных уральских словечек, — это не язык школьного учителя. Бажов передаёт, показывает нам речь рассказчика, как передаёт речь других персонажей. По сути дела рассказчик — один из героев бажовских сказов. Мы, читатели, этого героя никогда не видим, зато постоянно слышим (“Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься: как ему помогло”).

Итак, сказ отличается от сказки, во-первых, тем, что основан на реальных обстоятельствах; во-вторых, в сказе присутствует рассказчик, чью речь автор старается воспроизвести со всеми её характерными особенностями.

Домашнее задание. 1. Приготовьтесь воспроизвести близко к тексту описание двух каменных цветков: Даниловой чаши и “настоящего”. 2. Прочитайте рассказ «Горный мастер». 3. Запомните отличия сказа от сказки.

Урок 3

Проверка домашнего задания — изложение-миниатюра (письменно, по выбору учеников или по вариантам — описание одного из каменных цветков). Письменный ответ на вопрос: чем сказ отличается от сказки?

Урок строится на сопоставлении образов Кати и Данилы (по вопросам учебника).

— Чем Катя похожа на Данилу?

Упорством. Умением идти к своей цели, невзирая на мнение окружающих, для которых цель обоих непонятна и кажется недостижимой: Данила хочет создать небывалую красоту, Катя — сохранить верность жениху, которого считают мёртвым.

— Какие поступки Кати кажутся людям странными?

Вопрос в первую очередь на знание текста. Но обратим внимание на то, что и Кате не чуждо каменное мастерство.

— Зачем к Змеиной горке ходил Данила и зачем ходит Катя?

Данила по совету Хозяйки искал камень, и в этом месте ему открывалась гора. Катя тоже ищет камень для поделок (её цель проще, но по-своему не менее дерзка — прожить мастерством, считающимся сугубо мужским). Ей помогает Данила, и гора вновь открывается.

— Как Хозяйка отнеслась к Кате в начале встречи? Почему её отношение впоследствии изменилось?

Катя говорила с Хозяйкой дерзко, сознавая свою человеческую правоту. Об этой человеческой правде Хозяйка говорила Даниле, предостерегая его от каменного цветка. Хозяйка говорит с Катей сурово: испытывает её. Предлагает взять любой камень. Но когда Катя побеждает и Данила решает вернуться к людям, Хозяйка “улыбается светленько” и на Катю зла не держит. Трагические ноты в образе Хозяйки заметнее не в этом сказе, а в «Малахитовой шкатулке». Хотя Хозяйка и подчёркивает своё бесстрастие (“что каменной сделается?”), в её словах есть горечь отвергнутой любви. Хорошо, если дети обратят на это внимание.

— С кем сражается Катя за свою любовь?

И с Хозяйкой, и с самим Данилой — ведь он доб­ровольно ушёл в гору.

— Почему ей удаётся победить?

Главное оружие Кати и вся её одарённость — в умении верно и горячо любить. С этим оружием не могут справиться никакие чары.

— В каких ещё произведениях встречались вам героини, похожие на Катю?

В первую очередь вспоминается «Снежная королева» Андерсена. Можно развернуть это сопоставление, сравнить не только Катю и Герду, но и Хозяйку со Снежной королевой: образ Хозяйки сложнее, она не является воплощением злых сил.
Возвращаясь к сопоставлению Кати и Данилы, можно задать вопрос по-разному.

— Как вы думаете, кто является главным героем рассказа «Горный мастер»: Данила, Катя или Хозяйка?

— Кто из героев больше вам понравился: Катя или Данила?

Главный герой сказа — Катя. Она же и самый целеустремлённый. В ней есть один дар — дар любви. Она совсем не мастер, не художник; видение каменного цветка не лишит её покоя: Катя “видит” одного Данилу, остальное ей безразлично. Ей никогда не придётся, как Даниле, разрываться между человеческой любовью и жаждой творчества и совершенства. Катя “положительнее” Данилы, но кому-то трагический образ мастера может оказаться ближе, и с этим не нужно слишком резко спорить. Мы не можем сказать, как повела бы себя Катя, будь у неё такой же дар художника, как у её любимого. Смогла бы добиться почти невозможного благодаря своему упорству и бесстрашию? Страдала бы той же тоской о недостижимой красоте?

Вопрос можно задать, если не всё ещё сказано о трагичности его судьбы. Данила задумывается о каменном цветке, вспомнить который ему не дано. Катя же молчит, потому что всею своей любовью не может заполнить эту пустоту.

Домашнее задание

(Выбираем его, если далее последует урок внеклассного чтения по сказам Бажова.) Выбрать один из сказов и приготовить рассказ «Волшебные существа и люди в сказах П.П. Бажова: чем оборачиваются их встречи?» (пересказ и вывод).

Какой бы сказ ни выбрали ученики, они должны заметить, что волшебные существа в сказах Бажова людям не враждебны, но встреча с ними — всегда испытание. Герой должен проявить лучшие стороны своей души: смелость, бескорыстие, благородство — и будет вознаграждён. Однако эта “награда” даст ему лишь относительное благополучие. А вместе с ней ему достанется щемящее чувство утраты: волшебную красоту в мире Бажова человеку не дано удержать в руках.

Комментарии к возможному уроку

Первая часть — “презентация” сказов, выбранных учениками. Задание: описать, не называя, волшебное существо, изображённое в сказе. Ученик описывает своего героя, одноклассники должны угадать его имя и название сказа. Первого ученика выбирает учитель по своему усмотрению, следующим может стать лишь тот, чей герой ещё не был представлен. Учитель записывает на доске названия сказов, о которых пойдёт речь на уроке. (Можно заранее распределить сказы между группами учеников.)

Вторая часть. Ученики (желательно уже “дублёры”) рассказывают о том, каким испытаниям подверглись герои сказов, встретившись с этими волшебными существами. В итоге класс делает вывод о том, что каждый получает по заслугам.

Чем же оборачивается для человека эта встреча? “К счастью” или “к несчастью” встретить волшебное существо? Вероятно, мнения разделятся в зависимости от выбранных сказов. Более “детские” и назидательные («Серебряное копытце» или «Голубая змейка») ближе к традиционной сказочной морали: зло в них наказано, добро — награждено, встреча заканчивается благополучно. Более “взрослые” и сложные («Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Синюшкин колодец») в финале звучат трагически. Красота оказывается хрупким чудом; герой прикасается к нему на краткое мгновенье и теряет навсегда.

Прочитайте итальянскую сказку «Тайна Флорио». Приготовьте пересказ близко к тексту. Перечислите, что у неё общего со сказами Бажова о мастере Даниле (письменно, кратко, по пунктам). Можно предупредить: оцениваются и качество, и количество найденных общих черт. Возможны индивидуальные задания отдельным ученикам: сообщение о великих скульпторах Флоренции эпохи Возрождения (краткий рассказ с иллюстрациями).

Источник

Adblock
detector