Меню

Первоцветы викторина узнай цветок

Викторина «Первоцветы»
материал по биологии на тему

Цель: расширить кругозор о раннецветущих растениях,

показать красоту первоцветов, необходимость их охраны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Яковлевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терновская основная общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

(викторина для 5 – 7 классов)

Подготовила: учитель биологии

Степкина Светлана Юрьевна

Вопросы викторины «Первоцветы»

Цель: расширить кругозор о раннецветущих растениях,

показать красоту первоцветов, необходимость их охраны.

1. Какие растения называют эфемерами?

2. Какие растения называют эфемероидами?

3. Кем отличаются эфемеры от эфемероидов?

4. Какие из перечисленных первоцветов не встречаются в нашей местности:

А. тюльпан Шренка; Е.прострел раскрытый;

Б. тюльпан дубравный; Ж.пролеска сибирская;

В. ветреница лютиковая; З.хохлатка Галлера;

Г. адонис волжский; И.ветреница дубравная;

Д. мать-и-мачеха; К. безвременник?

5. Почему красиво цветущие первоцветы имеют небольшие размеры?

6. Зачем нужен белый отросток на семенах хохлатки Галлера?

7. Почему цветение всех ив, тополей, осины и ольхи происходит до появления листьев?

8. Первоцветы всегда подвергаются весной сильным заморозкам. Почему они не погибают?

9. Какие из перечисленных в вопросе №4 первоцветов занесены в Красную книгу Саратовской области?

10. Почему летом в лесу нельзя найти следов жизнедеятельности первоцветов?

11. Зачем прострелу (сон-трава) нужно густое опушение?

12. Какие первоцветы собирают как ценное лекарственное сырьё?

13.Соцветия какого растения начинают раскрываться раньше всех, символизируя приход весны?

14. Корневище какого первоцвета в сушеном виде пахнет фиалкой?

15. Какие первоцветы предпочитают меловые склоны?

16. Цветы каких первоцветов раскрываются только в солнечную погоду?

17. При помощи какого вещества запасают энергию для цветения следующей весной первоцветы?

18. Отметьте из ниже перечисленных раннецветущие кустарники:

А. миндаль низкий; Г. спирея городчатая;

Б. волчье лыко; Д. дрок красильный;

В. роза собачья; Е.бересклет бородавчатый.

19. О чём говорит разная окраска цветов в одном соцветии у медуницы неясной?

20. Кто и как помогает пролеске сибирской широко расселяться в пойменных лесах?

21. В каком порядке начинают зацветать следующие первоцветы:

А. миндаль низкий; В. хохлатка Галлера;

Б. гусиный лук; Г.прострел раскрытый?

22. Назовите самое маленькое растение – первоцвет из семейства лилейных.

23. Какое растение – первоцвет раскидывает (распространяет) свои семена в феврале?

24. Какие из ниже перечисленных растений нельзя отнести к первоцветам:

А.весенник зимний; В.копеечник крупноцветковый;

Б. касатик низкий; Г. волчье лыко?

Ответы на вопросы викторины «Первоцветы».

1. Эфемерами называют растения, жизненный цикл которых не превышает трёх недель; они не образуют луковиц, клубней, корневищ.

2. Это многолетние растения, которые также, как и эфемеры, очень быстро развиваются, но основным способом размножения является не семенной, а вегетативный (делением куста, корневища, дочерними луковичками).

4. А. тюльпан Шренка; Ж. Пролеска сибирская; К. безвременник.

5. Чтобы энергии, запасённой с прошлого года , хватило на быстрое развитие (цветение и плодоношение) до наступления неблагоприятных условий (засуха, затемнение…).

6. Этот отросток имеет для муравьёв привлекательный вкус, они растаскивают эти отростки с семенами, тем самым, способствуя распространению хохлатки по другим местам.

7. У этих растений наблюдается ветроопыление, а листва препятствовала бы этому.

Читайте также:  Замиокулькас два цветка сразу

8. Первоцветы не погибают потому, что в составе их клеточного сока содержится повышенное количество сахаридов, которые не дают образовываться кристалликам льда, обычно разрушающих клеточные стенки в мороз.

9. А. тюльпан Шренка; Г. адонис волжский; Е. прострел раскрытый;

10. Уже к концу мая все первоцветы закончили вегетацию: листья пожелтели и опали, семена разбросаны по почве; более поздние и мощные растения закрыли своей биомассой всю землю.

11. Для защиты от заморозков.

12. Адонис весенний, адонис волжский, ветреница дубравная, пион тонколистный, мать-и-мачеха…

15. Адонис весенний, адонис волжский, ветреница дубравная, копеечник крупноцветковый, василёк русский, пион тонколистный…

16. Цветы гусиного лука, всех тюльпанов, мать-и-мачехи.

18. А. миндаль низкий; Б. волчье лыко.

19. Медуница неясная приспособилась к пчёлоопылению своих цветков . Пчёлы лучше различают спектр лучей, смещённый к синему и фиолетовому. У медуницы раскрывающиеся цветки имеют слабо-розовую окраску, а зрелые, готовые к опылению – сине-фиолетовую. Смена цвета обусловлена наличием красителя (пигмента) антоциана, который меняет свой цвет в зависимости от рН клеточного сока. В молодых цветах медуницы сок кислый и антоциан окрашен в розовый цвет, а в зрелых – ближе к нейтральному, и антоциан окрашен в фиолетовый.

20. У семян пролески сибирской есть сладковатые придатки, которые очень нравятся муравьям, разносящим семена с придатками по территории. Придатки затем поедаются, а семена на следующий год прорастают. Так увеличивается ареал пролески сибирской (как и хохлатки Галлера).

21. Б. гусиный лук; В. хохлатка Галлера; Г. прострел раскрытый; А. миндаль низкий.

23. Ольха серая. – При первых же оттепелях происходит раскрывание шишек ольхи и её семена – крылатки – вылетают оттуда и уносятся ветром по насту на большие расстояния.

24. В. копеечник крупноцветковый, т.к. зацветает в мае, когда цветёт большинство других растений.

Источник

Экологический квест «Знатоки первоцветов»

Вера Леонтьева
Экологический квест «Знатоки первоцветов»

Цель: Формирование у дошкольников элементов экологического сознания. Развитие экологической культуры. Расширение представлений и знаний детей о весенних, лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни. Развитие речи детей, обогащение словаря – весенние первоцветы, формирование интереса к окружающему миру, желания стать другом природы, беречь и охранять ее. Воспитание чувства ответственности за своё поведение в природе.

-развитие познавательного, доброжелательного и ответственного отношения к природе, желание оказывать помощь природным объектам.

-воспитание экологической культуры поведения, получение элементарных знаний и навыков грамотного поведения на природе.

Предварительная работа: беседы и просмотр презентаций о первоцветах.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте дорогие участники, гости экологического квеста «Знатоки Первоцветов». Я рада вас здесь видеть. Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы. Михаил Пришвин сказал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. А вы любите природу? Живете с ней в дружбе и согласии? (Появляется лесовичок)

Читайте также:  Почему цветок важный орган растения

Лесовичок: Это кто тут так расшумелся в моем хозяйстве? Опять пришли мусорить и губить природу!

Ведущая: Мы не шумим, мы собрались здесь, чтобы узнать кто лучше относится к природе, бережет и заботится о ней и конечно проверить наши знания об экологии.

Лесовичок: А я то, думал, туристы, которые загрязняют мой лес и срывают первые весенние цветы. Пожалуйста помогите спасти наш лес от уничтожения первоцветов! Скоро у нас их совсем не останется! Количество этих чудесных растений в природе массово уменьшается из – за срывания для весенних букетов, причем вырывают растения, вместе с клубнелуковицами, что исключает возможность их воспроизведения. Очень на вас надеюсь!

Лесовичок: Хотите мне помочь спасти лес?

Лесовичок: Тогда вам нужно выполнить задания. После каждого выполненного задания лес будет приводиться в порядок. И мне поможете, и знания свои покажите. Победит Сильнейший! Предлагаю вам разделится на две команды и посоревноваться между собой.

1 задание «Узнай по описанию»

Ведущий читает описание первоцветов поочередно для каждой команды, члены команд должны по описанию угадать, о каком цветке идет речь и выбрать ее из имеющихся на мольберте.

1. На глиняных откосах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях виднеются озорные огоньки. Он показывает их миру очень рано, в начале апреля. Листья же появляются позже — в конце мая — начале июня.

Листья этого цветка необычные: сверху они зеленые, жесткие, а снизу беловатые, мягкие. За это цветок и получил свое название. (мать-и-мачеха)

2. В тенистых уголках леса цветет еще один весенний цветок. Цветет он в мае — начале июня. Его листья широкие, кверху заостренные, плотно прилегают к стеблю. На стрелочке-веточке друг за другом расположены горошинки-цветочки. При цветении этого цветка лес наполняется нежным благоуханием. (ландыш)

2 задание «Театральная пауза»

Каждая команда поочередно выбирают картинки, на которых изображены различные первоцветы, нужно рассказать о них другой команде, не говоря его название, а те должны догадаться о каком цветке идет речь:

3 задание «Загадки — складки»

Ведущий поочередно задает загадки детям из каждой команды.

1. На зеленой крупной ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик)

2. Золотой цветочек, Листья изумрудные, С одной стороны нежные, А с другой чуть грубые. (Мать-и-мачеха)

3. Первым вылез из темницы На лесной проталинке. Он мороза не боится, Хоть и очень маленький. (Подснежник)

4. Он спешит весне навстречу, Я везде его замечу: Жёлтенький кафтанчик

5. Длинный тонкий стебелек, Сверху — алый огонек. Не растенье, а маяк —

6. Жёлтый, белый, голубой; На земле растут пустой. У весны есть фокусы:

4 задание «С какого первоцвета листок»

Команды получают карточки, на которых изображены листья первоцветов. За одну минуту надо найти с какого цветка листок и назвать этот первоцвет.

Ребятам предлагаются заготовки цветов, которые необходимо раскрасить. Если цветы правильно раскрашены, команды получают медаль.

Читайте также:  Сочинение цветок это чудо

Ребятам показывают слайды, ребята должны угадать лишнюю картинку:

1. мать-и-мачеха, подснежник, кактус.

4. Пролески, одуванчик, бархатцы.

7 задание «Природоохранные знаки»

Командам предлагается нарисовать как можно больше природоохранных знаков, чтобы другие гости леса знали как вести себя в лесу.

Лесовичок: Ох, и помогли вы мне, молодцы, какие. И лес в порядок привели и правила нарисовали для гостей леса. Лесовичок:

Ребята, лес вас тоже благодарит и угощает своими дарами (показывает яблоки).

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Большое спасибо всем за участие! Подводя итоги нашей сегодняшней встречи, хочется сказать о том, что человек — разумная часть природы, его связь с ней неразрывна и естественна. Природа — дом всего человечества, естественный источник красоты и первый помощник в воспитании ребенка. В силах людей сберечь ее, исследовать, использовать во благо не только себе, но и окружающему миру.

1. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду». Творческий центр. Москва 2007г.

2. В. Зотов «Лесная мозаика». Москва «Просвещение» 1993г.

3. «Книга для чтения в детском саду и дома». Пособие для воспитателей детского сада и родителей». Составители: Гербова В. В., Ильчук Н. П. «Издательство Оникс», 2009г.

4. И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва «Ознакомление с окружающим миром». Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006г.

5. А. А. Плешаков «Зелёные страницы». Москва «Просвещение» .1994г.

6. В. А. Шишкина «Прогулки в природу». М. : «Просвещение» 2002

Квест-игра в старшей группе «Знатоки правил безопасности» Программные задачи: формировать у воспитанников представления о правилах поведения в различных опасных для жизни ситуациях, формировать.

Фотоотчёт об участии детей в городском конкурсе в форме квест-игры «Знатоки города» » Город, который всегда с тобой» : под таким девизом Сочи отметит День города 2019 году. Массовые мероприятия пройдут на курорте с 21.

Конспект игровой деятельности в подготовительной к школе группе. Квест-игра «Знатоки правил пожарной безопасности» Цель: создать условия для закрепления у детей знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Способствовать формированию знаний детей:.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» Авторы: Бойко М. В., Климова Е. С Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

НОД в старшей группе «Экологический квест «На помощь Мудрой сове» Сценарий образовательной деятельности (старшая группа) Блок Программы «Природа» «Парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Экологическая квест-игра «Знатоки природы» Для среднего дошкольного возраста. Подготовили: воспитатели средней группы Тарасенко О. П., Ярошенко О. П. МБДОУ№6 «Улыбка» г. Пролетарск,.

Экологический квест в средней группе «В путешествие к лесным жителям» Цель: создать благоприятные условия для воспитания у детей ценностного бережного отношения к природе, воспитывать духовно-нравственные качества.

Экологический квест «Спасём планету Земля» С целью воспитания чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирования экологической культуры, ответственности за принимаемые.

Экологический квест «Освобождение Весны» в средней группе Экологический квест в средней группе «Освобождение Весны» В этом году дети нашей группы впервые участвовали в квесте. Собравшись в зале.

Источник

Adblock
detector