Меню

Нос хвост час цветок гвоздь

Состав слова
Правописание частей слова

1. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в алфавитном порядке. Выдели в словах корень.

М. тель, г. стинец, с. стра, т. шина, . дро, цв. тник, л. нивец, пл. щадка.

2. Запиши к данным словам проверочные: сначала для первой буквы гласного, а потом для второй, используя слова для справок. Выдели в словах корень.

Слова для справок: коротко, волосы, зелень, голодный, моложе, колосья, безволосый, холодный, короче, хлопочет, холод, зелёный, побережье, колос, голод, берег, хлопоты, молод.

3. Заполни таблицу. Выдели часть слова, в которой пропущена орфограмма.

К. злёнок, н. чёвка, стр. на, к. ток, в. лчица, п. ляна, тр. стник, тр. винка, лош. дь, ч. совой.

4. Составь и запиши из данных слов словосочетания.

• Выделенные слова разбери по составу.

5. Выпиши слова с пропущенными буквами. Подбери к ним проверочные слова.

Кл. новые листья пож. лтели. К веч. ру небо пот. мнело, появилась первая зв. зда. Дети вес. ло катались с л. дяной горки.

• Подчеркни в сложном предложении грамматические основы.

6. Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Добрая слава л. жит, а худая б. жит. Хор..шо медведя в ..кно др..знить. На чужой ст..р..не и в..сна не кр..сна.

7. Вставь буквы, где это необходимо.

Прекрас ный, ус ный, ужас. ный, поз. ний, учас. ник, интерес. ный, извес. ный, счас. ливый, гиган. ский, доблес. ный.

8. Отгадай загадку. Выпиши слова с буквами парных по глухости-звонкости согласных в корне, которые требуют проверки. Подбери и запиши к ним проверочные слова.

Хорошо играть вам в прятки

9. Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Подчеркни в них буквы мягких согласных.

Счастливый, ненастный, селёдка, лестница, кнопка, ужасный, напрасный, аллея, солнце, дорожка, участник, морковка.

• Выделенные слова разбери по составу.

10. Замени имена прилагательные антонимами с непроизносимыми согласными. Запиши получившиеся словосочетания.

Незнакомый писатель, несчастный человек, письменная работа, скучная картина, ранний визит.

11. Вставь пропущенные буквы. Запиши, сколько в словах звуков и букв.

12. Спиши слова в алфавитном порядке. Поставь ударение.

Лассо, массаж, коммерция, аккумулятор, идиллия, россыпь, гроссмейстер, рассольник, грамматика, капилляр.

13. Образуй и запиши от данных имён существительных имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой? Подчеркни удвоенные согласные.

Телефон, плен, конь, длина, диван, сон, пена, осень, машина, ураган.

14. Выпиши слова, в которых пишется две буквы л. Подчеркни удвоенные согласные.

Кол. ьцо, ил. юстратор, ал. игатор, кукл. а, пыл. есос, ил. юминатор, кол. едж, кол. ектив, трол. ейбус, кастрюл. я, ал. фавит, кол. екция, ал. ея, земл. яника.

• Подчеркни одушевлённые имена существительные.

15. Запиши по два слова с приставками, в которых пишется буква о. Выдели приставки.

16. Запиши слова с приставкой по-. Выдели приставки. Подчеркни в них букву безударного гласного.

Побег, поверхность, поддержка, поводок, повидло, поганка, погонщик, погода, погрузить, позолоченный.

17. Запиши слова в два столбика — в первый с ударным гласным в приставке, во второй с безударным. Обозначь ударение. Подчеркни буквы гласных в приставках.

Наломать, накрепко, наледь, намылить, напильник.

Пристань, прибить, привязь, приговор, присвист.

Отгадка, отклик, отблеск, отключить, отработанный.

18. От данных слов с помощью суффиксов -ек-, -ик- образуй однокоренные слова. Выдели суффиксы.

Нос, хвост, час, цветок, гвоздь, парашют, лист, горох, двор, носок.

19. Вставь пропущенные буквы. Укажи части речи.

Маша взяла совоч. к и сделала из песка кулич. к.

• Дай предложению характеристику. Разбери его по членам предложения.

20. Запиши от данных слов однокоренные имена существительные с помощью суффикса -ок-. Выдели суффиксы.

• Подчеркни буквы чередующихся согласных звуков.

21. Впиши гласные в суффиксы имён существительных. Выдели суффиксы.

Совоч. к, мешоч. к, дружоч. к, стаканч. к, щеноч. к, порож. к, мост. к, карандаш. к.

22. Запиши словосочетания, изменяя окончания имён существительных. Выдели приставки в словах с разделительным твёрдым знаком.

Об. явить (о чём?) победа, с. есть (с чем?) масло, об. яснить (кому) ученик, под. ехать (к чему?) город, с. ехать (с чего?) дорога, с. ёжиться (от чего?) мороз, об. единить (кого?) участники.

23. Вставь пропущенные буквы. Распредели слова в две группы.

Кур. ер, об. единение, кар. ер, об. едение, с. езд, с. ёмки, ненаст. е, раз. ём, об. явление, кол. е.

24. Запиши слова в таблицу.

Шу. ка, про. ка, оши. ка, скре. ка, ря. чик, улы. ка, ша. ка, ре. ка, скри. ка, скорлу. ка, ла. ка, тру. ка.

• Подчеркни одушевлённое имя существительное.

25. Образуй и запиши от данных глаголов однокоренные имена существительные с такими же приставками. Выдели в словах приставки.

26. Составь и запиши словосочетания, изменяя форму имён прилагательных. Выдели в них окончания и основы.

(Интересный) программа, (известный) коллектив, (весенний) солнце, (субботний) праздник, (капустный) рассада, (праздничный) телеграмма.

• Подчеркни в словах орфограммы.

27. Вставь пропущенные буквы. Запиши проверочные слова.

Ко. ке игру. ки, а мы. ке слё. ки. В сала. добавили укро. и петру. ку. Бабу. ка для вну. ка постирала руба. ку. У Маши в кузо. ке маленькие гри. ки.

28. Ученик выполнял проверку написания парных согласных в корне слов. Проверь его работу. Если есть ошибки, исправь их.

Стог — стога, пряжки — пряжек, зуб — зубки, краски — красочки, мороз — морозить, кошка — кошки.

Читайте также:  Каменный цветок скупка золота

29. Спиши, по смыслу изменяя форму слов в скобках. Подчеркни в корнях слов буквы, написание которых требует проверки.

(Снег) занесло тропки и дорожки в (лес). Медведь готовился к (зима). В лесной (глушь) он приготовил (берлога).

• Подчеркни грамматические основы предложений.

30. Запиши слова в два столбика: в первый — словарные слова, во второй — слова с двумя безударными гласными в корне, которые можно проверить. Подчеркни буквы безударных гласных в корне во всех словах.

Молоко, горох, голосок, соловей, хлопотунья, золотник, мороз, колокольчик, холодец, солома.

31. Спиши слова, разделив их для переноса всеми возможными способами.

Россия, корреспондент, искусство, бассейн, комиссия, коллектив, иллюзионист, граммофон, программа, одиннадцать.

32. Составь и запиши словосочетания, изменяя окончания имён существительных. Выдели в словах приставки. Подчеркни предлоги.

Вышел (из, с) театр, отошёл (с, от) опушка, приехал (от, к) море, подрезал (с, под) корень, упал (с, из) полка, взобрался (в, на) гора.

33. Выпиши слова, соответствующие схеме. Выдели приставки.

Поездка, обход, задумка, прыжок, бабушка, перевязка, захватчики, сварщики, насмешка, карточка, столовая.

34. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки, предлоги подчеркни.

(За)месила старуха тесто (на)сметане, (с)катала колобок и (по)садила его (в)печь. (Ис)пекла колобок, стал он румяный да красивый!

Старуха вынула его (из)печи и (по)ложила (на)окошко студить.

Колобок (по)лежал-(по)лежал да и (по)катился: (с)окошка (на)лавку, (с)лавки (на)пол, (по)полу да (к)двери. (Пере)прыгнул (через)порог (в)сени, (из)сеней (на)крыльцо, (с)крыльца (на)дорогу.

• Укажи части речи над словами, перед которыми стояли скобки.

35. Вставь пропущенные буквы. Составь и запиши из данных слов предложение.

Кран, на, в. ехал, площадку, под. ёмный, строительную.

• Подчеркни грамматическую основу предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

36. Вставь пропущенные буквы. Запиши имена прилагательные, разделив их для переноса всеми возможными способами.

С. едобные, раз. ярённая, пред. юбилейные, в. едливый, с. ёженные, об. ездная, под. ёмный, об. яснительный.

Источник

Загадки про животных и растения для детей

Из книги А.М.Максимова «Правильно ли говорит ваш ребенок» 1988г.

Хвост длинен, сама крошка,
Боится очень кошки.
(Мышка)

Раньше всех встает.
«Ку-ка-ре-ку!» поет.
(Петушок)

Громко лает,
а в дом не пускает?
(Собака)

Идет, идет,
бородой трясет,
травки просит: «Ме-ме-ме,
дай-ка вкусной мне-еее»
(Козел)

Зелены мы как трава,
наша песенка: «Ква-ква»
(Лягушки)

Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
(Волк)

Хвост крючком,
Нос пяточком.
(Свинья)

Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.
(Лиса)

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим
(Часы)

Снег на полях,
лед на водах,
вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)

У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?
(Лиса)

Бел, да не сахар,
нет ног, а идет.
(Снег)

Семьдесят одежек
и все без застежек.
(Капуста)

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок)

Зимой белый,
Летом серый
(Заяц)

Без рук, без топоренка
Построена избенка
(Гнездо)

У двух матерей
По пять сыновей
(Пальцы)

Явился в желтой шубке.
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)

В воде родится,
А воды боится
(Соль)

Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце.
(Поросенок)

Может и разбиться,
Может и свариться;
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

На цветке — цветок,
Пьет цветочный сок.
(Бабочка)

Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(Кошка)

Висит груша,
Нельзя скушать
(Лампа)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
(Одуванчик)

Живет в норке,
Грызет корки.
Небольшие ножки,
Боится кошки.
(Мышь)

Не портной,
А всю жизнь
С иголками ходит.
(Ежик)

Два кольца,
Два конца,
Посредине гвоздик
(Ножницы)

Что всегда идет,
А с места не сойдет?
(Часы)

Что видно только ночью?
(Звезды)

От дома начинается,
У дома и кончается.
(Дорога)

Упадет — не плачет;
Ножек нет, а скачет.
(Мячик)

Пыль увижу, заверчу,
Заверчу и проглочу.
(Пылесос)

В лесу у пня суетня, беготня,
Народ рабочий весь день хлопочет.
(Муравьи)

В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оторвет —
Другой наживет.
(Ящерица)

Чудо-ящик —
В нем окно.
В том окошечке —
Кино!
(Телевизор)

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)

Вился, вился белый рой,
Сел на землю, стал горой.
(Снег)

Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица) Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)

За пнем — бугорок,
А в нем — городок.
(Муравейник)

Дружбу он с дождем ведет,
Вместе с ним гулять идет
(Зонт)

Четыре братца
Под одной шляпкой стоят
(Стол)

Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.
(Ноты)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Зимой — звезда,
Весной — вода.
(Снежинка)

Не огонь,
А жжется.
(Крапива)

Два брюшка,
Четыре ушка.
(Подушка)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.
(Кошка)

Стоит на крыше верхолаз,
Ловит новости для нас.
(Антенна)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книжка)

Посадили зернышко —
Вырастили солнышко.
(Подсолнух)

Два братца живут через дорогу,
А друг друга не видят.
(Глаза)

Ползун ползет,
Иглы везет
(Еж)

Всех я вовремя бужу
Хоть часов не завожу.
(Петух)

Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся.
(Очки)

Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)

Начнет копать —
Заменяет сто лопат
(Экскаватор)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
(Велосипед)

Читайте также:  Цветок в сказке снежная королева

Весной одевается,
Осенью раздевается.
(Лес)

Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
(Мельница)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш)

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
(Лиса)

Ходит великан
На работу в океан
(Корабль)

Нагнут меня ребятки
И дождь пойдет на грядки.
(Лейка)

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте — кто.
[Индюк!]

Да! Индюк! Признаться, братцы.
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо —
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или. кто.
[Собака!]

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята:
Тут — лисички, там — опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые. Что.
[Поганки!]

Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: — Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите, —
Обожаем поваров!
Ненавидим. Кого.
[Докторов!]

То, что я сказал вам, — тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет.
Но от вас секретов нет!

Источник

МАМА И МАЛЫШ

Лжезагадки

Лжезагадка – это загадка, использующая прием «ложная альтернатива». Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Лжезагадки можно использовать у детей для развития аналитического мышления и воображения. При отгадывании вариантов ответа может быть несколько.

Пример 1. Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?

— конечно, бабочка, она может летать, а гусеница нет;

— неизвестно кто, если гусеница летит на листике и дует сильный ветер, то может и гусеница прилететь раньше;

— одновременно, если гусеница летит на бабочке.

Пример 2. На дереве сидели два тетерева. Охотник выстрелил в одного из них. Сколько птиц осталось на дереве?

— ни одного не осталось, они испугались и улетели;

— оба остались сидеть, так как ружье у охотника было с глушителем, он не попал, а тетерева не услыхали;

— ни одного не осталось, так как одного охотник убил, а другой улетел;

— ни одного не осталось, так как одного убили, а другой полетел смотреть, кто стреляет.

Пример 3. Когда собака бывает в конуре без головы?

— когда голова живет в соседней конуре;

— когда собака ее на ночь отстегивает;

— когда собака сидит, высунув голову из конуры.

Ответы на лжезагадки принимаются и реальные и сказочные. По каждой отгаданной загадке можно составить с детьми рассказ или сказку.

Ниже представлены возможные варианты лжезагадок.

1. Кто быстрее плавает: утёнок или цыпленок?

2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?

3. Летели над морем два голубя. Устали, опустились на воду отдохнуть, а потом полетели дальше. Сколько времени понадобилось голубям на отдых?

4. На одном берегу — утята, на другом – цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?

5. Над лесом летело три рыбки. Две приземлили. Сколько улетело?

6. Катиться по столу колесо разноцветное: один угол у него красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатиться до конца стола, какой цвет мы увидим?

7. По морю плыл большой красивый паровоз. На палубе было много людей, звучала музыка. Всем было хорошо. Как звали капитана?

8. Летели два крокодила: один – красный, другой – синий. Кто быстрее долетит?

9. Сколько весит килограмм асфальта, если открутить верхнюю гайку от левого крыла самолета?

10. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

11. Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек – маленькие зелененькие. Кто больше соберет шишек?

12. На полке стоят детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом ещё одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает?

13. Что едят крокодилы на Северном Полюсе?

14. От папы пришла телеграмма: «Встречайте, еду автобусом в пять». В каком вагоне летел папа?

15. Час пик. Переполненный автобус. Все пассажиры торопятся. Что Вы сделаете, если автобус сойдет с рельс?

16. Мама уронила поднос, на котором стояли две чашки с цветочками, две в горошек, две с ягодками. Сколько стало чашек?

17. Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить? (Звери зимой спят, звери не едят из приборов)

18. На Машином платьице было нарисовано три яблока, две вишенки. Одну вишню и два яблока съели, сколько осталось?

19. Кукла Света съела три порции мороженого, потом ещё две. Врача надо будет вызывать?

20. Собака Жучка сказала, что видела сегодня на горке Сашу, Петю и Катю. Сколько детей видела на горке собачка?

21. Сколько на празднике будет поросят, если на день рождения к поросенку пришли два гуся, утка и свинья?

22. Стоит маяк. Мимо ночью в тумане проплывает корабль. А маяк то потухнет, то погаснет. Увидят ли на корабле свет маяка?

Читайте также:  Тату цветок в ромбе

23. Встретились два быка и заспорили: кто больше даст молока? Чтобы их рассудить, во что молоко разлить?

24. Что является второй подушкой для щеки?

25. Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько варится минут одно яйцо?

26. На одной ноге гусь весит пять килограмм. Сколько весит гусь, стоящий на двух ногах?

27. От чего крокодил зеленый? (От носа до хвоста)

28. Шел солдат зимой лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

29. У папы и мамы две дочки, а Юра родился первым. Сколько детей у папы и мамы?

30. На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

31. На столе стоят пять стаканов ягод. Вова съел один стакан ягод и поставил на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

32. По двору гуляли петух и курица. У петуха две ноги, а у курицы – четыре. Сколько ног вместе?

33. На трех ветках сидело по одной табуретке. Сколько всего табуреток сидело на ветках?

34. Сколько меду соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

35. У собачки Микки родились котята – три беленьких и один – черненький. Сколько котят всего родилось?

36. Сколько грибов можно вырасти из семян ели?

37. Сколько цыплят вывел петух, если он снес пять яиц?

38. Сколько весит килограмм жареных гвоздей, если из двух килограммов яблок только двадцать граммов свежих?

39. Два мальчика и две девочки шли домой под одним зонтом. Почему они не промокли? (Не было дождя)

40. Чем больше Вы меня берете, тем больше я остаюсь? (Дырка)

41. На каком языке будут разговаривать между собой немецкая и шотландская овчарка?

42. У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. А зернышко было единственное. Сколько лет мальчику, у которого жила кошка?

43. Плывет по пустыне бегемот, он быстро движется вперед. Как много елок он везет?

44. Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего?

45. Сидели пять зайчишек на розовом суку. К ним двоеприлетели и крикнули: «ку – ку». Раз «ку — ку». Два «ку — ку». Сколько зайцев на суку?
46. На дереве сидели два тетерева. Охотник выстрелил в одного из них. Сколько птиц осталось на дереве?

47. Пошли две девочки в лес за грибами, а на встречу два мальчика. Сколько всего детей шли в лес?

48. Плывут два цыпленка, один лапками гребет, другой крылышками. Какой цыпленок раньше доберется до берега?

49. На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе?

50. Упали два горшка: железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

51. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

52. У одного пациента болело шесть зубов. На приеме у врача ему вырвали три здоровых и два больных зуба. Сколько здоровых зубов осталось у пациента, если он падая в обморок, выбил врачу еще один здоровый зуб?

53. Как угостить быстро и поровну трех пингвинов двумя страусиными яйцами?

54. Сколько яиц накопиться в гнезде кукушки за три дня, если в день она сносит по одному яйцу?

55. У прыжонка виляйка длиннее, чем у топтыжонка. У летужонка виляйка длиннее, чем у попрыжонка. Чей хвост длиннее?

56. Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось?

57. Вареный рак красного цвета. Какой он будет, если его сварить?

58. У двух хваталок по пять тыкалок. Что это?

59. Кто громче замычит: петух или корова?

60. Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, каждая кошка имела по три котенка. Сколько ног было на мельнице?

61. Горело девять свечей, одна потухла. Сколько свечей осталось?

62. В теплые края летели птицы: два журавля и две синицы. Сколько птиц летело в теплые края?

63. Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

64. Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

65. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

66. Когда собака бывает в конуре без головы?

67. Как петух кукарекает? А в Англии?

68. Наталья Ивановна попросила Сашу нарисовать два синих треугольника и три кранных квадрата. Сколько кругов нарисовал Саша?

69. Один банан падает с елки каждые пять минут. Сколько их упадет за один час?

70. Ехал автомобиль. Толька завернул за угол, пошел дождь. Как звали шофера? Какой номер был на машине? (Шофера звали Толька, номер был мокрый)

71. Летели птицы: 2 впереди, 1 сзади, потом 1 впереди, 2 сзади. Потом 3 вместе. Сколько всего летело птиц?

72. Разделите пять яблок между пятью детьми так, чтобы каждый мог получить по яблоку и одно осталось в корзине.

73. На руке пять пальцев. На трех из них кольца. Сколько всего пальцев?

74. Сколько концов у пяти палок?

75. Какой цвет волос у Колобка?

76. Что растет не березе — яблоки или груши?

77. Какие звери живут в Африке — мамонты или динозавры?

Источник

Adblock
detector