Меню

Национальный символ белоруссии цветок

Василёк и цветок папоротника — белорусские цветы

Белорусы склонны к полевым цветам; василек даже считается негласным национальным символом, который увековечен на туристическом логотипе Беларуси.

Почему василек символ Беларуси? Одна из легенд символизирует василек с духовными ценностями. Васильки растут в поле, где работал крестьянин. Он видел этот красивый и нежный цветок и понимал, что не все в жизни измеряется материальными ценностями, а есть и культура, поэзия.

Другая версия, что василек олицетворяет сам народ такой же скромный, дружелюбный, гостеприимный, скромный, покладистый.

«Васильки во ржи» — ВИА «СЯБРЫ» (Текст песни)

Задремавшая река? Глубь небесной бирюзы?

Или спинка стрекозы? Нет, о нет же.

Всех синей Глазки девочки моей, Глазки девочки моей.

Нет, о нет же. Всех синей Глазки девочки моей,

Смотрит в небо по часам, Убегает к василькам,

Пропадает у реки, Где стрекозы так легки.

С каждым утром всё ясней. И глаза её, ей-ей,

Реверс: в центре – рельефное изображение васильков, один из которых исполнен методом тампопечати, на нем бабочка; вверху по кругу надпись: Васілёк сіні — Centaurea cyanus.

Древнеславянское название василька – волошка. Волошка обычно растет только на вспаханной земле, занятой озимыми злаками. Волошку можно увидеть и на межах. Данное соседство с хлебными культурами породило многочисленные легенды. Главная суть легенд сводилась к тому, что хлебопашец должен любоваться не только теми растениями, которые дают ему зерно, но и внешне неприметными цветами. За повседневными заботами человек не должен отметать все прекрасное. Василек Национальный цветок василек, или «валошка» возвел в ранг символа Максим Богданович в стихотворении «Слуцкiя ткачыхi»: крепостные девушки, согнанные в панский двор ткать псевдо персидские пояса, тоскуют о свободе, «i тчэ, забыўшыся, рука /Замiж персiдскага узору /Цвяток радзiмы васiлька». Поэт продолжил воспевать скромный сорняк в «Апокрыфе». Христос с апостолами ходят по Беларуси и спорят о предназначении поэта.

Христос указывает: вот василек вырос на краю житного поля, отбирая хлеб у хозяина. Но жнеи за тяжелой работой поют: «Няма цвяточка лепш васiлёчка», потому что народу нужна краса, потому что зачем колосья, если нет васильков? Василек — символ родины и символ «чистой красы». У писателя Ядвигина Ш. — сборник рассказов «Васильки», одноименный рассказ Михася Лынькова — о парнишке Миколке, который взорвал автобус с эсэсовцами и погиб.

Поэт–фронтовик Анатоль Велюгин писал: «У мiнных разорах за Лугай–ракой, з–пад горкага попелу Гжацка /Расцвiў васiлёк Беларусi маёй /На сумнай магiле салдацкай». Расстрелянный в 1937–м поэт Юлий Тавбин любовался продавщицей васильков: Людзi йшлi i прамiналi, Не вярталiся iзноў. iм нiчога не казалi Зоркi–вочы васiлькоў. Толькi я, дзiвак–паэта, Прыпынiўся i сачыў, Як пялёсткi з тых букетаў Асыпалiся ўначы.

Растут васильки в полях, в пшенице их видно сразу по голубым цветкам.

Папараць–кветка

Еще один национальный белорусский цветок — конечно, «папараць–кветка». Папоротник, как известно, цветет только в легендах. И только в ночь на Ивана Купалу. Заметить цветок, по логике, несложно — он горит, как огонь. А вот найти и сорвать проблематично. Нечистая сила мешает. Сорвал — начнешь понимать язык птиц и зверей, видеть сквозь землю клады. Чуць толькi Купальскае свята Наблiжыцца з ночкай сваей, Як папараць–кветкай заклятай Чаруе няшчасных людзей. — утверждал Янка Купала.

О мистическом цветке писали Винцент Дунин–Марцинкевич и Юзеф Крашевский, Владимир Короткевич и Михась Чарот. А уж сколько «папараць–кветак» в нашем быту — от ресторана до котлеты.

В ночь с 6 на 7 июля (у католиков и у славян — с 23 на 24 июня) отмечается Купалье (Купалле, Ян, Иван), которое является своеобразной кульминацией летних событий в народной жизни. Иван Купала является одним из самых почитаемых праздников у белорусов и в настоящее время. Купалле — истинно языческий праздник в честь летнего солнцестояния. Аналоги его существуют почти во всех странах мира. Во время летнего солнцестояния расцвет природы достигает своего апогея: колосится на полях пшеница, гречка и просо, расцвели лен и картошка, закончился приплод у животных. Поэтому наши предки в эти дни старались отблагодарить Матушку — Природу за хороший урожай, охоту, удой и отел у домашних животных. Люди совершали жертвоприношения и празднованием Ивана-Купалы показывали единение с природой. Девушки занимались гаданием: опускали венки в реку и, следя за движение венка, делали выводы о своей дальнейшей судьбе. С Купальем связывают удивительную легенду о цветке папоротника (папараць-кветка), на который нисходит огонь Перуна, и ровно в полночь папоротник зацветает на несколько мгновений огненным цветом. Нужно поймать этот момент, и тогда все желания обладателя цветка папоротника сбудутся, он будет знать обо всем, что происходит в мире.

Читайте также:  Что за цветок зеленые листья с розовыми прожилками

В легендах говорится, что в купальскую ночь растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся волшебным светом.

Есть поверье, что в эту ночь проводят гулянья всевозможные волшебники и ведьмы, воруя лошадей, отбирая молоко у коров. Чтобы защититься от нечистой силы, хозяева вешали над входом домом крапиву или острые предметы, о которые нечистая сила могла бы порезаться: иглы, серпы. К утру молодежь купалась в реках, качалась по утренней росе, встречала восход солнца, в честь которого и праздновалось Купалье. Говорили, что в купальское утро солнце «играет» — двоится, троится и переливается разными цветами.

Источник

Знакомим дошкольников с государственными символами Беларуси

Второе воскресенье мая — День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь. Этот государственный праздник отмечается в стране ежегодно в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 157 от 26 марта 1998 года.

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Так с чего начинать?

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Начиная со средней группы, детей знакомят с символами государства (гербом, флагом, гимном).

А со старшей группы с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

Зубры — не только визитная карточка богатого и разнообразного животного мира Беларуси, но и символ самой страны. Это самые тяжёлые и крупные наземные млекопитающие на европейском континенте, последние европейские представители диких быков. Наибольшее количество зубров обитает в Беловежской пуще, поэтому если вы хотите увидеть это величественное животное наверняка, вам следует отправиться именно туда.

Первым, кто прославил силу и смелость зубров в литературе, был белорусский просветитель и поэт Николай Гусовский (Мікола Гусоўскі). В начале XVI в. он написал знаменитую «Песню про зубра» по заказу Папы Римского Льва X Медичи, который хотел узнать больше о необычном звере, обитающем в лесах Великого Княжества Литовского. Поэма была написана на латыни, но со временем была переведена на русский и белорусский языки. «Песня про зубра» сохранилась до наших дней и является литературным памятником эпохи Возрождения.

А где ещё в Беларуси встречаются образы и изображения зубров?

Памятник зубру около трассы Брест — Москва, на границе Минского и Брестского районов. Высота этого памятника — 30 метров, масса — 76 тонн. Фигура зубра была выбрана не случайно, ведь Брестский район — это место расположения Беловежской пущи, в которой обитают эти редкие животные.

Памятник основателю Каменецкой крепости — волынскому князю Владимиру Васильковичу. Рядом зубр — символ Беловежской Пущи, рядом с которой и расположен Каменец.

Панятник зубру на въезде в Национальный аэропорт Минск.

Железный зубр, сделанный Романом Бейбутяном из запчастей советских автомобилей.

Василек использовали и как символ нежности, преданности и надежности. В таком качестве он украшал предметы одежды персонажей картин художников Ренессанса, как, например, на известном полотне Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». И современные декораторы нередко украшают узором из васильков предметы одежды, занавески, полотенца, салфетки. Русское же «василек» связано с легендой о романтических и противоречивых отношениях молодого ржановолосого и голубоглазого земледельца Василия с русалкой, закончившихся тем, что Василий стал цветком. Русалка увидела Василия на берегу реки и влюбилась в него. Она вышла из воды, и Василий также не устоял перед ее красой. Их взаимным нежным отношениям мешал нерешенный «квартирный» вопрос – она настаивала на постоянном местожительстве в водной среде, а он предлагал жить на суше. После долгих пререканий русалка превратила своего возлюбленного в голубой цветок в надежде, что с берега реки он попадет в ее чертоги. Но цветок остался у пашни, а русалке осталось лишь любоваться им из водной пучины. (Славянская интерпретация мифа древних греков о Нарциссе.)

Читайте также:  Цветок лиана комнатная желтеют листья

И современные декораторы нередко украшают узором из васильков предметы одежды, занавески, полотенца, салфетки. Василек также известен как символ власти и величественности, о чем свидетельствует декоративная ткань «Зеленый наряд рук императора Карла V», – элемент парадной одежды главы Священной Римской империи. На ней двуглавый орел как атрибут династии Габсбургов и герб окружены различными растениями, среди которых выделяется василек. Этот цветок любил германский кайзер Вильгельм I, что стимулировало его культивирование в садах и выведение декоративных сортов. Василек украшает герб Республики Беларусь, венок из васильков изображен на государственном гербе Швеции. С 1968 г. это растение является национальным цветком Эстонии.

АИСТ -Интересно, что слово «аист» присутствует только в русском языке как заимствование из тюркского. В белорусском языке существует два наименования этой птицы – бусел (ласково – буслик) и лялько.

Бусел выступает в народных представлениях как абсолютно разумное существо, наделённое высокими моральными качествами. Истоки такого отношения белорусов к аисту восходят к легенде о его происхождении, которая сохранилась в сельской традиционной культуре до сегодняшнего дня. Согласно мифологическому сюжету, бусел раньше был человеком. Бог поручил ему кинуть в море (пропасть, яму) завязанный мешок (горшочек, суму) с разнообразными вредными тварями – насекомыми, грызунами, змеями.

Человеку было запрещено развязывать и заглядывать внутрь мешка. Человек не выдержал искушения разузнать секрет и развязал свёрток. Всё содержимое моментально распространились повсюду, а человек за любопытство и непослушание превратился в бусла, который теперь ходит по свету и собирает себе на пропитание живность, которая расползлась и разлетелась из мешка.

Буслы присутствуют и в других народных поверьях, которые отражают особенности поведения особи. Прилёт птиц ранней весной обещает скорое появление птенцов, отсюда и представление, что аисты приносят детей. Заинтересованные в пополнении семейства хозяева старались обустроить удобное место для гнездования – высокий шест с кругом, очищенный от веток ствол дерева или место на крыше. На Благовещенье выпекается сдоба, украшенная «отпечатком» лапы бусла.

То, что птица возвращается к своему старому гнезду, каждый год, перестраивая и увеличивая его в размере, породили традицию считать аиста духом-покровителем дома, приносящим обитателям лад и процветание. Если птицы покидали гнездо, это считалось приметой скорых неблагоприятных событий. Птица живёт в паре и разделяет хлопоты по заботе о птенцах. Отсюда, аист – симол верности, преданности и родительской любви. Аист, поглощающий болотную «нечисть», также стал символом победы добра над злом.

Клевер попал в символику двух государств — Белоруссии и Ирландии. Белоруссия: Обрамление герба в виде венка из спелых колосьев ржи, украшенных цветами клевера и льна, глубоко символично. Рожь, клевер и лен — традиционные составляющие жизненного уклада белоруса. Они символизируют непреходящую ценность родной земли, генетическую связь между поколениями, трудолюбивый и миролюбивый характер белорусского народа. Клевер – символ связи с созидательным миром животных: коровой, овцой, т. к. для них это лучший корм. Беларусь – страна привычек и традиционности, которая также прослеживается и в цветоводстве. Зато хорошая привычка засаживать близлежащую к своему дому территорию растительностью и цветами привила белорусам неподдельную любовь ко всему живому.

Лен – символ преобразования мощи труда, знак добра и достатка. Это единственная прядильная культура в республике, его еще называют «северным шелком»Традиционно из льняной ткани сделаны национальные белорусские наряды. Только из льна делались знаменитые “беларускія рушнікі”, на которых вышивался орнамент. А так как каждый орнамент имеет свой сакральный смысл, и один и тот же рушник не мог использоваться на всех праздниках или важных событиях, у каждого порядочного белоруса было множество рушников: для повседневных нужд, для религиозных праздников – Рождества, Пасхи; на рождение ребенка, на «заручыны» (помолвка) дочери, на «вяселле» (свадьба) сына, впрочем, “нават у труну клалі рушнік” (“даже в гроб клали рушник»)…

Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:

— У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном). — Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

Читайте также:  Посадим цветок с детьми

Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственныхпраздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено? — Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.

Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.

Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.

Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.

Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси в начале занятия лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

— при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

— во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

— гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Следует прочитать детям следующие художественные произведения:

Блакіт нябёс, і белы бусел,
І кветкі ў полі, як абрус.
Мой край завецца Беларуссю,
А сам я — хлопчык-беларус.

Э. Агняцвет. «Зямля з блакітнымі вачамі”;

Зямля з блакiтнымi вачамi —
Раздолле рэчак i лугоў!
Тут называюць Васiлькамi
На Беларусi хлапчукоў,

Звiняць крынiцы, як цымбалы,
Сцяжынкi свецяць у лясах.
Палі, узгоркi, перавалы —
Прасторны шлях, далёкi шлях!

Краiна славы партызанскай,
Краіна міру i даброт!
Ты — наша гордасць,
Наша казка,
Як сонца, шчодры твой народ.

Твае сыны,
Твае унукі,
Мы любiм гул тваiх бароў.
І рэкi цягнуцца, як рукi,
Да цёплых, верных рук сяброў.

Радзіма —
нівы, рэкі і бары,
бярозавікам вецер набрыняў,
у Белавежы волаты-зубры,
а вунь мацуе ножкі зубраня.

Радзіма!
Тата, мама і браты,
сястра, бабуля, дзед
і шмат радні
зрабілі ўсё,
каб меў радзіму ты.
Яе высокі гонар барані.

Стварай сваё,
ды беражы, што ёсць,
Дужэй між птушак,
песень і цяпла.
А розум, дабрату і прыгажосць
табе прырода родная дала.

К уды ні глянь — лясы шумяць,
цвіце за полем гай,
а поле — вокам не абняць.
I гэта ўсё — мой край.

Пшаніца, жыта на палях,
усюды ураджай,
стагі, як горы, на лугах.
I гэта усё — мой край.

Жыве, працуе мой народ
ці ў снежань, ці ў май,
і харашэе з году ў год
мой родны, вольны край.

Куды ні глянь — лясы шумяць,
за полем рачка, гай.
I ў сэрцы песні не стрымаць
пра мой любімы край.

В старшей группе: Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус” і інш.

Источник

Adblock
detector