Меню

Мещерский цветок фужеры история создания

Гусь-Хрустальный Стекольный Завод

Декоративные сосуды «Фома и Ерема» (автор В. В. Корнеев), вазы «Сумерки» (автор С. К. Пивоваров), приборы для пива (автор В. В. Корнеев) — изделия Гусевского хрустального завода

Во Владимире часто можно наблюдать такую картину. Туристские автобусы, следующие в древний Суздаль, сворачивают с магистральной дороги на скромную улочку в центре города — улицу им. Юрия Гагарина. Здесь расположен магазин «Хрусталь». Сюда-то и устремляются туристы, стремясь приобрести какой-нибудь сувенир с маркой знаменитого гусевского хрустального завода.

Слава гусевского хрусталя давно уже вышла за пределы страны. Легендарный хрустальный гусь поднялся высоко за облака, покоряя своим изяществом и красотой миллионы людей. Где только ни побывал он! Где только ни блестели его легкие прозрачные крылья. Хрустальные изделия из города Гусь-Хрустального видели посетители международных выставок в Брюсселе, в Монреале, в Осаке. В Брюсселе они были удостоены бронзовой медали.

Наверное, трудно найти такой ресторан в нашей стране, такую квартиру, где бы не было гусевской посуды. Она находит широкий спрос и на международном рынке. Ее приобретают торговые фирмы Франции, Англии, Канады, Швеции, Югославии, Италии, Японии, ФРГ и многих других стран.

Мастерство гусевских умельцев — это не просто декоративно-прикладное искусство, это искусство глубоко национальное, уходящее своими корнями в далекое прошлое. Оно впитало в себя и многие народные декоративные мотивы, узорчатое убранство резьбы, простоту форм старинных гончарных изделий, изящество и законченность форм строений первых русских зодчих, талант многочисленных народных мастеров, из поколения в поколение передававших и множивших секреты волшебного мастерства.

А начало этого мастерства уходит в далекий восемнадцатый век. В 1756 году в дремучих мещерских лесах, на берегу речки Гусь возник один из первых русских хрустальных заводов. Построил его предприимчивый орловский купец Аким Мальцов. Многое привлекало его сюда. Здесь имелась дешевая рабочая сила: скудная песчаная земля не могла прокормить крестьян, и они искали приработка в отходничестве. Имелось в окрестностях и необходимое сырье для производства стекла — и песок, и огнеупорная глина. И топлива хоть отбавляй — кругом леса. Привез Аким Мальцов мастеров, набрал из близлежащих сел рабочих, и стал действовать в деревне Никулино хрустальный завод, который впоследствии перебазировался на место, где сейчас находится город Гусь-Хрустальный.

Можно написать целую книгу о том, как рос и развивался этот завод, как росло и крепло мастерство хрустальщиков. Но подлинный расцвет получило это производство в годы Советской власти.

Полукустарное предприятие постепенно превратилось в современное, высокомеханизированное производство. Строились новые цеха, устанавливалось новое оборудование. Возник экспериментально-художественный отдел. В штате предприятия стала значиться должность художника.

Большой размах изготовление сортовой посуды получило не только на гусевском хрустальном заводе, но и на близлежащих предприятиях — стеклозаводах им. Свердлова, им. Воровского, им. X годовщины Октября, Иванищевском. В восьмой пятилетке за год они вырабатывали около двухсот миллионов штук различной посуды. Это половина республиканского производства и четверть всесоюзного. Только один хрустальный завод изготовляет несколько сот видов посуды. Это стаканы, кружки, графины, вазы, рюмки, фужеры, блюда, кувшины, различные наборы и многое, многое другое.

Прежде всего Гусь-Хрустальный славится своим художественным стеклом. Чем же оно знаменито, чем оно прочно завоевало добрую славу? Трудно передать словами обаяние хрусталя, его воздушную прозрачность, мягкость цветовых переходов, нежную округлость его форм, игру света в его гранях. Весь он яркий и звонкий, как веселый праздник. Гусевские художники отлично учитывают эстетические особенности материала. Для придания ему высокой художественной выразительности умело используются и цвет, и форма, и декор. Комплексное применение этих приемов и позволяет создавать неповторимые по своей прелести декоративные произведения из стекла. Форма гусевских изделий идет, как правило, от традиционных русских сосудов: кринок, глиняных кувшинов, чашек, кружек. В декоративном оформлении сейчас начинают преобладать сюжетные мотивы родной природы. Лаконично поданные листочки, цветы, ветви и т. д. придают изделиям особую прелесть и легкость. Определенный цвет хрусталю, как известно, придается примесями различных редкоземельных элементов. Стекло может быть и розовое, как начинающая спеть земляника, и нежно-зеленое, как первые березовые листья, и голубоватое, словно небо.

Творцом художественного стекла является прежде всего художник. На гусевском хрустальном заводе выросла плеяда даровитых художников, чьи произведения пользуются большой популярностью. Можно назвать таких замечательных мастеров своего дела, как Н. П. Матушевская, Е. И. Рогов, Б. Т. Бычков, В. А. Филатов, Г. А. Черноскулов, С. К. Пивоваров, В. С. Муратов, В. В. Корнеев и другие.

Читайте также:  Купальница цветок доклад 3 класс окружающий мир

Велика роль художника на стекольном производстве, выпускающем сортовую художественную посуду. Он, как волшебник из сказки, мановением своего таланта вдыхает жизнь в, казалось бы, мертвый материал, заставляет его сверкать всеми цветами радуги. Художник всесторонне учитывает особенности стекла, как материала, делает все, чтобы он соответствовал современному интерьеру.

Ярко проявилось мастерство художников при создании новых форм тонкостенных сосудов — бокалов, фужеров, рюмок. При изготовлении их на заводе используется стекло, окрашенное окислами редкоземельных элементов. Художники умело использовали специфику этого стекла, требующего иной, более утонченной формы по сравнению с обычным стеклом.

Вот, например, высокие бокалы В. С. Муратова «Рыцарь». Они изготовлены из двухцветного редкоземельного стекла. У них дымчатое тулово и золотистая ножка.

Интересны и рюмки, созданные художником Роговым, очень пластичные по форме и выразительные по цвету. Они имеют высокую изящную ножку, на которой укреплено широкое тулово, чуть развернутое у края.

Много интересных, значительных произведений создал художник Рогов. Вот юбилейная ваза, созданная в честь 850-летия города Владимира, лаконичная по форме, но выразительная и впечатляющая. Вся она как бы излучает мягкий весенний свет, а простой растительный орнамент придает ей точеное изящество. Известен его набор салатников «Вишенка». Он отличается необычайной легкостью формы и строгим, но броским орнаментом в виде круглых матовых пятен-вишен. Своеобразен и прибор для воды того же художника. Необыкновенной родниковой свежестью веет от него. Стилизованные цветы орнамента чем-то напоминают детский рисунок.

Большой популярностью пользуются хрустальные изделия, украшенные алмазной гранью.

Знакомясь с такой посудой, выпущенной заводом в разные годы, мы увидим, что декоративное убранство их претерпевало определенные изменения. И здесь творцами декоративных мотивов являлись художники. В начале своего развития мотивы декора алмазной грани были очень усложнены, излишне помпезны. В хрустале оставалось очень мало «воздуха». Весь он был изрезан линиями, пересекающимися в самых различных направлениях. Это были всевозможные варианты так называемых «звездочек» и «кустиков».

Выявляя объемность предмета, давая большую возможность для игры света в гранях, они вместе с тем, как бы обедняли оформительским излишеством специфику стекла.

Постепенно художники начали отходить от подобных «излишеств». В последних их работах стали появляться более лаконичные и образные декоративные элементы. Появилась так называемая сюжетная алмазная грань. Она отличается тем, что в декоративное оформление вводится какой-либо определенный элемент, взятый обычно из природы. Он не просто копируется, а, как правило, стилизуется в зависимости от художественного замысла. Выбирается такой мотив, который наиболее соответствует характеру стиля и форме изделия.

Характерна в этом отношении декоративная ваза В. А. Филатова… Темно-золотистая окраска. Чешуйчатые, неглубокие грани. Чем-то очень напоминает ваза стройное и строгое южное дерево. Она так и называется — «Кипарис».

В основе декора в блюде В. С. Муратова — сочетание граней, создающее иллюзию пальмового листа. Не случайно и называется блюдо «Гаванна». А художник В. В. Корнеев применил в своем декоративном блюде мотив цветущей сирени. Морозная сетка пересекает вазу Е. И. Рогова «Иней».

Много можно назвать подобных декоративных изделий, выполненных в стиле сюжетной алмазной грани. Они не только органично вписываются в интерьер, не только являются элементами украшения, но и вызывают определенные ассоциации, эмоции, связанные с восприятием природы, миром вещей и предметов.

Не только форма, цвет, алмазная грань являются декоративными средствами. Гусевские художники применяют также гравировку и матовое травление.

В качества примера гравировки можно привести подарочный бокал С. К. Пивоварова «Мещерский цветок». Своеобразно решена уникальная вазе К. Д Дианова. Здесь на фоне лесного пейзажа выгравированы силуэты различных животных. При матовом травлении на поверхность стекла обычно наносится рисунок, близкий в какой-то мере к графике по четкости и ясности линий. В юбилейной вазе Е. И. Рогова мы видим силуэт кремлевского Дворца съездов, в декоративной вазе С. П. Верина — серп и молот.

Кроме выдувной посуды, обрабатываемой затем на алмазном колесе, гусевский завод выпускает большое количество прессованной посуды. Каждый, очевидно, видел, прессованные стеклянные вазы, селедочницы, пепельницы, салатницы. До последнего времени их декоративное убранство во многом копировало декор выдувных изделий с его пересекающимися линиями. При этом художники, создававшие образцы, не учитывали, что свойства прессованного стекла несколько иные, чем выдувного, и поэтому надо применять и другое декоративное оформление. Первые шаги в этом отношении уже сделаны. Образец оригинального прессованного блюда создал, например, художник В. В. Корнеев. Декоративное убранство здесь представляет собой углубленные многогранники, между которыми видна тонкая насечка.

Читайте также:  Почему кот ест цветок хлорофитум

Завод изготовляет различные прессованные медали, выпуск которых приурочивает к праздникам, юбилеям. Известны медали с силуэтом древних соборов Владимира и Суздаля, медаль с изображением дикого гуся.

Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973

Источник

Мещерский цветок фужеры история создания

This book is dedicated to one of the biggest centre of the art glass production. The author wanted to tell in the small essay about the factory work from its formation in 1756 to the present days.

Gus-Khrustalny founded by the Russian manufacturers Maltsovs became a symbol of the Russian crystal as Baccara was for France and Murano glass for Italy The artistic biography of the factory with its two-century history is very interesting because of a type for all production of the art glass in Russia. A. M. Gorky wrote in the article �The history of factories and plants�, �We must know by sigth all our factories and plants. It is necessary to know a role of every most typic factory, the every field of production.. � Gorky considered Gus-Khrustalny a very important plant too.

The book consists of two parts. In the first part is described the activity of the factory by the definite chronological period of its development. XVIII XIX centuries and the soviet period, in which the author distinguished the last ten years (1960s � 1970s) as a new qualitative stage of the stylistic development of Gus glass. The second part of this book contains short essay about the painters who work at the factory at present. From all the aspects of many-sided activity of the factory the author picks out the artistic one, examines such problems as the form evolution and decor on glass and crystal wares, the correlation of an unique model and a mass production.

The ascertainment of specific art peculiarities which create the individual creative portrait of the factory its particular reputation among the other glass-works is of special in terest.

Examining the artistic past of the factory the author con siders important that the Gus factory put beginning of mass production of glass-wares because the Petersbourgh government plants only served the tsar palace and his courtiers.

There is an ordinary crockery in the Gus factory assortment shtoffs, jugs, glasses, wine-glasses, mugs. The original skill of the handicraftsmen, connected with the people�s art of bast and carving on wood, showed in making of funny amusing things as bear-figured vessels, shtoffs with cock inside, doing in true people�s technique, so-called ��gutnaya� technique (free blowing of glass without form and its decoration in hot condition) These things were well known and they received a defi nition ��Ruskaya Iepnina� (�Russian modelling�)

In the first third of XIX century the Gus-Khrustalny crystal received wide spreading- firstly with its so-called �stone� type facet which became its peculiarity in opposition of the European crystal. In the second half of XIX century the Russian crystal was well-known with �Maltsov� facet, which had defined all the artistic trend in the development of the Russian and soviet art glass.

Beginning from 1829, when the inauguration of the First All Russian Exposition of manufacture wares took place, it was marked a quality of crystal wares of the Gus-Khrustalny factory which had been rewarded with gold medals The interesting ori

ginal traditions of hand engraving on glass give a chance to tell about the Gusevskaya school of vegetable engraver�s sign.

The Russian �modern� period found in glass a bright stylistic reflex, in character of form and ornament first of all, in search of new technological methods of decoration, material facture and colour The so-called technique �galle� (a profound etching of polylayer glass) became mass and characteristic for this style of decoration of coloured glass-wares.

The mechanization of manufacture creates the following problems technique and art, painter and production, aesthetic ma stering of technique and technology

Читайте также:  Дополнительные части цветка это что

In the first years after the Great October Socialist Revolution the glass industry as the other branches, set going a production of articles of daily necessity Throwing light on this slightly known period the author uses widely archival materials and documents which help to re-create an evolution of the artistic development of glass industry Gus-Khrustalny was one of the third factories, producing crockery The other factories were stopped for want of raw material, fuel and hands.

In 1920s � 30s the factory solved problems of the technical reconstruction. In the middle of 1930s it begins little by little an output of art articles in glass and crystal, it marks lines of novelty in its decoration.

These new tendencies showed first of all carrying in the decor contemporary themes which reflect the Soviet State life. However the form of wares practically had not changed. The genuine revival of the soviet art glass on the basis of new aesthetical principles took place in the end of 1930s.

This revival was connected with names of V Mujina, A. Uspensky, N Tyrsa and with the activity of the Leningrad Experi mental artistic laboratory which worked out tens of new model for its introduction at glass factories of our country The Great Patriotic war had prevented to realize this problem. The postwar period was dedicated to rehabilitate the ravaged economy In 1950s the Gus-Khrustalny artistic development was marked with an influence of embellishment which was characteristic for the architecture of this period. Unique monumental vases of a complicated construction with adorning decor and simultaneously using the whole type of a technical treatment of glass were created. Much prominence was not given to the artistic quality of mass production.

1960s � 1970s is a qualitative new stage in the Gusevskaya factory development and in the whole glass industry It was characterized by new relations of the art and the production, connected with a statement of artist�s role in an industry, a raising of the aesthetical standards of mass articles side by side with an artist�s unique creation.

From the end of 1950s the gifted collective of artists � E. Rogov V Korneev V Filatov V Muratov, S. Pivovarov, A. Kurilov, � Koslova, F Ibragimov, S. Verm work at the Gusevskaya factory Their creation is a peculiar contribution to general development of glass industry Knowing and developping national traditions of the factory the artists revived the whole national multiform palette of a glass handicraft- cut crystal with vegetable ornament, the thinest engraving, into the air blown glass (�gutnoye�) and sculpture.

The splendid mastership of hereditary diamond-cutters glass-blowers, and engravers, who realize the artist�s projects, reveal in doing unique productions.

The Gusevskaya factorv is being supplied with the new-tvpe of machinery and for this reason it turns the artists� attention to the problem of mastering new methods of making and treatment of mass crockery At first in practice of the plants of world glass industry a method of a crystal founding in stove of constant action has been used at the Gusevskaya factory This method, working out with a group of engineers and technologists leading by I A. Figurovsky, was rewarded

with the Stateprize Gus-Khrustalny, one of the first factories organized production of �small form� wares which became an intermediate link on the way from factory an unique to a mass production and which put new aesthetical ideas into practice. The organization of an experimental shop and its sistematic replenishment of skilled workers from master�s school, founded at factory, created a possibility to realize every author�s model in conditions of a big mechanized manufacture.

The prosperity of artist�s unique creation, revealed in making a number of decorative works from crockery ensemble to monumental panel and a sistematic participation of the factory in the decorative art expositions considerably extended the sphere of its influence on the aesthetical education of the society to perceive new art discoveries, not speaking of great nfluence on forming a taste of a mass consumer which artistic productions in glass with well-known mark �Gus-Khrustalny� exert.

Источник

Adblock
detector