Меню

Лиловый цветок гумилев анализ стихотворения

Анализ стихотворения «У меня не живут цветы» Николая Гумилева

Стихи «У меня не живут цветы» Николая Степановича Гумилева впервые были опубликованы на страницах сборника «Жемчуга».

Стихотворение датируется 1910 годом. Этот год отмечен смертью отца поэта, свадьбой с А. Ахматовой, путешествием в Африку, участием в бурной литературной жизни столицы. По жанру – исповедальная, философская лирика, рифмовка охватная, 4 строфы. Стих насквозь метафоричен. В доме лирического героя гибнет все живое, трепетное, беззащитное. Умирает красота (цветы), песня (птицы). Лучше всего здесь чувствуют себя не смертные, уязвимые созданья, а «грузные томы» бессмертных мыслей, эталонных чувств. Человек, хозяин дома, хоть и крепок духом, но тоже чахнет. Слишком много сил души он растратил на книги в прошлом. Некоторыми из них был отравлен. Книжный опыт противоположен реальности. Впрочем, сам поэт успешно противостоял воронке книжного мира, оторванного от жизни существования. Н. Гумилев был путешественником и воином, и умер, как и предсказывал, отнюдь «не на своей постели при нотариусе и враче». Да и поэзия его кровно связана с жизнью. В последней строфе букинист-продавец словно проклят, придавлен тяжестью «вековых истом» книг. Как и каждый, кто отдает здоровый взгляд на мир, себя и других людей за иллюзии. Одиночество – расплата за сладкий яд познанья книжных истин. Герой предостерегает от ловушки своего читателя. Парадоксально, но это предупреждение опять-таки находится на страницах книги. Только человек с жизненным опытом способен отделить зерна от плевел, миражи от маяков, истину от заблуждений. Стих написан с использованием тавтологических рифм (живут-живут). Россыпь анафор (у меня, только), эпифор (восемь рядов). Благодаря числительным, читатель зримо представляет солидную библиотеку лирического героя. Град отрицаний. Метафора: хохлятся скорбно. Сопоставление книг и кладбища. Красноречивое сравнение: словно зубы. Эпитеты: молчаливые томы, проклятым кладбищем. Россыпь инверсий: торговал букинист. Глагольность придает стиху динамику. Лексика живая, колоритная, интонация чуть угрюмая, с привкусом фатализма, монотонная. Нарочитое отсутствие восклицаний, лишь многоточия к финалу. Уменьшительный суффикс в слове «комочек» подчеркивает настроение стиха.

«У меня не живут цветы» Н. Гумилева – конфликт и момент выбора между воображаемой и настоящей жизнью, несбыточным и реальным.

Источник

Н.Гумилев — Самое интересное в блогах

Н.Гумилев. «Портрет мужчины»


«Портрет мужчины»

Его глаза – подземные озера,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.
Его уста – пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом.
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.
И руки – бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.
Ему в веках достался странный жребий –
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он – на небе
Кровавая растаяла комета.
В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.
Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать… плакать больше он не может.

Сады души


Сады души

Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И — кто поймет намек старинной тайны? —
В них девушка в венке великой жрицы.
Глаза, как отблеск чистой серой стали,
Изящный лоб, белей восточных лилий,
Уста, что никого не целовали
И никогда ни с кем не говорили.
И щеки — розоватый жемчуг юга,
Сокровище немыслимых фантазий,
И руки, что ласкали лишь друг друга,
Переплетясь в молитвенном экстазе.
У ног ее — две черные пантеры
С отливом металлическим на шкуре.
Взлетев от роз таинственной пещеры,
Ее фламинго плавает в лазури.
Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.

Н.Гумилев
1907
________________
Художник – Goyo Domínguez

Романс. Н.Гумилев


Романс

Однообразные мелькают
Все с той же болью дни мои,
Как будто розы опадают
И умирают соловьи.
Но и она печальна тоже,
Мне приказавшая любовь,
И под ее атласной кожей
Бежит отравленная кровь.
И если я живу на свете,
То лишь из-за одной мечты:
Мы оба, как слепые дети,
Пойдем на горные хребты,
Туда, где бродят только козы,
В мир самых белых облаков,
Искать увянувшие розы
И слушать мертвых соловьев.

Читайте также:  Не оконченный вовремя труд не распустившийся цветок

Художник Луи Икар (Louis Icart), 1888-1950

романс

Однообразные мелькают

Всё с той же болью дни мои,

В моих садах — цветы, в твоих — печаль .

В моих садах — цветы, в твоих — печаль.
Приди ко мне, прекрасною печалью
Заворожи, как дымчатой вуалью,
Моих садов мучительную даль.

Ты — лепесток иранских белых роз,
Войди сюда, в сады моих томлений,
Чтоб не было порывистых движений,
Чтоб музыка была пластичных поз,

Чтоб пронеслось с уступа на уступ
Задумчивое имя Беатриче
И чтоб не хор менад, а хор девичий
Пел красоту твоих печальных губ.

Ягуар.


Странный сон увидел я сегодня:
Снилось мне, что я сверкал на небе,
Но что жизнь, чудовищная сводня,
Выкинула мне недобрый жребий.
Превращен внезапно в ягуара,
Я сгорал от бешеных желаний,
В сердце — пламя грозного пожара,
В мускулах — безумье содроганий.
И к людскому крался я жилищу
По пустому сумрачному полю
Добывать полуночную пищу,
Богом мне назначенную долю.
Но нежданно в темном перелеске
Я увидел нежный образ девы
И запомнил яркие подвески,
Поступь лани, взоры королевы.
«Призрак Счастья, Белая Невеста…» —
Думал я, дрожащий и смущенный,
А она промолвила: «Ни с места!» —
И смотрела тихо и влюбленно.
Я молчал, ее покорный кличу,
Я лежал, ее окован знаком,
И достался, как шакал, в добычу
Набежавшим яростным собакам.
А она прошла за перелеском
Тихими и легкими шагами,
Лунный луч кружился по подвескам,
Звезды говорили с жемчугами.


Стихи Николай Гумилев
Рисунки Сергей Русаков

Портрет


Лишь черный бархат , на котором
Забыт сияющий алмаз, сумею я сравнить
со взором
Ее почти поющих глаз.

Ее фарфоровое тело
Томит неясной белизной,
Как лепесток сирени белой
Под умирающей луной.

Пусть руки
нежно — восковые,
Но кровь в них так же горяча,
Как перед образом Марии
Неугасимая свеча.

И вся она легка , как птица
Осенней ясною порой
Уже готовая проститься
С печальной северной страной.


ЖИРАФ

Илл.: Animal Garden by Anthony Southcombe. 1980

Итак, имеется стихотворение Николая Гумилева «Жираф», посвященное невесте А. Ахматовой, написанное в 1907 и опубликованное в 1908 году.

Лиловый цветок

Вечерние тихи заклятья,
Печаль голубой темноты,
Я вижу не лица, а платья,
А, может быть, только цветы.

Так радует серо-зеленый,
Живой и стремительный весь,
И, может быть, к счастью, влюбленный
В кого-то чужого… не здесь.

Но душно мне… Я зачарован;
Ковер подо мной, словно сеть;
Хочу быть спокойным — взволнован.
Смотрю — а хочу не смотреть.

Смолкает веселое слово,
И ярче пылание щек;
То мучит, то нежит лиловый,
Томящий и странный цветок.

29 мая 1911 года
Н.Гумилёв

Читать далее.

Осенняя лирика

Волновать меня снова и снова —
В этом тайная воля твоя,
Радость ждет сокровенного слова,
И уж ткань золотая готова,
Чтоб душа засмеялась моя.

Улыбается осень сквозь слезы,
В небеса улетает мольба,
И за кружевом тонкой березы
Золотая запела труба.

Так волнуют прозрачные звуки,
Будто милый твой голос звенит,
Но молчишь ты, поднявшая руки,
Устремившая руки в зенит.

И округлые руки трепещут,
С белых плеч ниспадают струи,
За тобой в хороводах расплещут
Осенницы одежды свои.

Осененная реющей влагой,
Распустила ты пряди волос.
Хороводов твоих по оврагу
Золотое кольцо развилось.

Очарованный музыкой влаги,
Не могу я не петь, не плясать,
И не могут луга и овраги
Под стопою твоей не сгорать.

С нами, к нам — легкокрылая младость
Нам воздушная участь дана.
И откуда приходит к нам Радость,
И откуда плывет Тишина?

Тишина умирающих злаков —
Это светлая в мире пора:
Сон, заветных исполненный знаков,
Что сегодня пройдет, как вчера,

Что полеты времен и желаний —
Только всплески девических рук —
На земле, на зеленой поляне,
Неразлучный и радостный круг.

И безбурное солнце не будет
Нарушать и гневить Тишину,
И лесная трава не забудет,
Никогда не забудет весну.

И снежинки по склонам оврага
Заметут, заровняют края,
Там, где им заповедала влага,
Там, где пляска, где воля твоя.

Как мимолетна тень осенних ранних дней,
Как хочется сдержать их раннюю тревогу
И этот желтый лист, упавший на дорогу
И этот чистый день, исполненный теней, —
Затем, что тени дня — избытки красоты,
Затем, что эти дни спокойного волненья
Несут, дарят последним вдохновеньям
Избыток отлетающей мечты.

За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетней сентября!

Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной —
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!

Источник

Лиловый цветок гумилев анализ стихотворения

«Стих прежде всего — гармония.»

«Поэзия стала повседневностью.»

«У поэтов стихи, как дети, рождаются от женщин.»

«Поэт смотрит на пороки современников как на временное облачение для своих созданий, прикрывающее, но не скрывающее их извечную гармонию.»

«Истинный поэт грезит наяву, только не предмет мечтаний владеет им, а он — предметом мечтаний.»

«От поэта часто остается одно-единственное стихотворение. Жаль, что неизвестно заранее, какое именно, а то бы можно было не писать всех остальных.»

Владимир Галактионович Короленко:

«Поэтический язык — краткий, сжатый, картинный и музыкальный.»

«Поэзия – это проза среди искусств.»

«Поэт – средство существования языка.»

«Нельзя постичь жизнь поэта без знания процесса воображения.»

«Маловысокохудожественные стихи.»

«Поэзия — музыка души.»

«Первым поэтом был тот, кто сравнил женщину с цветком, а первым прозаиком – тот, кто сравнил женщину с другой женщиной.»

«Цель поэзии – поэзия.»

«Что касается поэзии, она всего лишь тень во времени, которая естественным образом повторяет форму нашего сумеречного сознания.»

«Вся поэзия — экспериментальная поэзия.»

«Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.»

«Ни один великий поэт не может не быть одновременно и большим философом.»

«Поэтическое воображение по сути своей не формирует, а деформирует образы.»

«Поэтический образ — это всегда трансляция смысла.»

«Поэзия и искусство — это особая форма не только выражения, но и познания.»

«Я не стремлюсь охватить своими стихами все.»

«Если век может идти себе вперёд, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, — то поэзия остается на одном месте, не стареет и не изменяется. Цель её одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый день заменяются другими, произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны.»

«Поэт — существо легкое, крылатое и священное, и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка.»

«Цель поэзии — полезная правда.»

«Поэзия — это религия без надежды.»

«И что такое поэзия, пусть даже не хорошая, а просто ― поэзия? Какие знаки различия носит Медный Всадник?»

«Романтик – это неудавшийся священник, а романист – неудавшийся поэт.»

«Бывают хорошие стихи, плохие стихи и стихи как стихи, последние ужаснее всего.»

«В поэзии нет фактов, а есть слова, нет реальности, а есть образы.»

«Поэзия — это солнце, солнце с его темными пятнами и затмениями, освещающее весь мир.»

Михаил Аркадьевич Светлов:

«Поэзия — моя держава, Я вечный подданный ее.»

«Поэт — не толпа, он неизлечимо одинок.»

Джордж Ноэл Гордон Байрон:

«Нельзя вблизи сидящих на престоле Стоять певцу.»

«Между ученым и поэтом простирается зеленый луг: перейдет его ученый — станет мудрецом, перейдет его поэт — станет пророком.»

«Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека.»

«Негодование делает поэтом.»

«Поэзия — это то. что увидел Мильтон, когда ослеп.»

«Поэзия ― любовной страсти дочь И ею во сердцах горячих укрепилась, Но ежели осёл когда в любви горит, Горит, но на стихах о том не говорит.»

«Стихи могут быть без ритма, стихи могут быть без рифмы, стихи могут быть без смысла. — но нельзя, чтобы все сразу в одном стихотворении.»

Александр Александрович Бестужев:

«Да, да, в стихах моих знакомых Собранье мыслей — насекомых!»

«Чтобы наслаждаться творчеством поэта, надо, я полагаю, любить и ту культуру, к которой он принадлежит.»

«Не всякий, кто может писать стихи, — поэт.»

«Поэты лгут, но их ложь приятна.»

«Поэт — самая непоэтичная из божьих тварей, ибо он лишен своего липа: он вечно стремится заполнить собой инородное тело.»

«Анализ — не дело поэта. Его призвание — воспроизводить, а не расчленять.»

«У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.»

«Что может быть хуже для прирожденного поэта, чем родиться в век разума!»

«Поэзия …имеет целью только самое себя. Другой цели она иметь не может… Это не значит, что поэзия не должна облагораживать нравы, …что ее конечный ре­зультат не должен возвышать человека над уровнем обыденных интересов, сказать такое — было бы явной нелепостью. Я только утверждаю, что если поэт преследовал мо­ральную цель, то он ослабил свою поэтическую силу, и . . . его произведение будет неудачно. Поэзия, под стра­хом смерти или упадка, не может ассимилироваться со знанием и моралью.»

«Историк и поэт отличаются друг от друга не речью — рифмованной или нерифмованной, их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории: ибо она показывает общее, тогда как история только единичное.»

«Поэт — лишь перо в руках окрылённой души.»

«Отличие хороших стихов от плохих. В хороших стихах запоминаются хорошие строчки, а в плохих —плохие.»

«Ранние стихи Лермонтова, к сожалению, дошли до нас.»

«Остроумно написанный памфлет точно отравленная стрела, которая не только наносит рану, но и делает ее неизлечимой.»

«Все, что поэт пишет с божественным вдохновением и святым духом, то весьма прекрасно.»

«Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом.»

«Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.»

«Стихотворение есть растянутое колебание между звуком и смыслом.»

«Я давно уже считал, что двор — не место для поэта, который должен изучать природу. Но если пышность и этикет превращают людей в машины, то обязанность поэта — снова сделать из этих машин людей.»

Мигель де Сервантес Сааведра:

«Не следует обращать внимания на крохотные пятнышки на лучезарном солнце: пусть лучше подумают о том, сколько пришлось пободрствовать Гомеру, чтобы создать произведение, в котором так много света и так мало теней.»

«Поэт — дитя, он смеется лучшим в мире смехом — смехом сквозь слезы.»

«Поэзия — превращение крови в чернила.»

«Проза – это слова в наилучшем порядке, а поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке.»

«Любая древняя поэзия есть вместе с тем и в тоже самое время культ, праздничное увеселение, коллективная игра, проявление искусности, испытание или загадывание загадок, мудрое поучение, переубеждение, околдовывание, ясновидение, пророчество, состязание.»

«Поэзия — союзное звучание слов, подчёркивающее ритмом своего звучания настроение излагаемой темы.»

«Времена великих прозаиков наступали тогда, когда мужчины брились. Времена великих поэтов наступали тогда, когда мужчины носили бороды.»

«Весь мир надорван по самой середине. А так как сердце поэта — центр мира, то в наше время оно тоже должно самым жалостным образом надорваться. В моем сердце прошла великая мировая трещина.»

«Поэзия — музыка мысли, доносимая до нас в музыке языка.»

«Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.»

«Поэзия — это первоначальная попытка расковать немоту мысли.»

«Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело.»

«Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда.»

«Отец стихотворения — поэт, мать — язык.»

«Все поэты — безумцы.»

«Поэзия подобна нежной и юной деве, изумительной красавице, которую стараются одарить, украсить и нарядить многие другие девы, то есть все остальные науки, и ей надлежит пользоваться их услугами, им же — преисполняться ее величия. Но только дева эта не любит, чтобы с нею вольно обходились, таскали ее по улицам, кричали о ней на площадях или же в закоулках дворцов. Она из такого металла, что человек, который умеет с ней обходиться, может превратить ее в чистейшее золото, коему нет цены.»

«Что мне нравится у поэтов – это поэзия.»

«Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.»

«Ты хочешь, чтобы твои песни не умерли? Пой о сердце человека.»

Источник

Adblock
detector