Меню

Лабораторная работа строение цветка различные виды соцветий

§ 11. Цветок — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

41. На рисунке подпишите названия частей цветка.

42. Сравните изображённые на рисунке цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

  • И у вишни, и у тюльпана есть и тычинка и пестик, то есть они обоеполые.
  • И у вишни, и у тюльпана венчики свободнолепестные.
  • И у вишни, и у тюльпана цветки правильные.
  • И у вишни, и у тюльпана есть околоцветник и цветоножка.
  • У вишни околоцветник двойной, а у тюльпана простой.
  • У вишни тычинок много, а у тюльпана всегда кратно трём.
  • У вишни завязь нижняя, а у тюльпана — верхняя.

43. Выполните лабораторную работу «Строение цветка» (см. с. 62—63 учебника). Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

Лабораторная работа: Строение цветка

1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

Рассмотрим цветок колокольчика.

2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

3. Определите, какой околоцветник у данного цветка — простой или двойной; какая чашечка — раздельнолистная или сростнолистная; какой венчик — свободнолепестный или сростнолепестный.

  • околоцветник двойной
  • чашечка раздельнолистная
  • венчик сростнолепестный.

4. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.

5. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперёк, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток. Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?

У колокольчика завязь пятигнёздная. В гнёздах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Главными частями цветка называют пестик и тычинки, поскольку без них растение не могло бы размножаться, то есть колокольчики бы исчезли как вид.

6. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

7. Составьте формулу изученного цветка.

44. Подумайте, на основании чего можно утверждать, что цветок — это видоизменённый побег. Дайте обоснованный ответ.

Цветок — это видоизменённый укороченный побег, так как:

  • он развивается из почки;
  • у него есть стебель — цветоножка и цветоложе;
  • видоизменённые листья цветка — это чашечка, венчик, тычинки и пестики.

45. Сравните изображённые на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки.

Листочки околоцветника капусты располагаются так, что через них можно провести несколько плоскостей симметрии. Значит цветок капусты является правильным.

Листочки околоцветника виолы располагаются так, что через них можно провести только одну плоскость симметрии. Значит цветок виолы неправильный.

46. Впишите пропущенные слова.

Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполые .

Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночные цветки , а цветок, имеющий только пестики , называют пестичные цветки .

Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют однодомными .

Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других, то такие растения называют двудомными .

Источник

§ 12. Соцветия — Пасечник. 6 класс. Учебник

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое побег?

Побег — это стебель с расположенными на нём листьями и почками.

2. Назовите несколько растений, на цветоносах которых имеется два и более цветков.

Сирень, ирис, ромашка, гладиолус, ландыш, подсолнух, черемуха, кукуруза, тысячелистник, васильки.

Лабораторные работы

Лабораторная работа: Соцветия

1. Рассмотрите соцветия на живом и гербарном материале.

Рассмотрим соцветия ландыша, одуванчика, гладиолуса и гортензии.

2. Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь рисунком 51, выясните, как называют эти соцветия.

  • У ландыша отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках — это соцветие кисть.
  • У одуванчика многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщённом и расширенном ложе — это соцветие корзинка.
  • У гладиолуса сидячие цветки (без цветоножек) расположены на общей оси соцветия — это соцветие простой колос.
  • У гортензии несколько кистей отходит от общего стебелька — это соцветие метёлка.

3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия.

  • Растения, имеющие соцветие кисть: капуста, ландыш, колокольчик.
  • Растения, имеющие соцветие корзинка: подсолнечник, астра, осот, бодяк.
  • Растения, имеющие соцветие простой колос: подорожник, ятрышник.
  • Растения, имеющие соцветие метёлка: сирень, виноград.

Для успешного выполнения этого задания воспользуйтесь таблицей приведённой ниже в разделе «Задания».

Вопросы в конце параграфа

1. Что называют соцветием?

Читайте также:  Где найти цветок горную ткачиху геншин

Соцветия — это группы цветков, расположенные близко один к другому в определённом порядке.

2. Какие виды соцветий вы знаете?

Кисть, зонтик, початок, головка, колос, завиток, метёлка, сложный зонтик, корзинка, сложный колос, щиток.

3. Каково биологическое значение соцветий?

Биологическое значение соцветий состоит в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок.

Подумайте

Почему растения с соцветиями широко распространены в природе?

Благодаря тому, что соцветия лучше заметны для насекомых, они лучше опыляются. То есть растения имеют более высокий уровень выживаемости и их быстрее разносятся на огромные территории. Это позволяет растениям с соцветиями стать широко распространёнными.

Задания

Изучив текст параграфа и рисунок 51, заполните таблицу «Соцветия».

Тип соцветия

Простые соцветия Кисть Отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках. Капуста, ландыш, черёмуха, колокольчик Простой колос Его образуют не имеющие цветоножек (сидячие) цветки, расположенные на общей оси соцветия. Подорожник, ятрышник Початок На очень толстой и мясистой оси соцветия расположены не имеющие цветоножек отдельные цветки. Кукуруза, белокрыльник, аир, калла Простой зонтик Соцветие, в котором цветоножки выходят из вершины оси. Примула, вишня, чистотел, лук Головка Цветки соцветия на очень коротких цветоножках тесно располагаются на толстой короткой оси на самой верхушке стебля. Кровохлебка, клевер, люцерна Корзинка Многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщенном и расширенном ложе. Снаружи соцветие защищено оберткой. Подсолнечник, астра, одуванчик, осот, бодяк Щиток Отдельные цветки расположены один за другим на постепенно увеличивающихся цветоножках. Самые короткие цветоножки в центре соцветия, а самые длинные — по краям. В результате все цветки расположены на одной плоскости. Яблоня, груша, калина, боярышник Сложные соцветия Метёлка (сложная кисть) Несколько кистей отходит от общего стебелька. Сирень, виноград, гортензия Сложный колос На общей оси сидят несколько колосков, каждый из которых образован несколькими цветками. Пшеница, рожь, ячмень Сложный зонтик Соцветие, состоящее из нескольких простых зонтиков. Морковь, петрушка, укроп Завиток От главной оси с одним цветком отходит другая одноцветковая ось, от неё в свою очередь и в ту же сторону отходит ось третьего порядка и т. д. Самые последние оси — более молодые с еще нераспустившимися цветками. Все эти оси спирально закручиваются. Незабудка, медуница

Словарик

Простые соцветия — это соцветия, у которых на главной оси располагаются одиночные цветки.

Сложные соцветия — это соцветия, у которых на главной оси располагаются не отдельные цветки, а соцветия, причём ветвление может достигать трёх, четырёх и более порядков.

Соцветие кисть — это соцветие, у которого отдельные цветки расположены на оси один за другим на хорошо заметных цветоножках.

Соцветие метёлка (сложная кисть) — это соцветие, у которого на оси расположены последовательно один за другим соцветия кисти.

Соцветие простой колос — это соцветие, у которого на общей оси расположены сидячие (без цветоножек) цветки.

Соцветие сложный колос — это соцветие, у которого на общей оси расположены один за другим соцветия простого колоса.

Соцветие початок — это соцветие, у которого на очень толстой и мясистой оси расположены не имеющие цветоножек отдельные цветки.

Соцветие простой зонтик — это соцветие, у которого все цветоножки цветков выходят из вершины оси соцветия.

Соцветие сложный зонтик — это соцветие, у которого из вершины оси выходит несколько соцветий простого зонтика.

Соцветие корзинка — это соцветие, у которого многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщенном и расширенном ложе. Снаружи соцветие защищено оберткой.

Соцветие головка — это соцветие, у которого цветки на очень коротких цветоножках тесно располагаются на толстой короткой оси на самой верхушке стебля.

Соцветие завиток — это соцветие, у которого от главной оси с одним цветком отходит другая одноцветковая ось, от неё в свою очередь и в ту же сторону отходит ось третьего порядка и т. д. Самые последние оси — более молодые с еще нераспустившимися цветками. Все эти оси спирально закручиваются.

Соцветие щиток — это соцветие, у которого отдельные цветки расположены один за другим на постепенно увеличивающихся цветоножках. Самые короткие цветоножки в центре соцветия, а самые длинные — по краям. В результате все цветки расположены на одной плоскости.

Источник

Читайте также:  11 задание 11 305 почему шиповник называют цветком спящей красавицы

Урок биологии по теме «Соцветия». 6-й класс

Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.
  • Развивающие: развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям; развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать организованность и аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютерная презентация

1. Организационный момент

2. Новая тема. Актуализация темы

Учитель: Тема нашего урока – «Соцветия», мы рассмотрим их особенности, виды соцветий, приведем примеры растений, относящихся к разным видам соцветий. Так же поговорим о цветочных часах, созданных шведским биологом Карлом Линнеем. (Слайд 1, 2)
Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсон говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». (Слайд 3)
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.
Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, незабудка, ромашка. И у каждого из нас возникают различные ассоциации, вопросы, когда мы смотрим на цветы.
Цветы могут быть крупные, ярко окрашены, с сильным приятным запахом, а могут быть невзрачными, мало заметными и в этом случае они собраны в соцветия для того чтобы быть замеченными насекомыми и быть опыленными.
Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. (Слайд 4)
Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных побегов.
Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых-опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).

Учитель: Каково биологическое значение соцветий?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– Приспособление к опылению;
– Крупными соцветиями и запахом привлекают насекомых;
– Приспособления растений к различным условиям жизни;
– Создают красоту в природе.

Учитель: Биологическая роль соцветий.

1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
3) Обеспечивают рассеивание пыльцы (Слайд 5)

По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды.
Рассмотрим некоторые виды соцветий. (Слайд 6)

Примеры растений, имеющих разные соцветия. Кисть: капуста, ландыш, черемуха. Зонтик: примула, вишня, первоцвет. Початок: кукуруза, каллы, антуриум, аир. Головка: клевер, мордовник. Колос: подорожник, ятрышник. Корзинка: подсолнечник, астра, одуванчик, ромашка. Сложный зонтик: морковь, петрушка, укроп. Сложный колос: пшеница, рожь, ячмень. Щиток: боярышник, груша, рябина, черешня. Завиток: окопник, незабудка. Метелка: сирень, виноград, спирея. (Слайды 7-17)

3. Закрепление нового материала. (Учащиеся получают листы – задания с лабораторной работой и выполняют ее в тетради, используя рисунки в параграфе 29)

Лабораторная работа «Соцветия»

Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на практическом задании.

Оборудование: листы с заданиями.

Задание. Рассмотрите рисунки растений, определите виды соцветий и заполните таблицу. (Слайд 18)

Выполнить задания, сдать тетради для проверки.

Учитель: Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при создании, например солнечных часов.

Слушаем сообщения учеников.

Ученик 1: В 20-х годах XVIII века в городе Упсала, были «пущены в ход» цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага – травника высшей категории. Этот выдающийся маг написал научный трактат «Somnus plantarum», что в переводе означает «Сон растений». (Слайд 19)
Карл Линней всю жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку – времени раскрытия и закрытия цветков. Долго следил Линней за растениями, устанавливая сроки «пробуждения» и «засыпания». И вот однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней росли самые разнообразные растения, ни по родственным признакам не подходящие друг другу, ни по внешним. Линней посадил такие растения, которые закрывались и открывались в разное время. Причем поочередно и в строгой последовательности. У него на клумбе росли «часы». Полюбоваться на это чудо приходили и приезжали люди из дальних мест. А чуда-то, по сути дела, никакого не было. Просто Линней был терпеливым наблюдателем, и ему удалось составить таблицу раскрытия и закрытия цветов. А потом он подобрал цветы так, чтобы часы «шли» без перерыва. (Слайд 20)

Ученик 2: Взглянув на такой цветник, Карл Линней мог сказать время любому прохожему с точностью до 30 минут. Но первооткрывателем был не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции. И в Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток.
По таким «биологическим часам» можно определять время. Конечно, точность работы «биологических часов» определяется многими факторами. Время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или открываются в другое время.

Читайте также:  Лабораторная работа формула цветка 6 класс

Учитель: Часы были несовершенны. И не только по тому, что у них не было секундных или минутных стрелок. Главное неудобство цветочных часов в том, что «ходили» они только в солнечную погоду. Ведь в пасмурную (мы теперь это знаем) у многих растений даже днем цветы остаются закрытыми. Зато у этих часов имелись и достоинства: 1. их не надо было заводить; 2. показывают и погоду (растения-барометры) и страны света (компасы).
С легкой руки К.Линнея такие клумбы-часы стали появляться во многих городах.
Дело в том, что у цветочных часов есть одно любопытное свойство: в разных местах они ходят по-разному. Так, например, соцветия осота огородного в Московской области открываются в то же время, что и у Линнея в таблице, в 6-7 часов утра, но закрываются позже, не в 12, а в 1-2 часа дня. У Линнея цикорий раскрывался в 4-5 часов утра. А у нас он открывается в 6-7 утра. Разница на два часа. А разница в закрывании, почему то на 5-6 часов. У Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у нас в 3-4 часа дня. Таких несовпадений много.
Но где бы цветы не росли, в какое бы время ни открывались и ни закрывались – существует строгая очередность. Никогда, например, соцветия цикория не раскроются позже соцветия ястребинки зонтичной, а цветы мака позже бессмертника. Эта строгая очередность в цветочных часах имеет не меньшее значение, чем само раскрытие или закрытие цветка или соцветия. (Слайд 21)
Цветочные часы-клумбы, о которых мы рассказали, следует отличать от клумб встречающихся в некоторых садах и парках, сделанные в форме циферблата, они представляют только разновидность решений дизайнера и не учитывают ритмы растений.

Ученик 3: Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Перу и Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает. (Слайд 22)
Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. Можно привести пример шоколадного дерева. Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых – опылителей. (Слайд 23)

4. Подведение итогов

Вопросы для закрепления:

– Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного?
– Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия?
– В чем биологическое значение соцветий?

Домашнее задание: параграф 29.

Источник

Adblock
detector