Меню

Лабораторная работа по теме строение цветка ответы 6 класс

Лабораторная работа по теме строение цветка ответы 6 класс

41. На рисунке подпишите названия частей цветка

42. Сравните изображенные на рисунке цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чем сходство строения этих цветков? В чем различие?

Сходство: цветки обоеполые, правильные, с околоцветником и цветоножкой, венчик свободнолепесной

Различие: у вишни тычинок много, у тюльпана кратно 3. У вишни двойной околоцветник, у тюльпана – простой. У вишни завязь нижняя, у тюльпана – верхняя

43. Выполните лабораторную работу «Строение цветка». Зарисуйте части цветка и подпишите их названия

44. Подумайте, на основании чего можно утверждать, что цветок-это видоизмененный побег. Дайте обоснованный ответ

Цветок – видоизмененный побег, так как развивается из почки. Стеблевая часть у него представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики – видоизмененные листья

45. Сравните изображенные на рисунке цветки капусты и виолы. В чем их различие?: Подпишите, как называют такие цветки

Правильный – капуста, неправильный – виола. Через правильный цветок можно провести несколько плоскостей симметрии, через неправильный – одну

Источник

ГДЗ биология 6 класс Лабораторные работы Задание: § Строение цветка

Ход работы

Рассматриваем цветок. Находим цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

Расчленяем цветок, считаем число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

Цветок тюльпана подчинён трёхлучевой симметрии: в нём три внешних и три внутренних лепестка околоцветника, шесть тычинок, завязь образована тремя симметричными долями.

Определяем, какой околоцветник у данного цветка. У тюльпана он простой.

Определяем, какая чашечка и венчик. У данного цветка нет чашечки, а венчик свободнолепестный.

Рассматриваем строение тычинки. Находим пыльник и тычиночную нить. Рассматриваем под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.

Рассматриваем пестик. Рыльце пестика находится на завязи, столбик отсутствует. Завязь состоит из трех симметричных долей. Разрезаем завязь поперёк, рассматриваем под лупой. На рисунке обозначаем семязачатки красным цветом. Пестик и тычинки являются главными частями цветка, потому что они принимают участие в размножении растения.

Составляем формулу изученного цветка: *О3+3Т 3+3 П (3).

Источник

ГДЗ по биологии 6 класс Пасечник 11§ — Лабораторная работа (Строение цветка)

Подробный решебник (ГДЗ) по Биологии за 6 (шестой) класс — готовый ответ 11§ — Лабораторная работа (Строение цветка). Авторы учебника: Пасечник. Издательство: Дрофа 2015.

Похожие ГДЗ

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 6 класс Пасечник В.В.

ГДЗ учебник биология 5-6 класс Пасечник В. В.

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 6 класс В.В. Пасечник

ГДЗ учебник биология 6 класс Пасечник В.В.

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 6 класс Пасечник В.В.

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 6 класс В.В. Пасечник

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник Дрофа Задание: § Лабораторные работы

Стр. 9. Лабораторная работа.

Строение семян двудольных растений

Рассматриваем сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму. Внешне по форме набухшие и сухие семена схожи. У них с одной стороны вогнутые поверхности. Однако по размерам набухшее семя почти в 1,5 раза больше, чем сухое.

На вогнутой стороне семени находим рубчик — место прикрепления семени к семяножке. Он темного цвета.

Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.

Снимаем блестящую плотную кожуру. Изучаем зародыш. Находим семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.

Зарисовываем семя и подписываем названия его частей.

Питательные вещества в семени фасоли находятся в клетках зародыша, большая их часть – в семядолях.

Пользуясь учебником, выясняем, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения. Питательные вещества другие двудольные растения накапливают в запасающей части – зародыше или эндосперме. Например, у миндаля зародыш к моменту созревания становится большого размера, а потому вытесняет и поглощает эндосперм. А у тыквы семя состоит из семенной кожуры и зародыша.

Стр. 10. Лабораторная работа.

Строение зерновки пшеницы

Рассматриваем форму и окраску зерновки пшеницы.

Препаровальной иглой снимаем часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Сделать это невозможно, потому что семенная кожура плотно приросла к околоплоднику.

Рассматриваем через лупу разрезанную вдоль зерновку. Находим эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучаем строение зародыша.

Зарисовываем зерновку пшеницы и подписываем названия её частей.

5. Пользуясь учебником, выясняем, что семена у других однодольных растений также могут иметь эндосперм, который окружает зародыш, но не прилегает к нему с одной стороны. Например, у лука. А вот у частухи при созревании семена вообще не дают эндосперма. Ее семя имеет вид подковы и состоит только из зародыша и семенной кожуры.

Стр. 14. Лабораторная работа.

Стержневая и мочковатая корневые системы

Рассматриваем корневые системы предложенных растений. Отличаются они тем, что у стержневой системы больше всего развит главный стержень, от которого уже растут тонкие корешки – придаточные. У мочковатой системы нет главного корня (он слабо развит или отмирает рано), поэтому она состоит исключительно из боковых и придаточных корней.

Отбираем растения со стержневой корневой системой. Это двудольные растения, например, свёкла, щавель, морковь.

Читайте также:  От чего плачет цветок монстера

Отбираем растения с мочковатой корневой системой. Это однодольные растения, например, лук, чеснок, пшеница, ячмень.

По строению корневой системы определяем, какие растения однодольные, какие — двудольные.

Заполняем таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы
Пшеница Мочковатая Развиты придаточные и боковые корни
Ясень узколистый Стержневая Развит главный корень
Яблоня Мочковатая Развиты придаточные и боковые корни
Репа Стержневая Развит главный корень
Морковь Стержневая Развит главный корень
Липа Мочковатая Развиты придаточные и боковые корни
Боярышник гладкий Стержневая Развит главный корень
Лук Мочковатая Развиты придаточные и боковые корни

Стр. 18. Лабораторная работа.

Корневой чехлик и корневые волоски

Рассматриваем корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Находим корневой чехлик – он расположен на конце корневища.

Обращаем внимание на часть корня выше корневого чехлика. Находим выросты в виде пушка — корневые волоски.

Кладем корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассматриваем под микроскопом. Сопоставляем увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисовываем, делаем подписи частей.

В строении корневого волоска и клеток кожицы лука общее то, что это крупные растительные клетки. Ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластиды у них распложены под клеточной оболочкой. При этом корневые волоски по сравнению с кожицей лука состоят из более вытянутых клеток, то означает увеличение поверхности их высасывания.

Корневой чехлик состоит из клеток, которые защищают всю верхушку корня от повреждений почвой во время роста растения. Корневые волоски позволяют существенно увеличить зону всасывания и постоянно перемещаются (находятся вблизи кончика корня).

Стр. 28. Лабораторная работа.

Строение почек. Расположение почек на стебле

Рассматриваем побеги разных растений. Определяем, как расположены почки на стебле, и зарисовываем их.

Отделяем почки от побега, рассматриваем их внешнее строение. Переносить неблагоприятные условия почкам растения помогают почечные чешуи кожистые наросты, которые находятся снаружи.

Разрезаем вегетативную почку вдоль, рассматриваем её под лупой. С помощью рисунка 19 находим чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисовываем вегетативную почку в разрезе и подписываем названия её частей (см. пункт 1).

Изучаем генеративную почку. Между вегетативной и цветочной почкой общее то, что обе они снаружи покрыты плотными кожистыми чешуйками. Эти чешуи защищают почки от внешних неблагоприятных факторов окружающей среды. Также в лупу в разрезе мы можем увидеть зачаточный стебель, на верхушке которого расположен конус нарастания. На стебельке находятся зачаточные листья, а в пазухах этих почек мы можем увидеть зачаточные листочки.

Отличие заключается в том, что внутри листовых или вегетативных почек находятся только зачаточные листья. В генеративных или цветочных почках это соцветия или зачаточные бутоны.

Вывод: сравниваем строение почки и побега. Побег – это вегетативный орган у растения, который состоит из стебля и прикрепленных к нему почек и листьев. Почка является частью побега и может быть как вегетативной, так и генеративной. Она – зачаток нового побега или цветка. Вегетативная почка образуется на верхушке побега (верхушечная) или в пазухе листа (пазушная). В генеративной почке находится зачаток соцветий и цветков. Побег выполняет большое количество важных для жизни растения функций (опорная, накопление питательных веществ, проводящая). Почка дает начало новому побегу.

Стр. 35. Лабораторная работа.

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Рассматриваем листья комнатных растений и образцов из гербария. Отбираем простые листья по признаку наличия одной листовой пластинки. Это такие растения: колеус, бегония, сенполия и хлорофитум.

Отбираем сложные листья. Они состоят из нескольких листовых пластинок, которые соединены с общим черешком небольшими по размеру черешками. Это такие растения: робуста, фатсия.

Определяем листорасположение просмотренных растений. Очередное листорасположение у бегонии, сенполии и фатсии. Мутовчатое листорасположение у хлорофитума и робусты. Супротивное листорасположение у колеуса.

Заполняем таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений».

Название растения Листья простые или сложные Жилкование Листорасположение
Бегония Простые Сетчатое Очередное
Колеус Простые Сетчатое Супротивное
Робуста Сложные Параллельное Мутовчатое
Сенполия Простые Сетчатое Очередное
Хлорофитум Простые Параллельное Мутовчатое
Фатсия Сложные Сетчатое Очередное

Стр. 38. Лабораторная работа.

Берем кусочек листа кливии, надламываем его и осторожно снимаем с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы. Приготовим препарат так же, как препарат кожицы чешуи лука. Рассматриваем под микроскопом. Кожица листа кливии состоит из одного слоя, который образуют уплощенные клетки, плотно прилегающие друг к другу.

Находим бесцветные клетки кожицы. Рассматриваем их форму и строение. Под микроскопом мы видим, что клетки неправильной формы, светлые и почти прозрачные из-за того, что лишены хлоропластов. Это поясняется тем, что внутри клетки все пространство занято центральной вакуолью с клеточным соком. Ядро и органоиды в ней находятся около оболочки.

Находим устьичные клетки. Они расположены парами, а между ними – щель. Также мы видим хлоропласты – зеленые пластиды в цитоплазме.

Зарисовываем кожицу лука под микроскопом. Отдельно зарисовываем устьице. Подписываем рисунок.

Вывод: как и все другие органы растения, лист имеет клеточное строение. В этом мы убедились, рассматривая его через микроскоп. Сверху и снизу он покрыт полупрозрачной кожицей, клетки которой предотвращают его от высыхания и повреждений. Кожица является одним из видов покровной ткани растения. Ее клетки состоят из ядра и ядрышка, вакуоли, цитоплазмы и оболочки.

Стр. 39. Лабораторная работа.

Изучаем готовые микропрепараты среза листа. Находим клетки верхней и нижней кожицы, устьица.

Рассматриваем клетки мякоти листа. Мякоть листа состоит из клеток основной ткани, которая лежит в 2-3 слоя. Слои плотно прилегают к верхней кожице и состоят из продолговатых клеток, которые похожи на столбики. Эта часть называется столбчатой. В цитоплазме клеток мы видим много хлоропластов. Чуть ниже столбчатой ткани можно увидеть уже округлые или неправильной формы клетки, прилегающие плотно друг у другу. В них меньше хлоропластов, но они образуют губчатую ткань.

Находим на микропрепарате межклетники. Они расположены в губчатой ткани и заполнены воздухом. Их функция заключается в улучшении газообмена между окружающей средой и клетками. Также они могут накапливать продукты выделительных тканей, например, слизь или эфирные масла.

Находим проводящие пучки листа. Они образованы из сосудов, волокон и ситовидных трубок. Волокна – вытянутые клетки с толстыми клетками придают листу прочность, а сосуды выполняют транспортирующую функцию – переносят воду и растворенные в ней минеральные вещества. Ситовидные трубки состоят из живых длинных клеток с поперечными перегородками между ними, которые пронизаны узкими канальцами. По ним движутся растворы органических веществ.

Зарисовываем поперечный срез листа и делаем все необходимые подписи.

Стр. 50. Лабораторная работа.

Внутреннее строение ветки дерева

Рассматриваем ветку, находим на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Бугорки с отверстиями или чечевичек представляют собой особые образования в пробковой ткани стебля растения, которые появляются на смену устьицам, бывшим в эпидермисе. Внешне они представляют собой мелкие вытянутые в длину бугорки, которые находятся на поверхности стебелька. Нужны чечевички для того, чтобы обеспечивался газообмен между окружающей средой и внутренней атмосферой стебля.

Готовим поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассматриваем слои стебля на срезах. Мы видим такие слои: кора, камбий, древесина, сердцевина.

Иглой отделяем кору, попробуем её изогнуть, сломать, растянуть. Наружный слой коры еще называют пробкой. Луб – это сложная проводящая ткань, по которой продукты фотосинтеза транспортируются из листьев ко всем органам растения. Состоит из комплекса тканей: механической (лубяные волокна) и проводящей (ситовидные трубки и клетки-спутники), и находится во внутренней коре.

На продольном срезе рассматриваем кору, древесину, сердцевину. Испытываем каждый слой на прочность. Древесина оказалась самой прочной, потому что в ее структуру входит механическая ткань. А самый рыхлый слой – сердцевина, состоящая из крупных клеток основной ткани с тоненькими оболочками, в которой накапливаются запасы питательных веществ.

Отделяем кору от древесины, проводим пальцем по древесине. Древесина становится мягкой и влажной. Это происходит потому, что между корой и древесиной находится камбий, который состоит из узких клеток образовательной ткани с тонкими оболочками. При надавливании клетки камбия разрываются, а их содержимое вытекает наружу. С приходом весны и лета камбий активно делится, из-за чего в сторону к коре откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины поступают новые клетки древесины. Таким образом, стебель растет в толщину.

Зарисовываем поперечный и продольный срезы ветки и подписываем названия каждой части стебля.

На спиле древесного стебля находим древесину, считаем с помощью лупы число годичных колец и определяем возраст дерева: чем больше годичный колец, тем больше лет дереву.

Рассматриваем годичные кольца. Они не одинаковы по толщине. Это зависит от того, в каких условиях росло дерево. Например, в тепло время года камбий делится активнее, поэтому кольцо будет больше. Зимой этот процесс происходит медленнее, так как в это время питание дерева, влажность и количество солнечного света недостаточны. Соответственно, и кольца образуются тонкие.

Устанавливаем, какие слои древесины старше по возрасту — лежащие ближе к середине или к коре. Те слои древесины, которые расположены ближе к середине, являются старшими по возрасту. А те, которые находятся ближе к коре – молодые.

Стр. 54. Лабораторная работа.

Рассматриваем клубень картофеля. Находим основание и верхушку.

Рассматриваем глазки. Это совокупность 2 – 3 почек в углублении на поверхности клубня. Больше глазков находится на верхушке клубня. На противоположной стороне – основании – находится столон.

Делаем тонкий поперечный срез клубня. Рассматриваем его на свет. Сравниваем поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля. Как видим, они по строению схожи. Можно увидеть луб, сердцевину, древесину и пробку.

Зарисовываем поперечный срез клубня.

Капаем на срез клубня йодом. Он мгновенно стал сине-фиолетового цвета. Это произошло, потому что крахмал, который содержится в картофеле, при взаимодействии с йодом дал такую реакцию.

Клубень — это видоизменённый подземный побег, который содержит большое количество питательных веществ. У его есть почки, а его поперечный срез идентичен срезу обычного побега, у которого можно выделить луб, камбий, сердцевину и т.д.

Стр. 56. Лабораторная работа.

Рассматриваем внешнее строение луковицы. Сухие и кожистые наружные чешуи выполняют защитную функцию.

Разрезаем луковицу вдоль. Зарисовываем продольный разрез луковицы, обозначаем чешуи, донце, почки, придаточные корни.

У луковицы есть стебель – донце, от которого растут придаточные корни, образующие мочковатую корневую систему. У нее есть почки и видоизмененные листья – мясистые слои, которые являются питательными веществами. Таким образом, луковица – это видоизмененный подземный побег.

Стр. 62. Лабораторная работа.

Ход работы

Рассматриваем цветок. Находим цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

Расчленяем цветок, считаем число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

Цветок тюльпана подчинён трёхлучевой симметрии: в нём три внешних и три внутренних лепестка околоцветника, шесть тычинок, завязь образована тремя симметричными долями.

Определяем, какой околоцветник у данного цветка. У тюльпана он простой.

Определяем, какая чашечка и венчик. У данного цветка нет чашечки, а венчик свободнолепестный.

Рассматриваем строение тычинки. Находим пыльник и тычиночную нить. Рассматриваем под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.

Рассматриваем пестик. Рыльце пестика находится на завязи, столбик отсутствует. Завязь состоит из трех симметричных долей. Разрезаем завязь поперёк, рассматриваем под лупой. На рисунке обозначаем семязачатки красным цветом. Пестик и тычинки являются главными частями цветка, потому что они принимают участие в размножении растения.

Составляем формулу изученного цветка: *О3+3Т 3+3 П (3).

Стр. 66. Лабораторная работа.

^^^ Соцветия

Рассматриваем соцветия на живом и гербарном материале.

Определяем, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь рисунком 51, выясняем, как называют эти соцветия. У подорожника – простой колос, а у груши и сливы – щиток. У ландыша – кисть, так как отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках. У моркови и петрушки соцветие – сложный зонтик, у кукурузы – початок, у медуницы – завиток.

Зарисовываем схемы рассмотренных соцветий, записываем их названия и указываем, у каких растений бывают такие соцветия.

Стр. 72. Лабораторная работа.

Рассматриваем имеющиеся у нас плоды. Делим их на сочные и сухие.

Сочные плоды разделяем на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определяем их названия. Например, у персика односемянный плод (костянка).

Разделяем сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определяем их названия. Например, у капусты многосемянный плод (стручок).

Заполняем таблицу «Типы плодов»:

Названия плодов Тип плода Какие растения имеют такой плод?
Сочный или сухой Односемянный или многосемянный
Стручок Сухой Многосемянный Редис
Семянка Сухой Односемянный Подсолнечник
Ягода Сочный Многосемянный Смородина
Орех Сухой Односемянный Фундук
Костянка Сочный Односемянный Слива
Яблоко Сочный Многосемянный Яблоня
Боб Сухой Многосемянный Фасоль
Жёлудь Сухой Односемянный Дуб
Померанец Сочный Многосемянный Апельсин
Зерновка Сухой Односемянный Кукуруза

Стр. 103. Лабораторная работа.

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

Рассматриваем поперечный срез побега липы, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. По истечению этого срока у него окрасилась древесина.

Рассматриваем продольный срез этого побега. Мы знаем, что окрасилась древесина, потому что в опыте чернила стали заменой минеральных веществ, растворенных в воде, и поднимались вместе с водой по сосудам растения вверх от корня.

Читаем в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли. Вода и минеральные соли передвигаются по сосудам, которые являются типичными водопроводящими элементами для растений. По структуре они представляют собой длинные тонкостенные трубки, которые состоят из вертикального ряда коротких клеток (члеников сосудов).

Делаем выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю. В результате опыта мы выяснили, что вода и растворы минеральных веществ благодаря корневому давлению поднимаются по сосудам древесины от корня к надземным органам растения.

Стр. 173. Лабораторная работа.

^^^ Строение пшеницы (ржи, ячменя)

Рассматриваем корневую систему пшеницы. Она, как и у всех злаковых растений, мочковатая.

Рассматриваем стебель пшеницы. Его называют соломинкой. Он имеет междоузлия, которые представляют собой утончающиеся участки. Такое формирование обеспечено делением клеток стебля в каждом междоузлии. Междоузлия у пшеницы полые, узлы заполнены тканями.

Изучаем строение листа злаков. Рассматриваем основание листа — влагалище. Какое оно имеет значение для растения?

У пшеницы листья узкие, длинные и с параллельным жилкованием. Широкое основание листа, которое имеет вид трубки, называется влагалищем. Оно расположено чуть выше узла и необходимо для защиты делящихся клеток у основания междоузлия. Наличие таких участков является главным отличительным признаком злаковых растений. Рядом с местом отхождения листовой пластины от влагалища мы можем увидеть язычок, внешне напоминающий плёнчатый вырост, который служит барьером для жидкости, которая может попасть между влагалищем и стеблем растения.

Рассматриваем соцветие пшеницы – сложный колос.

Выделяем из соцветия цветок пшеницы и рассматриваем его. Находим цветковые чешуи. В каждом цветке содержится по две цветковые чешуи, три тычинки, две цветковые плёнки и один пестик с расположенными на нем мохнатыми сидячими рыльцами. Формула цветка пшеницы будет выглядеть так: ↑0(2) + 2Т3П1.

Рассматриваем плод пшеницы. Его называют зерновка. У зерновки выделяют околоплодник, эндосперм, семядолю, почечку, стебелек, корешок и зародыш.

Источник

Adblock
detector