Меню

Лабораторная работа изучение мейоза в пыльниках цветков

Лабораторная работа изучение мейоза в пыльниках цветков

Название работы: Строение половых клеток. Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений

Категория: Лабораторная работа

Предметная область: Биология и генетика

Описание: Лабораторная работа № 5 Тема: Строение половых клеток. Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений. Цель работы: выявить отличительные особенности строения половых клеток. Увидеть на препаратах процесс деления наследственного материала хромосом во время фор

Тема: Строение половых клеток. Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений.

Цель работы: выявить отличительные особенности строения половых клеток. Увидеть на препаратах процесс деления наследственного материала (хромосом) во время формирования половых клеток у растений.

Оборудование: Молодые пыльники лилий и других представителей семейства лилейных. Молодые пыльники традесканции, /фиксированные или свежие/. Микроскоп, микропрепараты «Сперматозоид человека» и «Яйцеклетка человека», предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пинцеты. Бинокулярные или штативные лупы, спиртовка, фильтровальная бумага. Краситель – ацетокармин.

Задание 1: Рассмотрите микропрепарат яйцеклетки человека под микроскопом, обратите внимание на форму и размеры клетки. Зарисуйте ее строение в тетради.

Задание 2: Найдите и подпишите на рисунке наружную клеточную мембрану, ворсинки, включения, ядро, прослойку цитоплазмы.

Задание 3: Рассмотрите микропрепарат сперматозоида человека под микроскопом, обратите внимание на форму и размеры клетки. Зарисуйте ее строение в тетради.

Задание 4: Найдите и подпишите на рисунке наружную клеточную мембрану, лизосому, центриоль, хвостовую нить, цитоплазму.

Задание 5: Сформулируйте и запишите вывод о соответствии строения половых клеток выполняемым им функциям.

Источник

Исследовательская работа

На тему: « АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА»

(по учебнику «Общая биология» А.О. Рувинского)

Работу выполнил: Гринев Денис, учящийся 10 «А» кл., шк. №8.

Я занимаюсь в классе с биологическим профилем и у меня возникли сомнения по поводу возможности осуществления лабораторного практикума по учебнику «Общая биология» А. О. Рувинского в условиях нашей школы. Поэтому, целью моей исследовательской работы является анализ лабораторных работ с позиции возможности их выполнения в условиях обычной школы.

Тема : Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования.

Цель : На основе знания устройства светового микроскопа освоить технику микроскопирования и приготовления временных микропрепаратов. Ознакомиться с правилами лабораторной работы.

Требуемое оборудование : Микроскоп на каждого учащегося.Предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с водой, вата, пинцеты, ножницы, тетрадь, альбом, Таблица: схема устройства микроскопа и его частей.

Заключение по работе : Для выполнения данной лабораторной работы все необходимое оборудование в школе имеется. В результате мы смогли осуществить поставленную задачу без дополнительных затруднений. Следовательно, работу можно провести в школьных условиях.

Тема: Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных.

Цель : На основе изучения клеток бактерий /прокариот/, растений и животных /эукариот/ показать основные отличия в строении клеток прокариот и эукариот, а также обнаружить основные черты сходства в строении клеток бактерий, животных и растений как показатель единства организации живых форм.

Требуемое оборудование : Микроскоп на каждого учащегося, предметные и покровные стекла, пипетки, настой йода, стаканы с водой, пинцеты, скальпели, водные растворы туши, готовые препараты бактерий, фуксина, метиленового синего, настой различных естественных материалов (мяса, рыбы, овощей, и др.), пленка лука или лист элодеи, эпителий кожи лягушки или другая животная ткань. Таблица строения бактериальных, растительных, животных клеток.

Читайте также:  Почему погибает цветок каланхоэ

Заключение по работе : Данную работу выполнить в школьных условиях затруднительно из-за отсутствия в лаборатории мениленового синего, эпителей кожи лягушки, готвых препаратов бактерий.

Тема : Обнаружение белков, углеводов и липидов в биологических объектах.

Цель : Доказать присутствие в биологических объектах таких важных органических веществ, как белки, углеводы, липиды.

Требуемое оборудование: Штатив с пробирками, капельница, пипетка вместимостью 1 мл, водяная баня. Раствор яичного белка, 10%-ный раствор гидроокиси натрия, 1%-ный раствор сульфата меди, нингидрин /0,5%-ный водный раствор/, азотная кислота /концентрированная/, 10%-ный раствор едкого натра.

Требуемое оборудование: Штатив с простыми пробирками, пипетки емкостью 1 мл, водяная баня, 1%-й раствор крахмала, 1%-ный раствор сахарозы, 1%-ный раствор фруктозы, 1%-ный раствор йода, растворенного в иоде калия, а-нафтол, 0,5г А-нафтола, растворенного в 50 мл спирта /перед употреблением разведенного в 5 раз водой/, тимол, 1%-ный спиртовой раствор. Серная кислота концентрированная, реактив Селиванова: 0,5г резорцина, растворенного в 100 мл 20%-ной соляной кислоты.

Тре буемое оборудование: Штатив с пробирками, водяная баня, пипетки на 1 мл, стеклянные стаканчики, стеклянные палочки, марля. Лецитин, спиртовой раствор /желток куриного яйца/, холестерин, 1%-ный хлороформный раствор, концентрированная серная кислота , ацетон.

Заключение по работе: В данной работе можно провести без особых затруднений реакцию на белки т.е. 1 часть задания. Выполнение заданий 2,3 затруднительно, так как в школьной лаборатории отсутствуют: фруктоза, резорцин, тимол, лецитин, холестерин.

Тема : Доказательства функционирования белков как биокатализаторов (ферментов).

Цель : Доказать каталитическое действие белков-ферментов, показать их высокую специфичность, а также наивысшую активность в физиологической среде.

Требуемое оборудование : Штатив с пробирками, пипетки на 1 мл, водяная баня, термостат, 1%-ный раствор крахмала, раствор сахарозы, 1%-ный раствор йода в иодиде калия, 5%-ный раствор сульфата меди, 10%-ный раствор гидроокиси натрия, 2%-ный раствор сахарозы, 0,2%-ный раствор соляной кислоты.

Заключение по работе : Данную работу можно было бы выполнить при наличии термостата, который в настоящее время отсутствует в школьной лаборатории.

Тема : Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани селезенки /печени/. Качественная реакция на ДНК.

Цель : Доказать, что в большом количестве нуклеиновые кислоты содержатся в виде соединения с белками (дезоксинуклеопротеид-ДНП), в тканях, богатых ядрами (селезенка, печень, зобная железа).

Требуемое оборудование : Штатив с пробирками, ступка с пестиком, стеклянный порошок, пипетка,кристаллизатор, мерные цилиндры на 50 и 300 мл, пипетки вместимостью 1 мл, деревянные палочки с насечками, водяная баня, марля для фильтрирования, хлорид натрия, 5%-ный раствор, содержащий 0,04% трехзамещенного нитрата натрия, 0,4%-ный раствор гидроксида натрия, дифениламиновый реактив / 1 г дифениламина растворить в 100 мл ледяной уксусной кислоты, к раствору прибавить 2,75 мл концентрированной серной кислоты/, селезенка /печень/ свежая или мороженая. РНК дрожжевая, свежеприготовленный 0,1%-ный раствор.

Заключение по работе: Данную работу можно было бы провести и доказать при наличии РНК дрожжевой, дифениламина, которых нет в нашей лаборатории.

Тема: Физиологические свойства клеточной мембраны.

Цель: Показать,что клеточная мембрана обладает избирательной проницаемостью. Наглядно продемонстрировать роль мембраны в процессе фагоцитоза и пиноцитоза, а также ознакомиться с плазмолизом клетки – процессом отделения протопласта (содержимого клетки) от клеточных стенок.

Требуемое оборудование: Микроскопы, покровные и предметные стекла, скальпели, препаровальные иглы, стаканчики для воды и растворов, фильтровальная бумага, пипетки, тушь.Культура инфузорий или культура на питательной среде, культура амеб, кусочки растения элодеи. Растворы хлористого натрия или хлористого калия, растворы хлористого кальция или хлористого магния, 2%-ный раствор альбумина, 10%-ный раствор хлорида натрия, дистиллированная вода.

  1. Возможно выполнить, если заранее выращена культура инфузорий.
  2. Невозможно выполнить работу в настоящее время из-за отсутствия культур инфузорий, раствора альбумина, растения элодеи.
Читайте также:  Как сохранить цветок навсегда как живой

Тема: Изучение морфологии и подсчет хромосом на временных препаратах из корешков кормовых бобов.

Цель: Увидеть хромосомы на приготовленных препаратах, изучить их морфологию, потренироваться в приготовлении давленых препаратов.

Требуемое оборудование: Фиксированные корешки кормовых бобов /фиксатор – смесь Лилли: этиловый 96%-ный спирт 75 мл, уксусная кислота ледяная 25 мл/, микроскопы, лезвия бритвы, фильтровальная бумага, спиртовки, препаровальные иглы, ацетокармин, 45%-ная уксусная кислота.

Заключение по работе: Из-за отсутствия корешков кормовых бобов, ацетокармина данная лабораторная работа в нашей школе не может быть выполнена.

Тема: Гигантские хромосомы в слюнных железах личинок комара хирономуса (мотыль).

Цель: Рассмотреть гигантские /политенные/ хромосомы как результат многократного увеличения тонких структур /хромонем/ без увеличения числа хромосом.

Требуемое оборудование: Микроскопы, предметные и покровные стекла, часовые стекла, препаровальные иглы, лезвие бритвы, пипетки, фильтровальная бумага, ацетокармин, 95%-ная уксусная кислота, личинки комара хирономуса.

Заключение по работе: В школьной лаборатории отсутствуют: личинки комара хирономуса, ацетокармин. В связи с этим данная лабораторная работа не может быть выполнена.

Тема: Митоз в клетках корешка лука

Цель: На самостоятельно приготовленном препарате корешка лука убедиться в наличии фаз митотического деления. Во время изучения препарата подтвердить свои знания об этом процессе.

Требуемое оборудование: Микроскопы, предметные и покровные стекла, скальпели, препаровальные иглы, спиртовка, репчатый лук, ледяная уксусная кислота, спирт, краситель (ацетокармин, ацетоорсеин, метиленовый синий или синие чернила), фильтровальная бумага.

Заключение по работе: Данную лабораторную работу можно провести в условиях школьной лаборатории, если в качестве красителя использовать только синие чернила.

Тема: Изучения мейоза в пыльниках цветковых растений.

Цель: Увидеть на препаратах процесс деления наследственного материала (хромосом) во время формирования половых клеток у растений.

Требуемое оборудование: Молодые пыльники лилий и других представителей семейства лилейных. Молодые пыльники традесканции /фиксированные или свежие/. Микроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пинцеты. Бинокулярные или штативные лупы, спиртовка, фильтровальная бумага. Краситель – ацетокармин.

Заключение по работе: Отсутствуют: краситель-ацетокармин, в результате- выполнение работы невозможно.

Тема: Сперматогенез и овогенез на препаратах. Начальные этапы дробления яйцеклетки. Строение половых клеток.

Цель: Познакомиться по препаратам со стадиями формирования половых клеток и с начальными этапами развития зародыша.

Требуемое оборудование: Готовые препараты семенника и яичника лягушки. Свежие или фиксированные сперматозоиды и яйцеклетки /икринки/ лягушки. Живые икринки гладкой шпорцевой лягушки или аксолотня, ребристого тритона на разных стадиях развития. Микроскопы, бинокуляры или штативные лупы, чашки Петри, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла, часовые стекла.

Заключение по работе: Работу лабораторную нельзя провести в школьных условиях из-за отсутствия препаратов семенника и яичника лягушки, сперматозоиды и яйцеклетки лягушки, живые икринки.

Тема: Дрозофила как объект генетических исследований. Постановка моногибридного и дигибридного скрещевания.

Цель: Заключение по работе: Ознакомиться с одним из наиболее удобных объектов генетического исследования плодовой, или уксусной, мухой Дрозофила. Изучить биологию, морфологические признаки дрозофилы. Уметь приготовить питательную среду, заложить опыты на моногибридное и дигибридное скрещевание.

Читайте также:  Как оживить герберы увядшие цветки в вазе

Требуемое оборудование: Стаканчики или широкие пробирки диаметром 4 см, высотой 10 см, ватные пробки. Эфир и морилки; плитка белого кафеля или молочно-белое стекло; бинокулярная лупа или 2-,4-,7—кратные лупы; мясорубка, кастрюля и электрическая плитка; технические весы, термостат; мензурка, пинцет или мягкая кисточка, карандаш; изюм, картофель, агар-агар, дрожжи. Линии дрозофил: 1 — нормальные, 2 — 0мутантные, 3 — мутанты по двум признакам.

Заключение по работе: Данную работу нельзя выполнить из-за отсутствия термостата, агар-агар, мухи дрозофила.

Тема: Анализ наследования в F1 моногибридного и дигибридного скрещиваний. Постановка опыта на наследование, сцепленное с полом.

Цель: Убедиться в правильности генетических законов. Приобрести навык работы с важным генетическим объектом – плодовой мушкой-дрозофилой.

Требуемое оборудование: Пробирки с мухами F1 и F2 от моногибридного и дигибридного скрещиваний; линии дрозофил: нормальные, мутанты; морилки; серный эфир, кисточки, белые плитки, лупы, стаканчики с водой.

Заключение по работе: Отсутствуют: муха дрозофила, морилки – выполнение работы невозможно.

Тема: Анализ наследования в F2 моногибридного и дигибридного скрещиваний. Анализ в F1 опытов на сцеплением с полом. Постановка опытов на сцепленное наследование.

Цель: Убедиться в правильности генетических законов. Получить навыки в проведении опытов на дрозофиле.

Требуемое оборудование: Пробирки с мухами F2 моно- и дигибридного скрещиваний; пробирки с мухами F1 скрещивания на сцепление с полом; гибриды дрозофилы; черная окраска тела, зачаточные Крылья; морилки, эфир, кисточки, белые плитки, лупы, стаканчики со средой.

Заключение по работе: Отсутствует муха дрозофила – выполнение работы невозможно.

Тема: Анализ наследования признаков в F2, сцепленных с полом.Анализ сцепленного наследования в F1. Постановка опыта на кроссинговер.

Цель: Провести анализ наследования признаков, сцепленных с полом, и анализ наследования при кроссинговере. Убедиться в првильности генетических законов.

Требуемое оборудование: Пробирки с мухами F2 скрещивания признаков, сцепленных с полом, пробирки с мухами F1 скрещивания на сцепленное наследование; дрозофилы нормальной и мутантной линий.

Заключение по работе: Отсутствует муха дрозофила – выполнение работы невозможно.

Тема: Геномные мутации. Исследование пыльцы диплоидной и тетраплоидной ржи.

Цель: Убедиться, что геномные мутации могут приводить к нарушению мейоза

Требуемое оборудование: Пыльники диплоидной и тетраплоидной ржи; микроскопы, окуляр с микрометром, предметные и покровные стекла, пинцеты, препаровальные иглы, спиртовки, фильтровальная бумага, ацетокармин.

Заключение по работе: Отсутствуют: пыльники ржи – выполнение работы невозможно.

Тема: Составление родословных и их анализ.

Цель: Ознакомиться с генеалогическим методом исследования наследственных данных путем составления генеалогической таблицы семьи.

Требуемое оборудование: Таблицы с изображением схем родословных; карандаши, линейки.

Заключение по работе: Данную работу можно выполнить без особых затруднений.

В результате проведенного исследования на возможность выполнения данных лабораторных работ я выяснил, что в настоящее время возможно выполнение в наших школьных условиях от 3 до 5 лабораторных работ из 17, что составляет 17,6%- 29,4% от всего блока. Невозможность выполнения остальных лабораторных работ объясняется прежде всего отсутствием биологического материала, технического оборудования и химических препаратов, а именно: некоторых органических веществ, красителей. Таким образом, проведение данных лабораторных работ в каждом учебном заведении будет зависить от наличия требуемого оборудования в кабинете биологии.

Источник

Adblock
detector