Меню

Композиция в сказке каменный цветок

Анализ сказки Каменный цветок Бажова

Сказка П. Бажова « Каменный цветок» — одна из серии сказок под общим названием «Малахитовая шкатулка», написанная в 1938 году.

Самобытная по стилю, с плавной, неторопливой, как дедушкин рассказ, речью, эта сказка относит читателя во времена крепостного права, когда жизнь и судьба простого человека всецело зависела от прихоти вышестоящего приказчика или барина. Бажова в этой сказке показал красоту простого, но талантливого и трудолюбивого народа. На примере нескольких ярких героев мы видим, какой силой обладают мастерство в сочетании с опытом и любовью к прекрасному.

Сам мастер своего писательского дела, автор в начале показывает с каким непониманием сталкивается истинный талант в обыденной жизни и через какие серьезные испытания приходится ему пройти, чтобы выжить. Мальчик-сирота Данила-недокормыш оказался « не год» там, где другие ребята «вьюнами извернутся», а уж в пастушках, так и чуть жизни не лишился в наказание. Жестокость нравов в те времена не щадила в первую очередь самых незащищённых.А главным грехом его была наблюдательность, увлеченность красотой, за которые и признан был «блаженным». И вовсе бы парню пропасть, если бы не угодил он в ученики к Прокопьичу, старому малахитовых дел мастеру. На примере старика показал автор, каким добрым и справедливым и даже отцовски заботливым может быть подневольный человек. Сразу разглядел он в Даниле будущего мастера. Там где обычные расторопные мальчишки получали шишки да тычки, маленький «недокормыш» принят был «за сына».

Сказка так построена по композиции, что читается очень легко. Её речь, характерная для уральских народов, как будто специально подобрана, так гармонично сочетается с сюжетом.

Как настоящий мастер, главный герой хотел в своих работах показать красоту камня. Его не устраивала работа по общепринятым меркам, не впечатляли чертежи «модных» и дорогих изделий. « Трудности много, а красоты-то и нет», говорил он о сложной чаше-цветке.Хотел Данила так сделать чашу, чтобы «полную силу камня» показать, но только всё она ему не удавалась. Так настоящий мастер, понимающий всю красоту природных творений, тянется к высшему мастерству. Не из гордости, а из желания создавать и дарить красоту людям.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Каменный цветок Бажова

Популярные сегодня темы

Антон Павлович – известный и знаменитый поэт, который умудрялся соединить противоположные положения. Сама по себе человеческая жизнь очень своеобразна и неоднозначна. В ней сочетается бренность бытия

Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ

Эта картина похожа больше на иллюстрацию к сказке, которую я не знаю. На фоне гор, камней, которые больше похожи на черепа, с засохших черных веток стоят три девушки. Три девицы! Они красивы, но совсем без улыбок.

«Он был составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь» — так характеризует Гончаров одного из главных героев романа «Обломов» Андрея Ивановича Штольца. Пожалуй, это самое емкое и лаконичное описание данного персонажа.

Большинство людей считают воспоминания о школе самыми лучшими и приятными в своей жизни. Вспоминая о тех хороших деньках люди, обычно, описывают это как абсолютно беззаботное время

Источник

Каменный цветок — краткое содержание для читательского дневника

Название произведения Каменный цветок
Автор Павел Бажов
Жанр Сказка
Год написания 1936

Главные герои

  • Данилко Недокормыш — скромный парень лет 12, ставший великим мастером
  • Прокопьич — мастер по каменному делу и учитель Данилки
  • Приказчик — человек, служивший барину
  • Хозяйка Медной горы — мифическая женщина
  • Катя — невеста Данилки

Сюжет произведения

Прокопьич – знаменитый мастер каменных дел, искусно работавший с малахитом. Не любил он учеников брать, да и бежали от него все. Однажды направил приказчик от барина скромного юношу в ученики к Прокопьичу. Не отличаясь физическим здоровьем, парень был талантлив и умён. Со временем строгий Прокопьич стал относиться к Данилке, как к сыну.

Барин давал самые сложные заказы Данило-мастеру, а парень без устали стоял у станка, создавая настоящие произведения искусства. Принялся Данилка делать чашу неподражаемой сложности и красоты по заказу барина. Не нравился ему эскиз – хотел Данилко добиться совершенства, даже женитьбу с невестой Катей откладывал.

Однажды на Змеиной горке мастер встретил Хозяйку Медной горы. Несмотря на её предостережения, юноша взглянул на каменный цветок. С тех пор потерял Данилка покой. Он безжалостно разбил своё лучшее творение и бесследно пропал.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Бажов П. “Каменный цветок” Читательский дневник, краткое содержание

Бажов П. “Каменный цветок” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Бажов Павел.

Название: «Каменный цветок».

Тема произведения: мастерство и труд.

Число страниц: 34.

Главные герои и их характеристика

  1. Данило-мастер, он же Данилко Недокормыш. Мальчик, ставший величайшим резчиком по камню. Стремится к совершенству.
  2. Прокопьич. Старый мастер. Справедливый, строгий, добрый.
  3. Приказчик. Злой, жадный, хитрый.
  4. Катя. Милая девушка, невеста Данилы.
  5. Хозяйка Медной горы. Сказочное существо, хитрое и коварное.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Данило становится мастером по камню и стремится достичь совершенства. Он побывал у Хозяйки Медной горы, видел каменный цветок и мечтает создать такой же.

Сюжет – краткое содержание

  1. Старый мастер Прокопьич берёт в ученики мальчика Данилку, который проявляет хорошие способности.
  2. Увидев работы Данилы, барин заказывает ему каменную чашу, по подготовленному чертежу.
  3. Данилё не нравится предложенный чертёж, и он ищет подходящий для чаши камень.
  4. Данило делает чашу, которую называет дурман-чаша, но в которой не видит совершенства живого цветка.
  5. Данило встречает Хозяйку Медной горы, и та провожает его в свой сад, чтобы показать каменный цветок.
  6. Данило разбивает сделанную ранее чашу и исчезает.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда мальчик Данилко увидел на столе малахитовую доску и сразу сказал Прокопьичу, что зарез на ней сделан не с той стороны. Прокопьич поругал мальчика, но сам понимал, что зарез сделан неверно, а потому оставил мальца на обучение.

План произведения для пересказа

  1. Поиски ученика.
  2. Пастух Данилко.
  3. Бабка Вихориха.
  4. Ученик Прокопьича.
  5. Первые работы.
  6. Жадность приказчика.
  7. Решение барина.
  8. Неправильный чертёж.
  9. Поиски камня.
  10. Дурман чаша.
  11. Катя и Данило.
  12. Змеиная горка.
  13. В саду Хозяйки.
  14. Исчезновение Данилы.

Главная мысль

Человек должен стремиться к совершенству, но должен и понимать, что предела совершенству нет.

Чему учит эта книга

Сказ учит трудолюбию, ответственности, стремлению достичь совершенства в своём деле. Учит не только работать, но и отдыхать. Учит не зацикливаться на одном, жить полноценной жизнью.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравился этот красивый сказ, но очень жаль Данилу. Он стал великим мастером, но слишком был поглощён своей работой. Он не видел, что в жизни есть много других интересных моментов, ради которых стоит жить. А потому и исчез, отправившись к Хозяйке Медной горы.

Новые слова и выражения

Вожгаться работать, возиться.

Оплошка ошибка, огрех.

Полысать бить наотмашь, со всей силы, хлестать.

Пословицы к произведению

Век живи век учись.

Пока талант получат, век учат.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Сделал дело гуляй смело.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Источник

Сюжетно-композиционные особенности сказов п.п.бажова

Основным местом действия почти всех сказов «Малахитовой шкатулки» является Полевской завод и его окрестности – Екатеринбург и Сысертский завод. Главное в этом цикле сказов следует видеть не в изображении каторжного труда уральских рабочих, а в его трудолюбии, как характерной черты русского народа. Вокруг имен замечательных умельцев народом создавались легенды. О зарождении таких легенд Бажов говорил так: «Если скажу, что А.А. – вот это мастер так мастер: запьет, две недели на работу не ходит, а как чугун не идет, бегут к нему – что делать? – он посмотрит с пьяных глаз на домну, да скажет: «Подбрось два короба аверинского песка да… фоминской руды, теперь ладно будет», — и печь пойдет и чугун пойдет». Талантливость в труде, необыкновенное мастерство «умельца» окружающим людям, лишенным образования, казались волшебными, чудесными. Творческий подход к труду мог проявиться, прежде всего, в таких ремеслах, где какая-то свобода творчества была бы производственной необходимостью; где работа по ее существу смыкалась бы с искусством. Такими отраслями производства на Урале были, в частности, камнерезное и гранильное дело. Именно гранильщикам и камнерезам Бажов посвятил лучшие свои сказы.

Сказы «Малахитовой шкатулки» объединены общей идеей, действующими лицами и составляют цикл, отражающий историю целой династии мастеров: «Каменный цветок» (1937), «Горный мастер» (1938), «Хрупкая веточка» (1940) и продолжение их – сказы «Теплая грань», «Хозяйкино зарукавье», отрывок «Всяк знает…».

Немногими, но весьма выразительными словами рисует писатель придавленную непосильным гнетом семью мастера Данилы: «У матери на руках долгожданная девчушка-годовушка трепещется, а радости в семье нет. Данило уже вовсе стариком глядит, старшие братья покашливают, да и на малых смотреть не весело. Бьются-бьются, а все в барский оброк уходит» («Хрупкая веточка»).

Бажов раскрывает нам процесс духовного формирования Данилы. Еще будучи мальчиком у Данилы проявились художественные наклонности, все прекрасное находило в нем отзыв, а внутренняя сосредоточенность была настолько велика, что повседневные заботы как-то не задевали его душу. Открыл в мальчике художника талантливый камнерез Прокопьич – внешне суровый, но с добрым сердцем. Все ученичество Данилы – глубоко трогательная история взаимной любви Прокопьича и его ученика. Именно камнерезное дело оказалось единственно доступной для Данилы областью искусства.

Одна из существенных сторон драматического конфликта в сказе «Каменный цветок» — противоречие между ремесленническим и творческим подходом к искусству. Данило по духовному складу своему – художник, а он принужден выполнять заказы, лишенные всякого художественного вкуса. Посылаемые барином чертежи сложны. Изображена малахитовая чаша «со всякими штуками». Данило точно выполняет барский заказ. Заводские мастера восторгаются его работой: «В аккурат-де по чертежу… Чисто сработано. Лучше не сделать…» Но мучительную неудовлетворенность испытывает Данило: «То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок. Самый что ни на есть плохонький, а глядишь на него – сердце радуется. Ну, а чаша эта кого обрадует?» «Тут прожилка пошла, а ты на ней дырки сверлишь, да цветочки режешь. На что они тут?»

Данило обладает всеми чертами, присущими каждому художнику. Это и неудовлетворенность от выполненного заказа, неудовлетворенная жажда свободного творчества. Для удовлетворения от выполненной работы, Данило не может найти образец цветка и обращается за помощью к Хозяйке. Не сразу выполнила Хозяйка его просьбу, да еще и упрекнула, что мастер «не сам придумал». У Данилы, превзошедшего и Прокопьича, и других полевских мастеров, не хватало своей выдумки, своей идеи. Он искал образец, чтобы снять копию.

Духовная драма Данилы – драма неосуществленности творческого замысла. Чутье художника подсказывает мастеру, что созданная им по дурман-цветку чаша не является произведением подлинного искусства. Данилу мучала неудовлетвореннось копированием явлений жизни, которое неизбежно становится натуралистическим, томило неосознанное и неосуществимое для него стремление к художественному обобщению, которое рождается большой мыслью и без которого нет подлинного искусства.

И дело здесь не только в его личной драме. Следует видеть главные, социальные причины творческих неудач Данилы. Горестна его преждевременная старость крепостного раба, изнемогающего под барским оброком. И если имя Данилы овеяно легендой, а рабочие назвали его почетным именем горного мастера, это подчеркивает, насколько велико уважение народа к мастерству и насколько тягостными были условия жизни крепостных рабочих. Вот и хотелось им верить, что они не совсем одни, что «там, внутри (горы) сидит ласковая, приветливая», что она может помочь.

Чего не достиг Данило, сделал его сын Митя («Хрупкая веточка»). Митя стал замечательным художником. Старый гранильщик признал: «Шибко большое дарование к этому делу. Впору мне, старику, у тебя учиться. Вовсе бы мастером стал, да еще с выдумкой». Однако не в большей талантливости и в том, что Митя имел лучшую профессиональную подготовку, следует видеть преимущества сына перед отцом. Дело прежде всего в большей активности его натуры. Митя решительно и энергично борется против посягательств на его достоинство человека и мастера. Когда самодур-барин растоптал его чудесную поделку, юноша отплатил обидчику и бежал из поселка. И в творчестве Митю характеризует активное отношение его к действительности.

С темой труда в сказах связана тема счастья. Конечно, Данило тяжко переживал творческие неудачи. Но беспокойная забота – настоящую красоту «людям показать» — наполняет большим смыслом, высокой целью, скрашивает его жизнь и труд. А это –счастье. Благородную радость доставляет Мите его труд: «Все налюбоваться не могут на Митюхину работу…Митюхе и самому любо. Ну, как – работа! Тонкость. Ежели кто понимает, конечно». Именно мастерство обещало юноше и полноту счастья. Прекрасен духовный облик горбатенького Мити. Самим противоречием между его внешностью и внутренним обликом писатель передает смысл эстетического понятия прекрасного.

Цикл сказов Бажова о мастерстве – это художественно-философское произведение. В нем поставлены или затронуты важнейшие вопросы эстетики. Писатель напоминает о том, что корни искусства в труде. Оно только тогда имеет право называться искусством, когда служит народу. Искусство родилось из труда, и само оно – труд. Без таланта нет искусства, но таланта нет без труда. Понятие прекрасного неотделимо от понятия нравственного. Прекрасное – не просто внешне красивое, — это благородное, чистое, высокое, гордое, человечное. Подлинное искусство глубоко национально.

Лучшие сказы Бажова характеризуются композиционной завершенностью. Главный сюжетный узел, центральный конфликт этих сказов, связан с трудом.

В сказе «Каменный цветок» основу развития действия составляют творческий замысел Данилы, попытки осуществить задуманное, неудовлетворенность своим произведением. Данило разбивает свою малахитовую чашу – это кульминация в развитии действия, вслед за которой наступает развязка: потрясенный юноша уходит из дома к Хозяйке горы и, как думают окружающие, пропадает навсегда. Здесь социальный конфликт переплетается с вызванным им психологическим конфликтом в сознании героя произведения.

В сказе «Горный мастер» главным действующим лицом является Катя Летемина. Основная линия развития в этом сказе как будто любовно-бытовая. Но здесь «производственные мотивы» оказывают решающее влияние на ход событий. Все считают Данилу погибшим и потому не могут понять Катю, которая, не смотря ни на что, ждет возлюбленного. Обращение к любимому делу малахитчика Данилы предельно обострило ее отношения с окружающими (женщина взялась за мужское занятие!). Но духовная общность, общность трудовых интересов не только укрепляют взаимное чувство, но и совершают «чудо», возвратив Данилу и Катю друг другу.

В «Хрупкой веточке» конфликт полностью переведен в область классовых отношений. Самодур-барин и художник-мастер сталкиваются как носители враждебных начал: паразитизма и мастерства. Кульминационным здесь является эпизод, в котором барин растоптал Митино произведение, а юноша ударил оскорбителя. Любовь к труду составляет неотъемлемую часть духовного облика Мити. Поэтому так обостренно он воспринял барскую обиду и так резко ответил на нее. В этом сказе прослеживаются принципы построения сюжета, идущие от фольклора. Резкая контрастность образов, отражающая антагонизм классовых отношений, борьба добра и зла – в социальном направлении этих понятий, торжество добра над злом, конкретизирующееся в победе работника-мастера над барином, — все это связано с фольклорными традициями. Положительные герои «Малахитовой шкатулки» не только побеждают в столкновении с враждебными силами, но часто и посрамляют своих врагов, что в высшей степени характерно для бытовой русской сказки.

Лучшим сказам Бажова присущи острые конфликты. Герои его любят и дружат, женятся и строят семейную жизнь, но лишь в редких случаях сюжет образуют перипетии личных, интимных отношений персонажей (как в сказе «Золотой Волос»). В основе композиции и сюжета, как правило, лежат социальные конфликты.

Рассмотрим, как развертывается действие в сказе «Таюткино зеркальце». Экспозиция: в начале сказа сообщается, что в медной шахте появились угрожающие признаки близкого обвала: вдруг «пошла руда со шлифом» — зеркально-гладкой поверхностью в местах излома. Здесь же содержатся другие сведения, необходимые для полного понимания исходной ситуации и последующих событий: обстоятельная характеристика суетливого и подлого надзирателя Ераски Поспешая и подробно рассказанная история «безответного» рудобоя Гани Зари.

После смерти жены и маленького сына Ганя остался с четырехлетней дочуркой Таюткой. Экспозицией убедительно мотивирована завязка: Ераско Поспешай послал в опасный забой Ганю, а тот решил на работу идти с дочкой: «Какое ее житье, коли живым не выйду».

Действие развивается так. Пока Ганя и старик Полукарпыч подготавливали забой, Таютка обнаружила огромное рудяное «зеркало Хозяйки горы» и копию его, «величиной с ладошку». Весть о благополучном завершении дела и удивительном зеркале дошла и до Ераски, и он, через голову старших начальников, желая выслужиться перед барыней, сообщил ей о диковинке. Та приехала «со своей оравой» в Полевское и осмотрела находку. Сумасбродка, несмотря на предостережения, требует, чтобы зеркало было доставлено на ее дачу «Раззор».

Кульминация: барыня выкрикивает: «Хочу…потому как я хозяйка этой горы!» Это во владениях-то волшебной Хозяйки Медной горы!

Развязка наступает незамедлительно: «Из зеркала рудой плюнуло». Барыню ушибло. Был наказан за хвастливость и ее любовник. Ераске ноги отшибло, да так, что он «больше не поспешал и народ зря не полошил». А маленькое зеркальце осталось Таютке на утеху как подарок Хозяйки горы.

Композиция и сюжет сказа в данном случае наглядно служат выражению его идейного содержания и выявляют общественную позицию автора. Весьма ясно также использование фольклорных принципов построения сюжета. Характерна развязка: враги положительных героев наказаны и посрамлены.

✅ Сказки на ночь. МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА. Аудиосказки для детей с картинками

Источник

Читайте также:  Цветок для мамочки рисование в первой младшей группе
Adblock
detector