Меню

Каменный цветок судьба данилы мастера

Данила-мастер

История персонажа

Сказы Павла Бажова таят в себе национальный колорит, описания простых русских людей и сочетают действительность с фантастическим началом. В сочинении «Каменный цветок» главным героем стал мастер-ремесленник по имени Данила. О приключениях мужчины автор и ведет речь в произведении.

История создания персонажа

У персонажа Данилы-мастера существовал прототип. Им оказался Данила Зверев, виртуозно работавший с камнем. Конечно, мужчина не работал с малахитом, считающимся самоцветом, да и Хозяйка Медной горы не сводила с ним знакомства. Но этот человек познакомил писателя с таинственным миром натуральных камней.

Описывая героя-ремесленника, Бажов сочетает в его образе сразу несколько характеристик. Мастером считается человек, обладающий большим багажом знаний и умений. Работавшие на уральских заводах специалисты переняли мастерство у зарубежных коллег.

Будучи тружениками, они вызывали глубокое уважение. Без перерыва работавший Данила демонстрировал качество, типичное для работников этой области. Перфекционист, он старался создать запоминающееся творение. Связь с язычеством на Руси – еще один нюанс, на который обращает внимание автор сказки. Чтобы узнать великую тайну, Данила отправляется к мифической Хозяйке Медной горы, а не к божественному провидению.

Писатель Павел Бажов

Книга сочинений Павла Бажова объединяет истории простых работяг Урала, учившихся чувствовать «душу» камня и очищать ее от оков грубого материала, создавая уникальные вещи. Автор упоминает о тяжести такого труда, о том, как нелегко проходит жизнь простых железодобытчиков и тех, кто ваяет из бездушного камня неповторимые произведения искусства.

Любопытно, что наравне с вымышленными персонажами и героями, чьи образы сочинены по подобию знакомых писателю мастеров, в сюжете присутствуют и личности, чьи имена были известны читателям. Отдельная роль отведена Иванко Крылатко, под именем которого описан Иван Вушуев, знаменитый камнерез.

Образ в сказках

Сказка «Каменный цветок», изданная в 1938 году, создавалась с оглядкой на уральский фольклор. Сказы местных жителей дополнили сочинения Бажова традиционным колоритом. Наряду с фантастическими деталями автор делает акцент и на драматической подоплеке сюжета. Мечта и реальность, искусство и быт сталкиваются в произведении.

Биография главного героя описана подробно и становится основой сюжетной линии. Данилу с детства звали «недокормышем». Худенький мальчик отличался от сверстников мечтательностью и задумчивостью. Он был наблюдателен. Взрослые, поняв, что тяжелая работа ему не по плечу, отправили Данилушку смотреть за коровами. Это задание оказалось сложным, потому что мальчик часто засматривался на окружающие его предметы, увлекался насекомыми, растениями и всем, что попадалось на глаза.

Данила-мастер и Катя

Привычка приглядываться к деталям оказалась полезной, когда Данилу отдали на обучение к мастеру Прокопьичу. Подросток обладал удивительным чувством прекрасного, пригодившимся в профессии. Он знал, как лучше работать с камнем и видел недостатки изделия и преимущества материала. Когда Данила вырос, его вкус, стиль работы и талант стали притчей во языцех. Терпение и отдача, с которыми ваял мастер, очень ценились окружающими и стали причиной появления его незаурядных изделий.

Несмотря на похвалы, Данила стремился к большему. Он мечтал показать людям истинную мощь камня. Юноша вспомнил сказки, которые слышал от ведуньи. Они гласили о каменном цветке, раскрывающем суть прекрасного и приносящем несчастье. Чтобы раздобыть невиданное чудо, Данила отправился на поклон к Хозяйке Медной горы. Он пошла навстречу мастеру и предъявила чудесный цветок. Сознание Данилы затуманилось, он потерял голову. Мастер бросил невесту Катю и сгинул без вести. Ходили слухи, что он пошел в услужение к Хозяйке Медной горы.

Данила-мастер и Хозяйка Медной горы

Последующая жизнь Данилы описана автором в произведениях «Горный мастер» и «Хрупкая веточка». Эти сказки были изданы в сборнике под названием «Малахитовая шкатулка». Главной задачей Бажова стала идея показать муки поисков истины и гармонии в творческом деле, жажду постижения прекрасного.

Источник

«Каменный цветок». Судьба Данилы-мастера

Урок 51. Русская литература 5 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока ««Каменный цветок». Судьба Данилы-мастера»

· Познакомимся со сказом Бажова «Каменный цветок».

· Порассуждаем о настоящем искусстве.

· Поговорим о судьбе художника на примере Данилы-мастера.

Но сначала мы станем свидетелями рождения шедевра! Ведь Миша решил увековечить своего любимого кота. Акварель, бумага, мольберт – все как у настоящих художников!

Но вот с шедевром, кажется, что-то не задалось: рисунок вышел каким-то нелепым…

– Ну что, не выходит у Данилы каменный цветок? – спросил дедушка приунывшего Мишу.

– Да при чём тут цветок, – отмахнулся Миша. – И какой Данила? Кот у меня не получается! Кот!

– Это просто поговорка, – пояснил дедушка, – и пошла она от сказа Бажова «Каменный цветок». В этом сказе рассказывается история мастера Данилы. А попутно писатель поднимает важные вопросы о творчестве и судьбе творческого человека.

Можно сказать, что в этом сказе Бажов прослеживает всю историю художника!

Например, мы видим, что дар художника Данилушко получает с детства. Ведь с самого начала он отличается от других ребят.

В барском доме мальчик любуется на картины. А когда его ставят пастушком – постоянно заглядывается на обычные, казалось бы, вещи. И открывает в них что-то необычное.

Посмотрим на этот разговор Данилы и старого пастуха:

«О чём хоть думка-то у тебя?

– Я и сам, дедко, не знаю. Так. ни о чём. Засмотрелся маленько. Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у ней жёлтенько выглядывает, а листок широконький. По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а серёдка зелёная-презелёная, ровно её сейчас выкрасили. А букашка-то и ползёт».

Читайте также:  Памятник цветок жизни пусть всегда будет солнце

Посмотрите, как любуется Данилушко красками и формами. Это глаз художника.

Впервые по-настоящему «глазок» мальчика проявляется у мастера Прокопьича, когда Данилушко видит узор лучше самого мастера. И вот здесь Прокопьич сразу понимает, что у мальчика талант – мастер даже восклицает: «Ну и глазок!»

А как быстро Данила перенимает мастерство! Приказчик доволен, а вот Прокопьич поражён: он ведь и не начинал учить всерьёз:

«– Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя ещё и вовсе не учил.

– Сам же, – говорит Данилушко, – показывал да рассказывал, а я примечал.

У Прокопьича даже слезы закапали, – до того ему это по сердцу пришлось.

– Сыночек, – говорит, – милый, Данилушко. Что ещё знаю, всё тебе открою. Не потаю. »

Какие же выводы автор нам предлагает уже здесь?

· Настоящий талант часто заложен в человеке с детства и проявляется очень рано.

· Но такой человек не может заниматься ничем, кроме своего предназначения – потому что душа у него лежит только к одному.

· И часто бывает так, что в человеке не могут рассмотреть его предназначение, и он оказывается не на своём месте. Тогда талант может погибнуть.

Даниле повезло: он попал к Прокопьичу и быстро стал настоящим мастером. Но дело в том, что он наделён не только мастерством, но и умением видеть красоту.

Для сложной работы требуется только твёрдая рука да верный глаз. А вот что нужно для красоты? Ведь получается, что сложность поделки и красота – не одно и то же.

Здесь Данила вступает на опасный путь. Ведь в каждом настоящем творце живёт страсть к совершенству, к достижению настоящей красоты.

У Данилы есть своя страсть: он хочет раскрыть перед людьми истинную красоту камня, с которым работает.

И эти строки замечательно описывают творческие муки художника.

«С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Данилушко остановится где на покосе либо на полянке в лесу и стоит, смотрит. А то опять ходит по покосам да разглядывает траву-то, как ищет что. … Спрашивают Данилушку – не потерял ли чего? Он улыбнётся этак невесело, да и скажет:

– Потерять не потерял, а найти не могу».

Но почему Данила ходит по лесам и полям?

Да потому что истинную красоту он видит именно в природе. И считает, что только образ природы поможет раскрыть силу камня. Поэтому он выбирает образцом для своей чаши дурман-цветок.

Но остальным мастерам Данилу не понять. Они любуются тем, как аккуратно и точно сделана чаша по барскому чертежу.

Посмотрим на то, как Данила и другие мастера подходят к своему труду:

«А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка прошла, а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что они тут? Порча ведь это камня. А камень-то какой! Первый камень! Понимаете, первый!

Мастера и говорят Данилушке, что ему Прокопьич не раз говаривал:

– Камень – камень и есть. Что с ним сделаешь? Наше дело такое – точить да резать».

Для мастеров их поделки – работа, а для Данилы – творчество. Они ремесленники, а он – художник.

А художник как раз и отличается от ремесленника тем, что ему хочется сотворить что-нибудь новое, невиданное и прекрасное.

И потому художника обычно не понимают – как мы видим это в сказе.

Только старый мастер способен понять, по какому пути идёт Данила. Старичок рассказывает о каменном цветке и предупреждает: не ходи по этой дорожке, кто увидел цветок – попадает к Хозяйке в горные мастера…

Помните, что отвечает Данила-мастер? «Я бы поглядел».

Здесь сразу виден настоящий художник – ведь у него нет ничего ценнее его творчества и его идеи. Чтобы увидеть настоящую красоту, он готов пойти куда угодно и пожертвовать чем угодно.

С этого момента встреча Данилы и Хозяйки становится уже неизбежной. И вот они встречаются…

И Малахитница внезапно начинает отговаривать Данилу-мастера от уже принятого решения. Она вспоминает Прокопьича и Катю, невесту Данилы… Но тот уже решился: ему слишком хочется постичь красоту.

«– А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.

– Нет, – отвечает, – не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

– Показать-то, – говорит, – просто, да потом жалеть будешь.

– Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются».

Эту таинственную фразу нужно запомнить получше. Вот Хозяйка приводит Данилу в своё царство и показывает цветы из малахита – сделанные так, будто они живые.

Данила наконец постигает настоящую красоту… и просто не может жить среди людей. Вот о чем говорила Хозяйка.

Тут еще и Прокопьич невольно подливает масла в огонь. Помните, как он мельком говорит, что чашу пора сдавать – лучше ее уже не сделать.

Но Данила только что видел то, что гораздо лучше!

И мысль, что он не сможет сделать так же, не сможет достичь совершенства, ему невыносима. Потому он и разбивает свою чашу – несовершенное произведение искусства. Потому и уходит.

На самом деле, часто действительно бывает так, что художник, который осознал красоту, не может жить среди людей, в несовершенном мире.

Данила идёт за своим призванием до конца. Он попадает в горные мастера к Хозяйке и теперь сам сможет творить из камня живые произведения, показывающие настоящую красоту.

Читайте также:  Проверочная работа по теме цветок 6 класс пономарева

Но тогда нужно невольно спросить себя – а может ли человек вообще достичь такого совершенства?

И здесь нам поможет одна из фраз Хозяйки.

«– Ну, Данило-мастер, поглядел? – спрашивает Хозяйка.

– Не найдёшь, – отвечает Данилушко, – камня, чтобы так-то сделать.

– Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу».

Получается, что Данила всё же мог придумать что-то подобное? И даже, может быть, воплотить? И высшие силы, то есть Хозяйка, помогли бы ему в этом…

Но Данила слишком нетерпелив, чтобы идти по этому пути. Помните, как он поторопился и сделал три чаши одну за другой? Здесь то же самое. Ему не терпится сразу узнать красоту, совершенство. Он не хочет идти к ней медленно, на ощупь – потому что кто там знает, а вдруг он не дойдёт?

Получается, что Бажов пытается сказать нам: художник может достичь совершенства сам, постепенно, собственным упорным трудом.

– Так… – сказал Миша, скептически посматривая на свой рисунок. – Надо бы перерисовать. А потом ещё раз. И ещё раз. И поучиться, что ли. Когда-нибудь да получится лучше, хотя, конечно, мне будет хотеться сделать ещё и ещё лучше!

– И в этом весь смысл творчества, – согласился дедушка.

– Очень глубокий сказ, – задумчиво продолжил Миша. – Только вот теперь мне так жаль их всех: и Данилу, и его невесту Катю, и старого Прокопьича… Неужели они никогда не увидятся, и Данила-мастер навсегда останется в горе?

– А это уже история для другого сказа, – улыбнулся дедушка. – Ведь есть и продолжение, которое называется «Горный мастер». Оказывается, не так-то просто забыть тех, кто тебе дорог, даже во имя искусства… Но об этом ты прочитаешь сам, если захочешь.

Источник

«Каменный цветок». Судьба Данилы-мастера

Урок 51. Русская литература 5 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока ««Каменный цветок». Судьба Данилы-мастера»

· Познакомимся со сказом Бажова «Каменный цветок».

· Порассуждаем о настоящем искусстве.

· Поговорим о судьбе художника на примере Данилы-мастера.

Но сначала мы станем свидетелями рождения шедевра! Ведь Миша решил увековечить своего любимого кота. Акварель, бумага, мольберт – все как у настоящих художников!

Но вот с шедевром, кажется, что-то не задалось: рисунок вышел каким-то нелепым…

– Ну что, не выходит у Данилы каменный цветок? – спросил дедушка приунывшего Мишу.

– Да при чём тут цветок, – отмахнулся Миша. – И какой Данила? Кот у меня не получается! Кот!

– Это просто поговорка, – пояснил дедушка, – и пошла она от сказа Бажова «Каменный цветок». В этом сказе рассказывается история мастера Данилы. А попутно писатель поднимает важные вопросы о творчестве и судьбе творческого человека.

Можно сказать, что в этом сказе Бажов прослеживает всю историю художника!

Например, мы видим, что дар художника Данилушко получает с детства. Ведь с самого начала он отличается от других ребят.

В барском доме мальчик любуется на картины. А когда его ставят пастушком – постоянно заглядывается на обычные, казалось бы, вещи. И открывает в них что-то необычное.

Посмотрим на этот разговор Данилы и старого пастуха:

«О чём хоть думка-то у тебя?

– Я и сам, дедко, не знаю. Так. ни о чём. Засмотрелся маленько. Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у ней жёлтенько выглядывает, а листок широконький. По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а серёдка зелёная-презелёная, ровно её сейчас выкрасили. А букашка-то и ползёт».

Посмотрите, как любуется Данилушко красками и формами. Это глаз художника.

Впервые по-настоящему «глазок» мальчика проявляется у мастера Прокопьича, когда Данилушко видит узор лучше самого мастера. И вот здесь Прокопьич сразу понимает, что у мальчика талант – мастер даже восклицает: «Ну и глазок!»

А как быстро Данила перенимает мастерство! Приказчик доволен, а вот Прокопьич поражён: он ведь и не начинал учить всерьёз:

«– Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя ещё и вовсе не учил.

– Сам же, – говорит Данилушко, – показывал да рассказывал, а я примечал.

У Прокопьича даже слезы закапали, – до того ему это по сердцу пришлось.

– Сыночек, – говорит, – милый, Данилушко. Что ещё знаю, всё тебе открою. Не потаю. »

Какие же выводы автор нам предлагает уже здесь?

· Настоящий талант часто заложен в человеке с детства и проявляется очень рано.

· Но такой человек не может заниматься ничем, кроме своего предназначения – потому что душа у него лежит только к одному.

· И часто бывает так, что в человеке не могут рассмотреть его предназначение, и он оказывается не на своём месте. Тогда талант может погибнуть.

Даниле повезло: он попал к Прокопьичу и быстро стал настоящим мастером. Но дело в том, что он наделён не только мастерством, но и умением видеть красоту.

Для сложной работы требуется только твёрдая рука да верный глаз. А вот что нужно для красоты? Ведь получается, что сложность поделки и красота – не одно и то же.

Здесь Данила вступает на опасный путь. Ведь в каждом настоящем творце живёт страсть к совершенству, к достижению настоящей красоты.

У Данилы есть своя страсть: он хочет раскрыть перед людьми истинную красоту камня, с которым работает.

Читайте также:  Почему вянут цветы у орхидеи во время цветения

И эти строки замечательно описывают творческие муки художника.

«С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Данилушко остановится где на покосе либо на полянке в лесу и стоит, смотрит. А то опять ходит по покосам да разглядывает траву-то, как ищет что. … Спрашивают Данилушку – не потерял ли чего? Он улыбнётся этак невесело, да и скажет:

– Потерять не потерял, а найти не могу».

Но почему Данила ходит по лесам и полям?

Да потому что истинную красоту он видит именно в природе. И считает, что только образ природы поможет раскрыть силу камня. Поэтому он выбирает образцом для своей чаши дурман-цветок.

Но остальным мастерам Данилу не понять. Они любуются тем, как аккуратно и точно сделана чаша по барскому чертежу.

Посмотрим на то, как Данила и другие мастера подходят к своему труду:

«А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка прошла, а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что они тут? Порча ведь это камня. А камень-то какой! Первый камень! Понимаете, первый!

Мастера и говорят Данилушке, что ему Прокопьич не раз говаривал:

– Камень – камень и есть. Что с ним сделаешь? Наше дело такое – точить да резать».

Для мастеров их поделки – работа, а для Данилы – творчество. Они ремесленники, а он – художник.

А художник как раз и отличается от ремесленника тем, что ему хочется сотворить что-нибудь новое, невиданное и прекрасное.

И потому художника обычно не понимают – как мы видим это в сказе.

Только старый мастер способен понять, по какому пути идёт Данила. Старичок рассказывает о каменном цветке и предупреждает: не ходи по этой дорожке, кто увидел цветок – попадает к Хозяйке в горные мастера…

Помните, что отвечает Данила-мастер? «Я бы поглядел».

Здесь сразу виден настоящий художник – ведь у него нет ничего ценнее его творчества и его идеи. Чтобы увидеть настоящую красоту, он готов пойти куда угодно и пожертвовать чем угодно.

С этого момента встреча Данилы и Хозяйки становится уже неизбежной. И вот они встречаются…

И Малахитница внезапно начинает отговаривать Данилу-мастера от уже принятого решения. Она вспоминает Прокопьича и Катю, невесту Данилы… Но тот уже решился: ему слишком хочется постичь красоту.

«– А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.

– Нет, – отвечает, – не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

– Показать-то, – говорит, – просто, да потом жалеть будешь.

– Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются».

Эту таинственную фразу нужно запомнить получше. Вот Хозяйка приводит Данилу в своё царство и показывает цветы из малахита – сделанные так, будто они живые.

Данила наконец постигает настоящую красоту… и просто не может жить среди людей. Вот о чем говорила Хозяйка.

Тут еще и Прокопьич невольно подливает масла в огонь. Помните, как он мельком говорит, что чашу пора сдавать – лучше ее уже не сделать.

Но Данила только что видел то, что гораздо лучше!

И мысль, что он не сможет сделать так же, не сможет достичь совершенства, ему невыносима. Потому он и разбивает свою чашу – несовершенное произведение искусства. Потому и уходит.

На самом деле, часто действительно бывает так, что художник, который осознал красоту, не может жить среди людей, в несовершенном мире.

Данила идёт за своим призванием до конца. Он попадает в горные мастера к Хозяйке и теперь сам сможет творить из камня живые произведения, показывающие настоящую красоту.

Но тогда нужно невольно спросить себя – а может ли человек вообще достичь такого совершенства?

И здесь нам поможет одна из фраз Хозяйки.

«– Ну, Данило-мастер, поглядел? – спрашивает Хозяйка.

– Не найдёшь, – отвечает Данилушко, – камня, чтобы так-то сделать.

– Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу».

Получается, что Данила всё же мог придумать что-то подобное? И даже, может быть, воплотить? И высшие силы, то есть Хозяйка, помогли бы ему в этом…

Но Данила слишком нетерпелив, чтобы идти по этому пути. Помните, как он поторопился и сделал три чаши одну за другой? Здесь то же самое. Ему не терпится сразу узнать красоту, совершенство. Он не хочет идти к ней медленно, на ощупь – потому что кто там знает, а вдруг он не дойдёт?

Получается, что Бажов пытается сказать нам: художник может достичь совершенства сам, постепенно, собственным упорным трудом.

– Так… – сказал Миша, скептически посматривая на свой рисунок. – Надо бы перерисовать. А потом ещё раз. И ещё раз. И поучиться, что ли. Когда-нибудь да получится лучше, хотя, конечно, мне будет хотеться сделать ещё и ещё лучше!

– И в этом весь смысл творчества, – согласился дедушка.

– Очень глубокий сказ, – задумчиво продолжил Миша. – Только вот теперь мне так жаль их всех: и Данилу, и его невесту Катю, и старого Прокопьича… Неужели они никогда не увидятся, и Данила-мастер навсегда останется в горе?

– А это уже история для другого сказа, – улыбнулся дедушка. – Ведь есть и продолжение, которое называется «Горный мастер». Оказывается, не так-то просто забыть тех, кто тебе дорог, даже во имя искусства… Но об этом ты прочитаешь сам, если захочешь.

Источник

Adblock
detector