Меню

Какие душевные качества проявили ребята помогая неизвестному цветку

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Чтобы жить и светиться, надо много трудиться.

Тема. А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Чтобы жить и светиться, надо много трудиться.

Понять скрытый смысл сказки.

Развивать навыки критического мышления и анализа текста.

Познакомить с историей написания сказки.

Дать представление о сказке- были.

Найти ключевые эпизоды и фразы, раскрывающие характер героев.

На прошлом уроке, ребята, вы знакомились с поэзией 19 века, открывали для себя творчество Я.Полонского, Е.Баратынского, А.Толстого. Сегодня

мы поговорим о «поэзии сердца» замечательного писателя. А какого именно, вы должны догадаться сами. Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения. Вы внимательно его послушаете, а потом скажите, из какого произведения взят отрывок, кто является автором. Слайд 1

Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки. Он показал его отцу и сказал ему:

— А отчего другие злые были — и лопух был злой, и пень-голова, и водяные люди, а этот добрый человечек?

Отец погладил светлые волосы сына и ответил ему:

— Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый.

— Давай все трудом работать, и все живые будут.

— Давай, сынок, — согласился отец. — Давай, добрый Кит.

Отец, вспоминая Никиту на войне, всегда называл его про себя «добрый Кит». Отец знал, что Никита родился у него добрым и останется добрым на весь свой долгий век.

-Сегодня мы поговорим о «поэзии сердца» замечательного писателя

А.П. Платонова и о его произведении «Неизвестный цветок», попытаемся ответить на вопрос: «Какую мудрость передаёт нам автор в своём произведении?»

— Давайте поставим перед собой цели, которые вам необходимо будет достичь к концу урока.

Вспомнить биографию А.П. Платонова, узнать новые факты.

Прочитать произведение Платонова.

Определить основную идею произведения. Слайд 4

— Сейчас вы самостоятельно прочитаете краткую биографию Платонова и поработаете с текстом, используя приём «Инсерт».

Он заключается в маркировке текста специальными символами: «+» — «узнал новое» «V» — «уже знал» «-» — «думал иначе» «?» — «есть вопросы».

— Какая информация для вас была известна?

— Была ли информация, которая противоречила вашим знаниям?

— Какие вопросы у вас остались?

Биография (после обсуждения с детьми).

– Актуализация знаний по термину «псевдоним».

История создания Слайды 10-11.

— Вообразите себе, что перед вами появился этот немолодой человек с приятным лицом. Слайду 8

Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».

Читайте также:  Цветок при рождении ребенка

— Давайте откроем учебники (стр.45) и прочитаем название произведения А.П.Платонова, которое мы с вами сегодня будем читать и разбирать.

— Подумайте, о чём может быть произведение с таким названием?

— Каким вы представили цветок? Выскажите свои предположения.

— На стр. 47 учебника есть иллюстрация к произведению. Давайте предположим, о каких событиях пойдёт повествование.

— Как вы думаете, может это произведение быть сказкой? Что такое сказка?

— Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль» (сказка – вымышленные события, быль – действительно произошедшие?

— Почему автор объединил несовместимые жанры? Давайте прочитаем произведение и ответим на этот вопрос.

1.Как появился цветок на пустыре?

2.Чем питался цветок, выросший в бесплодной почве?

3.Почему листья цветка были разноцветными?

4.Как выглядел венчик цветка?

5.Как Даша оказалась на пустыре?

6.Отчего цветок не похож на других?

8. Как поживал цветок после зимы?

Перед чтением произведения мы поставили задачу ответить на вопрос

Почему автор объединил несовместимые жанры?

Давайте попробуем дать ответ.

Итак, жанр произведения выбран не случайно: именно сказка учит своего читателя добру и состраданию чужому горю, не должно быть сирот на свете.
Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком — тружеником. Его друзья — лучики солнца и ветер. Но вот в жизни цветка появляется еще один друг

— Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? (Встреча Даши и цветка). — Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Ответ найдите в тексте. Ей было грустно. (Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат). — Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? (Девочка оценила трудолюбие цветка. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят). — Что же сделали ребята для цветка, как помогли они ему? Докажите текстом.

— Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? (Они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде»).

— Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки).

— Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? (Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота).

– Отчего девочке, увидевшей пустырь, заросший травами и цветами, все-таки стало грустно? («…нету прежнего цветка»).

— Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте.

— В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? (А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни).

Читайте также:  Цветок у семейства сложноцветных правильный или неправильный

— Почему цветок автор сравнивает с героем?

— Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? («Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций)

— Можно сказать, что девочка спасла цветок от одиночества? А цветок чем ей отплатил? (Слайд №12).

— Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей? (Чтобы выжить и быть счастливым, надо много трудиться. Помоги ближнему, и он тебя отблагодарит, подарит радость). (Слайды №13-15)

-Это поучительная история о том, как «меж камней и глины» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был ещё лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни.

В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось.

Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко.

Если прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа, ждущего помощи.

Я уверена: каждый из вас сегодня обязательно задумается, что может

сделать, чтобы вокруг стало меньше «неоткрытых» зовущих голосов.

Ребята предлагаю составить синквейн (1вариант – о цветке, 2 вариант – о Даше)

Примеры синквейнов, составленных ребятами:

Днём цветок сторожил ветер, а ночью – росу.

Добрая душа – хороший результат.

— Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы их? А какие действия и знания вам помогли достигнуть цели?

Вспомнить биографию А.П. Платонова, узнать новые факты.

Прочитать произведение Платонова.

Определить основную идею произведения.

— Я думаю, что вам захочется вернуться к этому автору, который видел, как тревожно, неспокойно живётся людям в этом мире и хотел добавить в него доброту, милосердие, сострадание.

1.Прочитать рассказ Платонова «Цветок на земле».

2.Пересказать сказку-быль от лица Даши или цветка.

1.Подумать, какие слова нашла Даша, чтобы привести пионеров на пустырь, записать их.

2.Написать мини — сочинение «О чём меня заставила задуматься сказка-быль?»

Источник

Презентация к уроку внеклассного чтения «Ни накого не похожие» герои А.П.Платонова в сказке- были «Неизвестный цветок»

В презентации представлены факты из жизни писателя, история создания рассказа и материал для работы над рассказом «Неизвестный цветок»

Читайте также:  Земляника лесная формула цветка диаграмма цветка

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку внеклассного чтения «Ни накого не похожие» герои А.П.Платонова в сказке- были «Неизвестный цветок»»

Урок литературы в 6 классе

• некоторые факты из жизни А. Платонова;

• содержание сказки-были «Неизвестный цветок».

• сравнивать и анализировать, делать выводы;

• находить ключевые эпизоды и фразы, которые

помогают понять поступки и характер героев;

• высказывать свое мнение по прочитанному;

• понять, что хотел сказать автор читателям;

• найти свой смысл в сказке-были.

Годы жизни А. Платонова — 1897 – 1951 гг.

Писатель родился в предместье Воронежа?

Настоящая фамилия Платонова – Климентов?

От отца Платонов унаследовал любовь к технике и всякой «потной» работе, от матери –

понимание души русского православного человека.

Платонов учился в медицинском институте?

Во время Великой Отечественной войны А. Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда»

В последние годы занимался переложением русских народных сказок?

Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана в 1948 г.

Что нам нужно знать и уметь, чтобы разгадать тайну, скрытую в сказке А.Платонова “Неизвестный цветок”?

О чем нам говорит жанр произведения?

мучиться, испытывать тягость от чего-либо.

пересиливать, например боль.

грызть, тщательно объедать.

слабо светящийся колеблющимся светом.

  • В каком месте жил цветок?
  • Как жилось цветку на пустыре?

  • Что было важным для цветка?

— Цветку было очень важно во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него был такой слабый стебелек;

— ему были просто необходимы положительные эмоции, поэтому он стремился хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.

  • С каким мнением согласитесь вы и почему? Докажите.

  • Каким был цветок, опишите его?
  • Чем цветок из сказки А. Платонова не похож на все остальные цветы?
  • Найдите в тексте слова, которыми автор называет запах распустившегося цветка .
  • Чем является благоухание для цветка?

  • В какой момент мы знакомимся с Дашей?
  • О чем она грустит?
  • Как это ее характеризует?

  • Почему Даша вспомнила о сказке, которую рассказывала ей мама?
  • Как это характеризует девочку?

  • Почему именно Даше поведал о своей жизни цветок?

  • Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?

  • Как поступили пионеры, узнав о цветке.
  • Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?

  • Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной?

  • Как изменилась жизнь на пустыре через год?
  • Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь? (Найдите в тексте)

  • Какова же судьба цветка? Погиб ли он?
  • Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?

  • Писатель не случайно «вырастил» сына цветка в прежних, трудных условиях.
  • Зачем он это сделал? Как вы думаете?
  • Что унаследовал сын от своего отца? Что в нем изменилось? (Найдите в тексте)

Источник

Adblock
detector