Меню

Как земля отблагодарила ребят в рассказе неизвестный цветок

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

четверг, 20 января 2022 г.

А. Платонов «Неизвестный цветок», ответы на вопросы учебника, 6 класс

Ответы на вопросы учебника «Литература» 6 класс, 2 часть, Коровина, страницы 49-50

Андрей Платонов «Неизвестный цветок»

1. Платонов назвал своё произведение сказкой-былью. Что в нём сказочного и что реального? Приведите примеры. Что делал цветок, чтобы не жить печально? Как объяснял цветок свою непохожесть на других?

Сказочное: описание цветка, его жизни, борьбы, его разговор с девочкой Дашей.

Реальное: описание размножения цветков, их развития; описание жизни Даши, помощь пионеров цветку.

Чтобы не жить печально, цветок дремал.

Цветок объяснял свою непохожесть словом «мне трудно«. Автор объяснял эту несхожесть так: «Это случилась оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами«.

2. Почему Дашу заинтересовал маленький цветок? Как и в чём раскрывается характер Даши?

Девочку заинтересовало то, что она нигде не видела такого цветка, ни в поле, ни в лесу, ни в книге, ни в ботаническом саду.

Характер девочки раскрывается в её стремлении помочь цветку.

Даша пожалела несчастный цветок и даже поцеловала его. Потом она привела ребят из лагеря и пионеры удобрили землю, чтобы цветок больше никогда не знал голода и жажды.

3. Как автор относится к цветку и к девочке?

Автор любит цветок и гордится его стойкостью, несгибаемостью, волей к жизни.

Автор любит Дашу, потому что это добрая и отзывчивая девочка, которая стремится помогать другим.

На удобренном пустыре выросли красивые, но самые обычные цветы. И только меж двух камней вырос цветок, такой же как его отец.

Этот цветок точно также рос в трудностях, а потому был не похож на другие, был самым прекрасным.

Смысл этой концовки в том, что трудности закаляют характер, делают нас сильнее и красивее. Делают нас уникальными. Но только если их преодолевать, если не отступать и не сдаваться.

5. Почему не похожи на других герои Платонова? Почему им трудно жить?

Героям Платонова приходится бороться за жизнь, они ищут своё место в мире, страдают, но становятся сильнее. В чём-то судьба героев похожа на судьбу самого писателя, которому в жизни приходилось очень нелегко.

Герои Платонова уникальны, они видят мир иначе, и их мировоззрение формируют трудности, которые им приходится преодолевать. Автор специально делает жизнь героев трудной, чтобы превратить их в особенных.

Подготовьте отзыв на одно из прочитанных произведений Платонова.

Отзыв на сказку-быль «Неизвестный цветок» для 6 класса.

Рассказ «Неизвестный цветок» был написан Андреем Платоновым в 1950 году.

Его главными героями оказываются цветок, названный неизвестным, и девочка Даша. Цветок вырос на каменистом пустыре, где не было земли и воды, а потому его листья приобрели самые разные цвета, он стал необычным. Ведь цветку приходилось постоянно бороться за свою жизнь и эта борьба закалила его, сделала иным.

Девочка Даша пожалела цветок, которому выпало столько горя, и вместе с друзьями удобрила землю. И на следующий год пустырь зацвёл. Но все цветы на нём оказались обычными. Только один цветок вырос среди камней и оказался таким же как тот самый неизвестный цветок.

Главная мысль рассказа в том, что трудности и их преодоление делают нас сильными и уникальными личностями.

Мне очень понравился этот рассказ, который автор назвал сказкой-былью. В нём много сказочного, но ещё больше реального. И этот сплав двух жанров рождает необычный рассказ, столь же прекрасный и непохожий на другие, как его главный герой.

Я не стремлюсь к трудностям, но если мне доведется с ними столкнуться, я постараюсь быть столь же стойкой, как неизвестный цветок, ведь за немалыми страданиями следует немалая и награда.

1. В этой чудесной сказке необычный герой — цветок — думает, размышляет, старается выжить среди камней. Рассказывает писатель о нём тоже необычно. Попробуйте объяснить слова, словосочетания, и скажите, что в них необычно звучит.

Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Цветку приходилось выживать днём и ночью. Днём он караулил ветер, который приносил пылинки. Ночью он ждал росу, которая смачивала пылинки. Вся жизнь цветка проходила в борьбе.

Он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости. Терпение помогало цветку бороться, он очень хотел жить, а потому терпеливо переносил боль и усталость.

Цветок, однако, не хотел жить печально. Любая, даже самая тяжёлая жизнь нуждается в минутках радости, счастья, надежды. Без них всякая жизнь теряет смысл. Вот и цветок радовался первым лучам солнца, а когда ему было совсем плохо, он дремал.

2. Прочитайте диалог Даши и цветка. Как понимает глагол «звать» каждый из них?

Даша подразумевала под глаголом «звать» имя, которым называли цветок.

Цветок воспринимал этот глагол буквально, как если бы кто-то куда-то его звал.

Источник

Урок литературы «А.Платонов «Неизвестный цветок»». 5-й класс

Цели урока:

  • Образовательная: Знакомство с Андреем Платоновым. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.
  • Развивающая: Развитие речи, мышления, умения обобщать и делать выводы; развитие навыка анализа произведения малой формы.
  • Воспитательная: Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
  • Создание условий для воспитания таких нравственных качеств, как любовь, доброта, сочувствие, сострадание, трудолюбие, дружба, воля к жизни, сила духа.
Читайте также:  Можно ли выбросить цветок женское счастье из дома

Тип урока: урок-размышление. Тип урока по ФГОС: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

  • Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.
    Гораций
  • Хотя в поисках прекрасного мы странствуем
    по всему свету, мы должны иметь его в себе,
    иначе нам не найти его.

    Ральф Уолдо Эмерсон

І. Вступительное слово учителя.

Всем доброе утро! Посмотрите за окно, ведь утро и на самом деле сегодня доброе. Вы заметили это, идя в школу? Нет. Тогда, ребята, я сегодня поделюсь с вами добротой. Мы будем с Вами говорить о доброй сказке доброго писателя. Андрей Платонович Платонов и его сказка-быль “Неизвестный цветок”.

1 слайд. Портрет писателя. Приложение 1

Посмотрите на эпиграф к нашему уроку, о чём он говорит? (Да, ребята, жизнь прожить непросто, ведь нужно прожить её достойно, красиво) Как это сделал Андрей Платонов.

2 слайд. Андрей Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное.

3 слайд. Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность.

4 слайд. Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Мать М ария Васильевна была дочерью часового мастера. Семья была трудовой.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни. В 1942 году Платонов уходит на фронт, работает военным корреспондентом.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова.

5 слайд. Наследие писателя Платонова велико. Он много писал для детей, видел в них будущее, одухотворенную детскую теплоту и нежность. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг. Начнём путь приобщения к прекрасному миру, созданному писателем.

6 слайд. Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. “Неизвестный цветок” — один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

7 слайд.На какие размышления наводит Вас название произведения? С чем ассоциируется у вас слово цветок? А неизвестный?

Посмотрите, у меня на доске неизвестный цветок, нам нужно, чтобы он обрёл имя, стал нам близким, чтобы мы почувствовали его красоту, аромат. ( Меня никто не зовёт). Что нам нужно для этого сделать?

8 слайд. II.Цель:

  • Как вы думаете, если произведение писатель подарил дочери, случайно ли это? Подарок имеет свой смысл? Каждое поколение передаёт что-то другому. Тогда что нам предстоит узнать?
  • Какую мудрость жизни, веками хранимую русским народом, передает писатель своей дочери, а значит, и нам, читателям? (на доску)

— А что, ребята, ещё наводит на мысль, что в этом произведении нам откроется мудрость жизни? (жанр произведения).

Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки, (повествование, основанное на вымысле), и были (повествование, основанное на реальных событиях).

Сказка – это целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает внимание на важные, “вечные” истины. Если мы, ребята сумеем разгадать, какая это мудрость жизни, наш цветок обретёт своё имя и лепестки.

— Что в этом произведении из были и что из сказки? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.) Как, ребята, называется такой художественный приём в литературе” (Олицетворение)

У Вас на партах рабочие листы. Там у Вас есть словарик сказки-были “Неизвестный цветок”, таблица, которую по ходу прочтения мы заполним. Приложение 2

II. Беседа по содержанию сказки-были.

Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

— О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок).

Читайте также:  Цветок корень как у моркови

— На сколько частей вы разделите это произведение? Давайте их кратко озаглавим. Можете посовещаться с соседом по парте. Запишите.

III. Работа над текстом.

— Сейчас мы с вами поучимся ориентироваться в содержании произведения, определять главную мысль прочитанного отрывка.

1. Итак, обращаемся к первому смысловому отрывку сказки-были.

Дети читают первый абзац под музыку Шостаковича.

— Где рос цветок? Что такое пустырь? Зачитайте описание пустыря?

— Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? (“голый каменный пустырь”, “мертвую глину”, “голый камень”, “сухую глину”)

— Найдите в описании пустыря, что противопоставлено мёртвой глине (добрая земля), то есть плодородная. Семена всходили в доброй почве и умирали в мёртвой.

– Какой же была жизнь цветка на пустыре? Какое слово часто встречается? (один). Один цветок, один ветер, одни серые камни. Обратите внимание – маленький цветок на земле.

Жизнь цветка.

  • с какими трудностями столкнулся цветок, когда начал жить? Как началась его жизнь? (Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.)

— Что он делал, когда вышел из семечка? скажите глаголами.

(он грустил, страдал, трудился)

1. Работа с таблицей – Заполняем по рядам в парах в парах. Выпишите неб.цитат

Цветок грустил — 6 абзац Цветку было трудно — 3 абзац Цветок страдал — 4 и 6 абзац
Не хотел жить печально;

Когда ему было совсем горестно, он дремал Всю ночь сторожил росу по каплям;

сторожил днем ветер, а ночью росу;

трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть Нуждался в жизни;

превозмогал терпением свою боль;

мучение обозначалось в листах разными цветами Выводы Цветок не просто скучал – ему было. одиноко Цветку не просто было трудно – жизнь была . тяжёлой. Цветок не только страдал – у него хватало мужества . радоваться и бороться.

— Какие художественно-выразительные средства использует автор, чтобы так пронзительно, сказочно и в то же время правдиво описать жизнь маленького цветка? (Эпитеты: “листья его не могли. стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета”, “венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного”, “светился живым мерцающим огнем”; сравнение: лепестки, “как у звезды”; метафоры: “выпустило из себя тонкие волоски корешка”, “листья тяжелели от росы”; олицетворения: “томилось это семечко”, “приютилось оно”, “цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям”, “он трудился день и ночь”, “он. превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости”, “цветок . не хотел жить печально”, “он дремал”

Как был вознаграждён цветок за эту борьбу?

— Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок. (“В середине лета цветок . и уносил его запах с собою” — 7 абзац.) (ветер уносил его аромат)

— Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор? (Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи.) Как называется такое изобразительное средство? (Сравнение) Запишите.

Что роднит цветок со звездой? (Светился живым мерцающим огнем.) Он на большой земле, звезда в небе.

— Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка. (“Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть”. Чувство грусти пронизывает прочитанные строки. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.)

— В чём убеждает нас автор? (Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться. И труды будут вознаграждены.)- 1 мудрость. (доска)

Посмотрите ещё раз на слова Горация? Можно отнести их и к жизни цветка?

— Считает ли цветок себя звездой? (Нет, таким его видит автор, Даша, пионеры.) Это и отношение автора к цветку и умение видеть прекрасное девочки Даши). Послушаем песню, и я вас прошу обратить внимание на 2 куплет. Приложение 3

“Тот цветок ищут многие люди, но находят не все”. (Почему Даша?)

2. Встреча цветка с Дашей.

— Почему Даша оказалась около пустыря? В каком она настроении?

— Почему Даша “завидовала” письму? Почему она свернула с тропинки? (благоухал, история о розе).

Чтение по ролям.

— Вроде бы и встреча произошла, и уже не так цветку одиноко, но почему всё-таки грустно? (Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)(Меня никто не зовёт)

— Как Даша наградила цветок за его трудолюбие? Она его поцеловала. (Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)

— Как вы думаете, цветок чем-нибудь помог Даше? (Девочка почувствовала себя кому-то нужной в минуты её печали.)

— Какие чувства испытывает Даша к цветку? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие – это очень важные качества человеческой души, это её труд. “зовущий голос маленькой неизвестной жизни”. Даша проявила не просто сострадание, а деятельное сострадание?

Вывод: нужно уметь откликаться на чужую боль, стараться помочь, проявить деятельное сострадание.

3. Новая жизнь на пустыре.

— Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? (Пионеры хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут “самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде”.)

— Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

Вывод: Нужно умножать доброту на Земле. (доска)

4. — Найдите в последнем отрывке произведения строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте. (Конец сказки: 2 последних абзаца).

— Почему же Даше стало грустно?

— Где нашла Даша такой же, но только новый цветок?

— Что унаследовал сын от своего отца? Что в нём изменилось? Найдите в тексте слова, которые подтверждали бы ваш ответ.

— Какое чувство вызывает этот цветок у Даши? У вас? (восхищение)

— Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок — святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. Это память о цветке-отце.

— Жизнь умершего цветка не прошла бесследно. Он оставил после себя своих детей, которые продолжат его уже в своих детях? Но чтобы после себя оставить что-то лучшее на земле, нужно трудиться. Нужно идти к своей цели, как шёл цветок. Он не просто жил, а ещё делился своей красотой, добротой, ароматом с окружающим миром.

Вывод: Нужно оставить свой добрый след на земле.

IV. Подведение итога урока.

Ребята, о ком думал Платонов, когда писал свой рассказ, о цветке или о человеке? (О человеке).

Человек, так же, как и этот цветок, живёт. И жизнь его не должна пройти бесцельно.

— А любой ли человек остаётся во времени (т.е. в памяти людской) (Нет).

— А какой только человек? (Человек, который что-то полезное делает для своего времени и пространства). Это сделала Даша. Это сделал цветок. И это сделал и Андрей Платонов, написав произведение. Его дочь Маша продолжила дело отца, издав его книги и убедившись, что известность не просто пришла к ее отцу, она стала славой, признательностью отвечают Платонову поклонники его таланта.

Посмотрите, ребята, сколько мудрых советов дал нам Платонов. Выберите из них тот, который объединяет остальные.

Вывод: нужно уметь откликаться на чужую боль, стараться помочь, прийти на “зовущий голос маленькой неизвестной жизни”

Вывод: Нужно умножать доброту на Земле.

Вывод: Нужно оставить свой добрый след на земле.

А для этого нужно (ответ в первом отрывке) трудиться.

(Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться. И труды будут вознаграждены.). прикрепить после вопроса на доску.

Труд, ребята, не только физический, но прежде всего духовный.

Так вот ты какой неизвестный цветок. Многие желают найти тебя, а встречаешься ты не всем. Показывается тот цветок лишь тому – у кого доброе и понимающее сердце, лишь тому — кто готов прийти на помощь в трудную минуту, лишь тому – кто излучает тепло, улыбку и радость.

Итак, ребята, прикрепим лепестки к нашему цветку, лепестки-качества души человека, которые нужны ему, чтобы прожить жизнь красиво и найти свой цветок мечту, оставить свой след на земле.

Прикрепляем лепестки со словами “Я понял, чтобы жить достойно, нужно быть . ”

А назовём мы цветок как? Какое слово очень часто звучало на сегодняшнем уроке? (Труженик).

А мы-то с Вами что сегодня делали, постигая тайну платоновского цветка? (трудились)

Как нужно читать любое произведение? Нужно бережно относиться к чужому труду. Нужно вдумчиво читать и тогда перед Вами откроется целый мир. Посмотрите, сколько красивых слов, выражений мы нашли в этом небольшом произведении. Может вы сейчас мне раскроете смысл и ещё одного афоризма ( прикрепить на доску). Он тоже отражает тему нашего сегодняшнего разговора.

— Обратимся ко второму эпиграфу урока, как понимаете? Чтобы сделать что-то полезное, чтобы увидеть что-то прекрасное, нужно, чтобы цветок такой расцвёл в душе человека. И растить этот цветок нужно с самого раннего детства. Ведь вы – будущее нашей Планеты.

Мир начинается с Тебя –
Об этом помни.
В тебе живет цветок Добра,
Его не скомкай.
Взрасти его сквозь ложь обид
И слез ненастья
И подари ему свои
Любовь и Счастье.
И это чудо ты отдашь
На благо людям,
Одаришь радостью сполна
Тех, кого любишь.
Все, что сегодня приобрел,
Возьмешь ты в Завтра.
Мир начинается с Тебя –
И это Правда!

Спасибо за урок! Моё общение с Вами – это тоже вознаграждение за мой труд.

Домашнее задание. Прочитайте “Цветок на земле” А.Платонова и подумайте, что объединяет эти произведения и в чём их различие. Обратитесь к афоризмам в Ваших рабочих листах.

Источник

Adblock
detector