Меню

Как называют его в народе заботливый цветок

Какое растение Паустовский К. Г. назвал «заботливый цветок» и почему?

У Паустовского есть такой рассказ, он так и называется «Заботливый цветок», речь там идет о природе, о связи человека с природой. Заботливым цветком автор называет кипрей, другое название этого растения «иван-чай». Кипрей он называл очень теплым цветком, своим теплом он оберегает молодые сосны от замерзания зимой. Так мы видим, что все, что есть в природе, обладает своим особенным предназначением, и нарушать этот порядок нельзя.

Литературное чтение 4 класс.

Тест к рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» с ответами по вариантам:

  1. Кто автор рассказа «Корзина с еловыми шишками»? (Константин Паустовский)/ Какой жанр произведения «Корзина с еловыми шишками»? (рассказ)
  2. Какая тема произведения «Корзина с еловыми шишками? (о природе)/»Корзина с еловыми шишками» — это проза или поэзия? (проза)
  3. Как зовут главную героиню произведения «Корзина с еловыми шишками»? (Дагни Педерсон)/ Как зовут главного героя произведения «Корзина с еловыми шишками»? (Эдвард Григ)
  4. Где происходит действие произведения? (Норвегия, город Берген и его окрестности)/ Какой город упоминается в произведении (Берген, Норвегия)
  5. Какое время года было, когда Дагни и Григ встретились в лесу? (осень)/ Какое время года было, когда Григ писал музыку? (зима)
  6. Кто был любимым слушателем для Грига? (сверчок, Золушка, матросы, прачка, снег)/ Как долго Григ писал музыку для Дагни? (более месяца)
  7. Какая главная мысль произведения «Корзина с еловыми шишками»? (жизнь прекрасна)/Чему учит произведение «Корзина с еловыми шишками»? (любить жизнь, чувствовать музыку)

Рассказ-сказка К.Паустовского «Теплый хлеб» был написан в 1954 году.

В первую очередь поражает стиль написания рассказа, он сказочно-былинный, протяжный. Характеры главных героев рассказа «Теплый хлеб» Фильки и Панкрата написаны крупными мазками. Красивое описание природы, морозной зимы, заснеженного леса. Рассказ «Теплый хлеб» очень трогательный и поучительный: Мальчик Филька обидел раненого коня, жившего в деревне, не дал хлеба и ударил его. На деревню напала стужа, люди могли умереть с голоду. Филька чувствовал, что природа гневается на него за грубый поступок и решает исправить свою вину — он с ребятами раскалывает лед на речке, чтобы запустить скованную льдом мельницу. Мороз спадает, мельница заработала, люди смогли напечь хлеба. Сказка заканчивается, Филька приносит теплый хлеб с солью коню, они мирится. К рассказу «Теплый хлеб» подходят пословицы: как аукнется, так и откликнется, что посеешь, то и пожнешь.

Рассказ Паустовского «Стальное колечко» — это история о счастье и добре, о заботе и внимании, о Родине и любви к родному краю. Главная героиня — девчушка Варюша, которая живет со своим дедушкой и заботится о нем. Первую часть повествования я бы назвала так:

1). Варюша и дед Кузьма.

Во второй части повествуется о походе Вари за махоркой и о её встрече с двумя солдатами. Девочка поделилась с бойцами махоркой, за что была вознаграждена волшебным кольцом. Вторую часть назовем таким образом:

2). Встреча с бойцами и неожиданный подарок.

Варюша надела колечко на мизинчик, а проходя по заснеженному лесу, потеряла его. Она долго занимается поисками, но колечко в снегу найти так и не смогла. Варя помечает место поиска и грустная возвращается домой. Третью часть я назвала так:

3). Потеря волшебного колечка.

Девочка возвращается к поискам при первой же оттепели. На этот раз она находит колечко и надевает его на средний пальчик, желая деду выздоровления. Дедушка выздоравливает, а мы назовем четвертую часть так:

4). Счастливая находка, болезнь отступает.

В последней пятой части Варюша наблюдает изменения в природе, связанные с приходом весны. Девчушка встречает весну и понимает, что нет на земле места лучше, чем родное Моховое. Назовем эту часть рассказа таким образом:

5). Весна в родной сторонке.

Девочка Варя, героиня рассказа Паустовского «Стальное колечко», хотела посмотреть на другие страны, как и все дети её возраста. Но первым делом она использовала силу волшебного кольца для того, чтобы дедушку вылечить. Поэтому она одела кольцо на средний пальчик и дед Кузьма, действительно, выздоровел. Правда, старик считал, что это целительный весенний воздух избавил его от недуга. Но Варюша благодарила за выздоровление дедушки колечко.

Читайте также:  Какая часть цветка обозначена цифрой 3

Вечером девочка надела колечко на безымянный пальчик, и это обернулось для неё огромной радостью. Утром следующего дня она встретилась с весной, от чего Варюша почувствовала себя счастливой.

Теперь можно было бы отправиться в чужие края, посмотреть как люди живут в других местах планеты. Но Варя не торопится, ведь вокруг неё красота такая, какую нигде не сыщешь. Вот она и не одела колечко на указательный палец и осталась в родном Моховом.

Варюша уверена, что истинный рай здесь, а свет повидать она всегда успеет:

Рассказ Паустовского «Подарок» интересный и познавательный, а повествуется в нем о необычном подарке, который преподнес Ваня Малявин Рувиму.

Начинается рассказ со знакомства с мальчиком Ваней Малявиным, который был частым гостем в деревне. Это был внук лесника, поэтому частенько приносил подарки: лесные дары.

Как-то мальчик принес молоденькую березку, выкопанную с корнем, и велел посадить её в кадку. Когда Рувим спросил, зачем он сделал такой подарок, то Ваня ответил, что березка будет памятью о лете.

Березка была пересажена и установлена в теплой комнате, вскоре она встрепенулась и радовала хозяев зеленой листвой. Но однажды ночью случились заморозки и березки в саду в один момент пожелтели, а затем осыпались.

Березка, стоявшая в комнате, тоже пожелтела, хотя она стояла в тепле, а через день с неё слетели все листья. Все расстроились, но лесничий объяснил это явление законом природы.

А дед Митрий нашел этому другое объяснение — он заявил, что домашняя березка сбросила листики из солидарности со своими подружками, находящимися в естественных условиях.

Опавшие березовые листья были засушены, а березка была высажена в саду. Попытка сохранить память о лете закончилась неудачно.

Источник

Заботливый Цветок — рассказ Паустовского

Читать текст:

  • Тёплый хлеб
  • Заячьи лапы
  • Растрепанный Воробей
  • Стальное колечко
  • Артельные мужички
  • Квакша
  • Похождения жука-носорога
  • Кот-ворюга
  • Народные
    • Русские народные 318
    • Былины 27
    • Восточные 6
  • Российские авторы
    • Пушкин 13
    • Чуковский 29
    • Мамин-Сибиряк 14
    • Самуил Яковлевич Маршак 37
    • Салтыков-Щедрин 30
    • Сутеев 40
    • Бажов 57
    • Паустовский 11
    • Толстой Алексей 13
    • Светлана Медофф 6
  • Зарубежные авторы
    • Андерсен 136
    • Братья Гримм 67
    • Шарль Перро 11
    • Вильгельм Гауф 13
    • Оскар Уайльд 11
  • Подборки
    • Другие авторы 25
    • Сказки на ночь 839
    • Сказки в стихах 92
    • Для самых маленьких 253
    • Про Принцесс 159
    • Волшебные русские народные 144
    • Бытовые русские народные 106
    • Про животных 760
    • Про Лису 124
    • Про Волка 105
    • Про Кошек и Котов 113
    • Про собак 114
    • Про Бабу-Ягу 39
    • Про Кощея Бессмертного 12
    • Про Ивана-Царевича 24
    • Про Ивана-Дурака 22
    • Про Богатырей 95
    • Про Солдата 44
    • Про Деда Мороза 14
    • Новогодние 33
    • Рождественские 16
    • О ленивых людях 81
    • О дружбе 495

copyright © 2016-2020 Фригато (Ex Расконяга) — развлекательно-образовательный портал для детей и родителей.

Вся информация на сайте предоставляется исключительно в образовательных и некоммерческих целях.

Источник

Конспект урока по родной литературе на тему «Рассказ К.Г. Паустовского «Заботливый цветок»» (6 класс).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по родной литературе для 6 класса. Тема: К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения.

Задачи урока: приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта, опоры на социальный опыт; воспитывать экологическую культуру поведения; развивать исследовательские навыки.

Оборудование: мультимедиа, презентация к уроку, выставка книг К.Г. Паустовского, портрет писателя.

Вашим домашним заданием было самостоятельное прочтение рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Заботливый цветок».

Читайте также:  Цветок лилия значение по фен шуй

— Как вы понимаете слова Константина Георгиевича Паустовского?

«Жизнь, окружающая нас, бывает интереснее самых волшебных сказок».

-О каком цветке идёт речь в рассказе? Как называют его в народе? -Посмотрите, как он выглядит.

— Вы конечно обратили внимание перед чтением на название.

— Какие вопросы до чтения у вас возникали?

— А разве может быть цветок заботливым?

— А когда у вас болит горло, настоем какого растения вам предлагают полоскать горло? — А когда летом у вас появляется ранка, какое растение помогает его вылечить?

Вывод : Цветок тоже может быть заботливым.

3. Постановка задачи урока:

Сегодня мы ещё раз внимательно прочитаем рассказ «Заботливый цветок», будем учиться анализировать произведение, узнаем о жизни и творчестве этого писателя.

4. Работа с текстом во время чтения.

Словарная работа проводится по ходу чтения

Лесничество-( стр. 115 внизу)

-Как мальчики объяснили, что это за беличьи запасы и почему они брали сосновые шишки именно в дуплах?

— Почему раньше лесники вырубали кипрей? ( стр. 119)

— Михаил Михайлович называет его наш помощник.

Почему? Чем он помогает лесникам?

(возле кипрея без страха растут все соседи, особенно сосенки)

Гарь-это сильный запах дыма и его осадок.

5. Работа с текстом после чтения

а) Беседа по содержанию рассказа.

— Какие научные сведения о кипрее узнали из рассказа?

Дети: Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря чему молодые деревья зимой не замерзают.

-Чему научили вас герои произведения?

-Прочитайте, что ещё нового и интересного вы узнали из этого произведения?

в) Тест по прочитанному произведению: слайд 6

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

2. Как называют кипрей в народе?

3. Для чего дети ходили в лесничество?

4. Почему белки хорошие помощники?:

5.К какому жанру относится произведение?

6. Напишите краткий отзыв о рассказе.

— Почему рассказ назван «Заботливый цветок»?

-О чьей жизни заботится маленький простенький цветок?

Учитель: Сегодня на уроке вы учились анализировать художественное произведение, рассуждать, думать.

Надеюсь, что вам пригодятся знания, полученные на уроке в дальнейшей жизни. Любите природу и берегите её!

7. Домашнее задание. Работа над вопросами по тексту.

1. Как называется высокое растение с красными цветами собранными в большие стоячие кисти?

3. Что случилось, когда рассказчик шел перед вечером мимо базарной площади? Что увидел?

4. О чем рассказал громкоговоритель?

5. О чем решил спросить мальчиков рассказчик?

6. О чем пообещал не рассказывать Анне Петровне?

7. Кто такая Анна Петровна, как её называли в лесничестве?

8. Где увидел рассказчик Михаила Михайловича и Анну Петровну?

9. Почему люди забирают шишки у белок?

10. Как кипрей называют в народе?

11. Почему сначала его уничтожали?

12. Что случалось с теми соснами, у корней которых вырывали кипрей?

13. Почему вокруг кипрея нет инея?

14. Почему корешки побегов не замерзают?

15. Как стал рассказчик относиться к запасам белок и растениям после посещения леса?

16. Как Анна помогла сохранить лист кипрея?

17. Как называлась книга, в которую мальчик положил эту кисть?

18. О чем думал мальчик каждый раз, открывая эту книгу?

19. Может ли быть цветок полезным, заботливым?

20. Напишите мини-рассказ из 10 предложений о любом растении. Расскажите, как оно заботится о людях.

Краткое описание документа:

Тема урока: К. Паустовский «Заботливый цветокТип урока – урок когнитивного типаОборудование:1Литературное чтение: учебник для 3 класса образовательных учреждений. В 4 частях,ч.4/ О.В. Кубасова.– 10-е издание – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. 2. Компьютер, экран,3 Презентация,4 Дидактический материал(карточки),5Толковый словарь Ожегова,.Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения. Задачи урока: Образовательные (предметные): — продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского через рассказ «Заботливый цветок»;- совершенствовать умение анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел;- совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения; Воспитательные (личностные):- воспитывать любовь к природе, способность видеть ее красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах.- формировать умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения. Развивающие (метапредметные):- развивать речь учащихся (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;- развивать творческие способности у учащихся. Ожидаемый результат: В результате изучения данного материала учащиеся должны самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, уметь анализировать произведение, Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: учащиеся знакомы с произведениями К.Г. Паустовского, могут назвать жанры произведений, художественные средства (олицетворение, сравнение), имеют высокий уровень навыка чтения, умеют работать в группах. Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей.Об этом кипрее я и хочу рассказать.Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса.Как всегда в таких городках, на базарной площади весь день стояли телеги с сеном. Около них спали мохнатые лошадёнки. К вечеру стадо, возвращаясь из лугов, подымало красную от заката пыль. Охрипший громкоговоритель передавал местные новости.Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой. Среди улицы мальчишки играли в футбол. Громкоговоритель висел на телеграфном столбе. Он неожиданно защелкал, откашлялся и сказал басом:«Ребята! Напоминаем, что завтра в шесть часов утра состоится поход в Моховой лес для сбора сосновых шишек из беличьих запасов. Руководить походом будет сотрудница лесничества Анна Петровна Заречная».Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об этом? Мальчишки продолжали гонять мяч, будто они и не слыхали громового голоса из чёрной тарелки на столбе. Из окна в соседнем домишке высунулась старушка.– Петя! – закричала она дребезжащим голосом. – Кузя! Ступайте домой, неслухи. Завтра спозаранку в лес идти, а вы футбол затеяли. Я вас на заре подымать не буду. Я вам не будильник.– Счас! – закричали в ответ мальчики. – Последний гол забьём!Неожиданно футбольный мяч угодил в козу, привязанную к крылечку. Коза вскрикнула, взвилась на дыбы и оборвала верёвку. Мальчишки бросились врассыпную. Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки.– Озорники! – закричали хозяйки. – Вот скажем Анне Петровне, чтобы она вас в лес не брала.Я пошёл дальше. За углом я увидел мальчиков. Они, оказывается, прятались там от хозяек.– Ребята, – спросил я мальчиков, – что это за беличьи запасы, про которые объявляли по радио?Мальчики наперебой начали рассказывать мне, что никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки.– Они их себе на зиму запасают! – кричали мальчики. – Складывают в дупла. Да ты не толкайся, дай мне сказать. Белка только здоровые шишки берёт.– Без нас эти шишки никто и не достанет! – закричал мальчик с отчаянными синими глазами. – Дупло высоко. А мы туда – раз-раз! Мигом долезем и все шишки выберем.– А вам белок не жалко? – спросил я.– Белки не обижаются! – закричали, волнуясь, мальчики. – Они за два-три часа опять полное дупло натаскают.– Вы в лесничество идёте? – спросил меня мальчик с синими глазами.– Да, в лесничество.– Мы давно приметили, что вы туда ходите. Так вы, пожалуйста, Анне Петровне про козу не рассказывайте. Мы в неё мячом случайно попали.Я пообещал ничего не говорить Анне Петровне. Но даже если бы я ей и рассказал про случай с козой, то Анна Петровна (все в лесничестве её звали Анютой) на мальчиков не рассердилась бы, потому что сама была молодая, весёлая и только год назад окончила лесническй техникум.

Читайте также:  Название комнатного цветка с листьями как у фиалки

Источник

Adblock
detector