Меню

Изобразительно выразительные средства сказки неизвестный цветок

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. Художественные средства к сказке были Неизвестный цветок

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

— Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

— Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

— Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

— Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

— Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

— Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

— Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

— Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша — пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

— Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

— Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

— Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша».)

— Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

— О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

— Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

— Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли… стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он… превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок … не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

— Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Источник

Найдите средства художественной выразительности в рассказе неизвестный цветок. Дайте определения .

Олицетворение подталкивает к тому, чтобы цветок вызвал у нас ассоциации с человеком. Ведь каждый в жизни сталкивается с различными трудностями, которые преодолеть в одиночестве очень нелегко. Платонов призывает запастись терпением, не падать духом, бороться за жизнь и счастье, преодолевать преграды. Это такие олицетворения, как «жил на свете маленький цветок», «рождались цветы и травы», «семена умирали», «семечко приютилось», «начал жить маленький цветок», «цветок все жил и жил», «принес ветер», «цветок… сторожил росу и собирал ее по каплям», «он [цветок] трудился день и ночь», «он [цветок] вырастил свои листья», «[цветок] превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок радовался», «ветер подолгу не приходил», «цветок не хотел жить печально, поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал», «он постоянно старался расти», «корни его глодали голый, «[цветок] все грустил по своей матери», «он [цветок] так дышит», «[цветок] он умер».

Читайте также:  Гостевой дом цветок граната лдзаа

Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов: «маленький – никто – на земле». Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает чувство жалости к одинокому живому существу. Для усиления этого впечатления Платонов использует эпитеты: мрачные, отталкивающие – в описании пустыря («мертвая глина», «старые серые камни», «голый каменный пустырь», «черной доброй земле», «с черной тучной земли») и радужные – в описании цветка («живым мерцающим огнем», «тихий запах»)

«Неизвестный цветок»
А. Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.

Вера Алмазова — главная героиня рассказа Александра Куприна «Куст сирени». Она, жена молодого небогатого офицера Николая Евграфовича Алмазова, который путём невероятных усилий, смог поступить в Академию генерального штаба. Вера всячески ему помогала, поддерживала его, делала всё возможное, чтобы создать ему комфортное условие для работы. При этом, ей пришлось во многом себе отказывать, и уделять всё своё время мужу. Она была его переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетироршей и памятной книжкой. Невольно возникает вопрос о том, была ли Вера Алмазова счастлива? Я думаю, что да. Несмотря на то, что её любовь к мужу была жертвенной, отдающей себя без остатка, она была счастлива! Вера искренне радуется успехам мужа, ей нравиться видеть его счастливым. Благодаря взаимопонимаю, супруги преодолевают все трудности и преграды на своём пути. Жертвуя собой, Вера вполне счастлива, так как взамен получает благодарность и любовь мужа. Подтверждение этому служат строки из рассказа » и они шли домой так, как будто бы, кроме них, на улице никого не было: держась за руки и беспрестанно смеясь».

В Глотове кроме трех помещичьих усадеб были две лавки, церковь, школа, винокуренный завод, так что кроме дворянского и крестьянского сословий были и мещане, и духовенство, и земские служащие, и торговый люд, и, наконец, в лице сидельца винной лавки даже и чиновничество. Почти все были семейные, была уже молодежь, которая стала тянуться в интеллигенцию.

Я мало-помалу разбираюсь в глотовской хронике, оцениваю значение того или иного события. Уже кое с кем познакомилась, но ближе увидать местное общество мне довелось лишь на бракосочетании сестры владетельницы главной глотовской лавки.

Всякая свадьба вызывает к себе интерес, в деревне же она превращается в событие. Лавочники Лозинские пользовались большим уважением, так как богатели с каждым годом и были люди с большим характером и с чувством собственного достоинства. Давно уже шли разговоры, что Марья Яковлевна просватана в соседнюю губернию, но что свадьбу будут играть здесь, у Лозинских, у которых она и жила после смерти своих родителей.

Я очень обрадовалась, когда Ян согласился пойти в церковь. Она стояла в двух шагах от нашего дома, рядом с нашим фруктовым садом. Перед ней был большой выгон, а вокруг нее шла каменная ограда. В ограде находились могилы помещиков, сзади церкви – часовня, где образа писались с покойных Глотовых. Из часовни был ход в их склеп – мы как-то спускались туда и видели свинцовые серые огромные гробы, на которых металлические крышки блестели капельками росы.

В церковь мы пришли в тот момент, когда полный, среднего роста священник с седой редкой бородой вел венчающихся на середину храма, и я не успела заметить, кто первым встал на розовый шелковый плат. Невеста, видимо, волновалась, на ее большом лице выступил румянец, придававший ей некую трогательность, и я уже с волнением смотрела на ее пышные рыжеватые волосы, покрытые фатой, на большой нос, на опущенные глаза… Потом я рассмотрела жениха с черными колючими волосами, в сюртуке, стоявшего навытяжку. Затем стала разглядывать окружающих, их было порядочно, но все-таки в церкви было просторно – будний день, и бабам было некогда. Пожилые люди в старомодных нарядах, барышни, кавалеры, одетые по моде. Неприятно удивило, что барышни все были подмазаны.

Читайте также:  Танец с цветком в руках

Источник

Средства выразительности в рассказе «Неизвестный цветок» пж очень надо

1) Особенности жанра произведения. Произведение А. П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А. П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

— Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

— Как заканчивается произведение А. П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

— Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

— Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

— Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

— Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

— Как А. П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

— Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша — пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

— Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

— Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

— Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша».)

— Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

— О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

— Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

— Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли. стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он. превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок . не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

— Какой поэтический приём использует А. П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Источник

Научная статья на тему «АНАЛИЗ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СКАЗКЕ-БЫЛИ «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» А. ПЛАТОНОВА»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СКАЗКЕ-БЫЛИ «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» А. ПЛАТОНОВА

Художественный мир Андрея Платонова насыщен чувствами самого высокого начала. «Неизвестный цветок» создан писателем в самом конце творческого пути. Эта сказка-быль – своеобразный итог жизни автора, последний совершенный мазок мастера [1].

Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: «Жил на свете маленький
цветок. Никто не знал, что он есть на земле» [2]. В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово.

Читайте также:  Кольцов цветок анализ стихотворения

Обилие олицетворений подталкивает нас к тому, чтобы цветок вызвал у нас ассоциации с человеком. Ведь каждый в жизни сталкивается с различными трудностями, которые преодолеть в одиночестве очень нелегко. Платонов призывает нас запастись терпением, не падать духом, бороться за жизнь и счастье, преодолевать преграды. Это такие олицетворения, как «жил на свете маленький цветок», «рождались цветы и травы», «семена умирали», «семечко приютилось», «начал жить маленький цветок», «цветок все жил и жил», «принес ветер», «цветок… сторожил росу и собирал ее по каплям», «он [цветок] трудился день и ночь», «он [цветок] вырастил свои листья», «[цветок] превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок радовался», «ветер подолгу не приходил», «цветок не хотел жить печально, поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал», «он постоянно старался расти», «корни его глодали голый, «[цветок] все грустил по своей матери», «он [цветок] так дышит», «[цветок] он умер».

Эту же цель преследует автор, применяя яркие сравнения: «как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их повсюду», «простого светлого цвета, яркого и сильного, как у звезды», «как звезда, он светился», «тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни», «цветка-труженика», «он был живой и терпеливый, как его отец».

Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов: «маленький – никто – на земле». Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу. Для усиления этого впечатления Платонов использует эпитеты: мрачные, отталкивающие – в описании пустыря («мертвая глина», «старые серые камни», «голый каменный пустырь», «черной доброй земле», «с черной тучной земли») и радужные – в описании цветка («живым мерцающим огнем», «тихий запах»). Постоянный эпитет «первый луч утреннего солнца» употреблен, чтобы также сблизить человека и цветок, ведь как человек радуется началу дня, «первому лучу», так и цветок, несмотря на все лишения, продолжал радоваться жизни.

Для более яркого изображения борьбы цветка за жизнь автор использует метафоры «касался его утомленных листьев», «семечко… выпустило из себя тонкие волоски корешка», «он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания» и синекдоху «он [цветок] жил в камне».

В описании первой встречи Даши и цветка Платонов использует такую фигуру речи, как параллелизм («Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде» [2]). Благодаря этому приему действие становится динамичнее, мы, с одной стороны, глубже чувствуем удивление девочки, а, с другой стороны, понимаем, насколько этот цветок необычаен, насколько он никому не известен.

Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут?» — «Меня никто не зовет, я один живу» [2]. Грамматическое переосмысление формы неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству, возникающему у читателя.
Мир писателя – мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Но вот появляется девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить.

Отчего ей были так близки и понятны переживания крошечного ростка? Ребенок особенно остро почувствовал сиротство растения, потому что и она сама была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору.

Здесь очень значительна фраза: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет» [2]. Для того, чтобы читатель глубже прочувствовал её значение, автор использует метафору «сияющие светом цветы».

«Неизвестный цветок» А. Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения. Исследователи-литературоведы называли эту сказку-быль «притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей», «чистое золото поэзии сердца» [3].

1. Дубровина И.М. К вопросу о духе и стиле прозы А. Платонова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. – 1988. – № 6. – С. 11–15.

2. Платонов А.П. Сказка-быль «Неизвестный цветок» // Электронный ресурс. – Режим доступа: www . feb — web . ru (25.11.2018).

3. Чалмаев В.А. Андрей Платонов: очерки жизни и творчества // В.А. Чалмаев. – Воронеж: Центрально-Черноземное Книжное издательство, 1984. – С. 45–46.

Источник

Adblock
detector