Меню

История создания неизвестный цветок платонов 6 класс

История создания сказки-были «Неизвестный цветок»

Андрей Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 году в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулёзом — наследием фронтовых дорог и сверхнапряжений.

Друзья, посещавшие его в последние годы, заставали его на диване, служившем ему постелью, — не вставая, сидя в ней, он и беседовал с ними. По свидетельству М. Л. Платоновой, жены писателя, именно в 1950 году больной Платонов написал сказку-быль «Неизвестный цветок». О ком эта притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей. «Цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. » Грустное упрямство, печальная воля к жизни живёт в цветке — ив авторе! — застенчиво явление их в мир с «извинением» за свою непохожесть на других.

Проверьте себя

1. Какова настоящая фамилия Платонова? В каком городе он родился? Кто были его родители? Какое образование он получил и когда начал заниматься литературой?

2. Как вы понимаете ответ Платонова на вопрос, каким направлениям в литературе он сочувствует, — «Никаким, имею своё»?

3. Какие произведения писателя вы уже изучали в 5 классе или прочитали самостоятельно? Какой герой этих произведений вам показался непохожим на других? Понравился ли он вам?

4. Используя материалы из учебника и биографические словари «Русские писатели. XX век», подготовьте устное сообщение о писателе.

Источник

Анализ «Неизвестный цветок» Платонов: история создания, жанр, суть, тема, чему учит

Советский писатель Андрей Платонович Платонов создал необычное философское произведение для детей и взрослых под названием «Неизвестный цветок». Дата написания – 1950 год.

История создания

Сказка написана перед смертью, в 1951 году Андрей Платонов покинул мир живых. Последние годы жизни литератор болел туберкулезом. Платонов заразился этой страшной болезнью от родного сына, который заболел туберкулезом, когда отбывал срок в лагерях. Именно поэтому в произведении сквозит идея безоговорочной борьбы за жизнь при любых обстоятельствах.

Жизнь талантливого писателя и поэта была переполнена трагическими событиями. Потому философскую сказку можно считать своеобразным нравственным завещанием для будущего поколения и его дочери Маши.

Направление

Определить литературное направление «Каменного цветка» непросто. В тексте встречаются элементы фантастики, свойственные сказкам. Благодаря этому читатель может погрузиться в так называемую параллельную реальность, где даже цветы способны мыслить и разговаривать. Меж тем Платонов делает акцент на злободневных вопросах и выделяет проблему нравственности, что свойственно реалистичным рассказам.

Андрей Платонович назвал произведение сказкой-былью, где реальность тесно переплетена с вымыслом.

Сюжет произведения незамысловат, но цикличен. Это история об обычном цветке, которому удалось вырасти на пустыре. Растение постепенно становится сильным и выносливым. Хрупкий одинокий цветочек побеждает неблагоприятные обстоятельства благодаря неутолимому рвению и целеустремленности. Цветок расцветает, но остается несчастным.

Девочка Даша, приехавшая в пионерский лагерь, замечает ароматный и красивый цветок. Она разговаривает с растением, зовет ребят, чтобы улучшить условия, в которых оно растет. Через год Даша возвращается и находит другой цветок, похожий на прежний, но еще более прекрасный. Рядом с ним растут разные растения, летают насекомые и птицы (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Неизвестный цветок» для читательского дневника).

Главные герои и характеристики

  1. Цветок – выносливый и сильный, настоящий борец. Старался радоваться каждой мелочи, учился справляться со сложностями в одиночку. Стремился к жизни, пытаясь не унывать.
  2. Даша – девочка, воспитанная нежной и заботливой мамой. Вспоминает некогда рассказанную ей сказку и бросается на помощь одинокому цветочку. Разумная и добрая, думает о будущем.

В сказке подняты следующие ключевые темы: рвение к жизни, борьба за лучшее будущее, цена счастья, бескорыстная помощь более слабым.

Проблематика

Затронуты такие проблемы: одиночества, внешней слабости и внутренней силы, взаимопомощи в обществе, веры в себя.

Читайте также:  Занятие по аппликации комнатный цветок

Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.

Основная мысль

Андрей Платонов попытался донести до читателя следующую мысль: важно не сдаваться во что бы то ни стало, когда жизнь складывается плохо. Нужно всегда помогать окружающим.

Чему учит

Назидательная сказка-быль учит нас многому. Платонов хочет, чтобы люди стали добрее и отзывчивее, особенно в отношении нуждающихся. Мотивирует быть отважнее и решительнее, уважать себя и любить жизнь.

Источник

«Неизвестный цветок» Платонова: сюжет и история создания

Андрей Платонович Платонов родился в конце 19 века в Воронеже. По его словам, жизнь его была лишена периода юности, и из детства он сразу шагнул во взрослый мир. Тем не менее, он считал судьбу свою настолько же счастливой, насколько и трагичной.

Детство писателя прошло в многодетной бедной семье, и уже с 13 лет ему пришлось работать вместе с отцом, чтобы семья могла избежать голода. Уже к 20 годам Андрей Платонов освоил несколько профессий – он работал и дворником, и посыльным, обходчиком железнодорожных путей и мелиоратором. Но настоящее призвание его – это журналистика и публицистика.

Произведения Платонова отличаются глубиной, реализмом, граничащим со сказочностью, но от этого не теряющим своего смысла. Массовому читателю неизвестны многие его произведения потому, что ему «посчастливилось» творить в советские времена, когда за каждым словом цензура старалась найти антисоветские крамольные мысли, а труды Платонова как раз и были теми витиеватыми и двусмысленными, которые запрещались к печати. В 1946 году писатель был вычеркнут из списка литераторов за рассказ о изломанной судьбе солдата.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» — о сюжете

Сюжет этого произведения Платонова разворачивается вокруг маленького беззащитного семени растения, которое старается выжить и дать всходы на заброшенном пустыре, на безжизненной глинистой почве. И, несмотря на то, что у него нет никаких шансов, он все же борется, ищет пути к спасению там, где их и быть-то не должно.

И наградой за его труды и стремление к жизни ему становится маленькая девочка, которой также одиноко и неуютно в этом мире. С ее помощью растение обретает возможность не только выжить, но и превратиться в цветок, дать жизнь своим детям-семянкам.

И эта сказка-быль Платонова наполнена скрытым смыслом, за простым, на первый взгляд, сюжетом сокрыто таинство выживания, которое заключается в характере каждого человека, но не всем удается эти качества раскрыть и взрастить в себе.

»Неизвестный цветок» — история создания произведения

В последние годы своей жизни, уже будучи больным туберкулезом, Андрей Платонович много писал о детях и для детей. Но и эти его произведения балансировали на грани реализма и фантастики. Однако в «Неизвестном цветке» фантастика сведена к минимуму, а главный акцент сделан на подтексте, на том, что каждый из читателей увидит в произведении, что поставит для себя в качестве главной мысли и значения.

Эта сказка-быль была написана за год до кончины писателя и стала своеобразным завещанием для его дочери и для всех детей этого поколения. В сказке Платонов поднимал извечные риторические вопросы – как жить, для чего жить, как сделать окружающий мир лучше, а ответы на них каждый читатель должен находить сам.

Источник

Анализ сказки «Неизвестный цветок» (А.П. Платонов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.08.2020 · Обновлено 29.08.2020

Сказки Андрея Платонова знакомы многим с детства. Сочетание реальных жизненных ситуаций с элементами фантастического придают произведениям необычайную динамичность. Одной из самых добрых и поучительных сказок Платонова является «Неизвестный цветок». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану.

История создания

Андрей Платонов прожил недолгую, но очень плодотворную жизнь. В последние годы автор всё больше писал для детей, желая остаться в памяти подрастающего поколения, преподав им мудрые жизненные уроки. Платонов также хотел оставить воспоминания и для своей дочери Маши.

Читайте также:  Горадзуль цветок у коми пермякова

Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана в 1950 году, за год до кончины писателя. Неудивительно, что мотив борьбы за жизнь становится центральным в этом произведении, ведь Платонов болел туберкулезом. Он заразился от своего сына, который вернулся после длительного тюремного заключения. Арест был политическим решением. Через сына чиновники давили на отца, который не мог стать орудием идеологического «воспитания» людей. Платонов писал то, что считал нужным, не подстраиваясь к политической повестке дня. Из-за этого его почти перестали печатать. Единственной безопасной и честной гаванью оставалась детская проза. Чтобы прокормить семью, автор усердно работал в этой сфере. Но скудный заработок не помог ему продлить свои дни, болезнь не отступила. Одним из последних произведений стал «Неизвестный цветок».

Жанр, направление

«Неизвестный цветок» – это сказка-быль, как определил жанр сам автор. Подобное определение как нельзя лучше описывает замысел данного произведения.

Элементы волшебного в сочетании с реалистическим фоном позволяют сделать вывод, что «Неизвестный цветок» является рассказом с элементами сказки (фантастики), иначе говоря – сказкой-былью. «Волшебные» моменты произведения настолько точно и умело вкраплены в текст, что создаётся впечатление полного погружения в реальность, где и цветы могут говорить.

Композиция

Сказка-быль «Неизвестный цветок» начинается с описания жизни самого цветка. Упорство и целеустремлённость цветка, его рвение к жизни растёт вместе с ним самим. Характер цветка выступает противоположностью его внешнего вида: сильный и решительный внутри, снаружи он хрупок и одинок. Однако, пройдя все трудности, голод, жажду, он наконец-то расцветает. И именно его цветение привлекает внимание девочки Даши, которая избавит его от одиночества.

Композиция сказки-были завязана на цикличности, что становится понятно лишь в финале произведения. Приехав в пионерский лагерь на следующий год, Даша не застала тот самый цветок, но увидела плоды своих трудов: новые растения, цветы, парящих над когда-то пустынным пространством птиц и насекомых. И в самом конце девочка замечает цветок, похожий на предыдущий, но только прекраснее. С помощью подобной композиции произведения автор подводит к мысли о непрерывности и цикличности жизни.

Смысл названия

Смысл названия сказки-были «Неизвестный цветок» заключается в мысли о безызвестности цветка при его огромной значимости. Подобных ему миллионы, однако именно это растение упорно пробивалось к жизни, преодолевало трудности, чтобы просто существовать.

Цветок не знает ни своего имени, ни того, как он выглядит, но он борется и стремится к развитию. Произведение названо «именем» центрального героя произведения, чтобы подчеркнуть важность его образа и вклада в природу.

Суть: о чём?

Произведение «Неизвестный цветок» рассказывает о цветке, выросшем на пустыре несмотря на все трудности и преграды. Одинокое растение не знало радости, пока его запах не привлёк девочку из пионерского лагеря. Даша заговорила с цветком и позвала ребят, чтобы сделать землю вокруг растения плодородной.

«Неизвестный цветок» – это история о том, как нужно преодолевать жизненные трудности. Это и произведение о том, как важно помогать тому, кто в этом нуждается.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон дополнил анализ сказки «Неизвестный цветок» по плану таблицей с описанием главных героев.

Цветок Центральным героем сказки-были является сам цветок. Одинокий, изнеможённый, он находит в себе силы бороться, стремясь к лучшей жизни: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок обеспечивал себя всем необходимым и не унывал, хотя вокруг была лишь сухая глина и ни одного растения. Примечательно, что и в таком тяжёлом положении цветок находил что-то хорошее: он искренне радовался первым лучам солнца, попадавшим на него. Став настоящим цветком с «венчиком вверху», растение выглядело прекрасно, но не знало об этом. Именно его цветение и благоухание после стольких трудов привлекло Дашу, которая скрасила его дни.
Даша обычная девочка из пионерского лагеря. Скучая по маме, Даша написала ей письмо и понесла его на станцию. Именно тогда она услышала аромат цветка и вспомнила о сказке, которой когда-то с ней поделилась мама. Будучи доброй и неравнодушной, девочка сделала всё возможное, чтобы облегчить жизнь цветку: поговорила с ним, позвала на помощь ребят, чтобы превратить мёртвую землю пустыря в плодородную и пригодную для появления новых растений.
Читайте также:  Как называется цветок без околоцветника

Тематика в произведении «Неизвестный цветок» изложена в сокращенном варианте, ведь иначе анализ будет слишком большим. В книге можно выделить четыре главенствующие темы: тема борьбы за жизнь, добра, смысла жизни и целеустремленности.

  1. Тема борьбы за жизнь представлена в сказки-были в образе цветка. Маленький одинокий цветок преодолевает множество трудностей просто для того, чтобы жить.
  2. Смысл жизни в сказке воплощается в самом бытие. Цветок не видел мира, он не видел себя, но он осознал, что он должен существовать, ведь родился для жизни. Это и есть смысл всего живого.
  3. Целеустремленность проявляется в поведении героя. Цветок не сдаётся и в итоге обретает счастье: помощь от Даши и её друзей-пионеров, цветение когда-то мёртвого пустыря и продолжение своего рода. Даша приводит друзей не просто для помощи, но чтобы все увидели героя. Ведь жизнь этого цветка вопреки всему – это огромный подвиг.
  4. Тема добра реализована в помощи пионеров цветку. Ребята работали четыре дня, чтобы дать шанс цветку на более лёгкую жизнь. Бескорыстность и доброта ребят и самой Даши показали цветку, что он не зря боролся за свою жизнь. Доброе дело, простой человеческий поступок сделал цветок счастливым и сделали пустырь настоящим лугом.

Проблемы

Проблематика сказки «Неизвестный цветок» нашла свое выражение в кратком списке:

  1. В сказке-были «Неизвестный цветок» затронута проблема воли к жизни. Цветок всеми силами стремится удержаться в этой жизни, хотя у него нет на это никаких причин. Одиночество, усталость, голод – всё это могло бы сломить простое растение. Однако цветок выбрал трудный, но благородный и достойный путь. Раз за разом преодолевая все тяготы и невзгоды, цветок становился сильнее, что впоследствии помогло ему прожить счастливую жизнь.
  2. Проблема силы и слабости тоже затрагивается в произведении. Автор намеренно подчёркивает хрупкость и слабость обычного цветка, а затем описывает его твёрдый характер, которым может похвастаться далеко не каждый человек. Растение преодолело свою слабость упорным трудом. Пионеры даже нарекут цветок героем за его непреодолимое желание жить на этой земле.

Смысл

Основная идея произведения «Неизвестный цветок» заключается в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле.

Важна и главная мысль сказки «Неизвестный цветок» о добрых поступках, которые должны совершаться бескорыстно. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира. Именно эти качества позволяют нам оставаться живыми и настоящими.

Чему учит?

Произведение «Неизвестный цветок» учит нас быть целеустремлёнными и терпеливыми, а также добрыми и отзывчивыми. Платонов на примере цветка показывает, как важно цепляться за жизнь и делать всё возможное, чтобы оставаться тем, кем ты являешься.

Мораль произведения заключается и в том, что отзывчивость и искренность могут стать причиной чьего-то счастья. Сказка «Неизвестный цветок» заставляет задуматься о том, что доброта и взаимопомощь – это основа человечности.

Художественные особенности

Платонов использует различные средства художественной выразительности для живописности текста: эпитеты («мёртвая глина», «добрая земля»), олицетворения («цветок сторожил ветер», «цветок радовался»), сравнения («как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём»).

Автор намеренно использует объёмные описания природы, чтобы помочь читателю погрузиться в атмосферу, в которой находился цветок. Обилие деталей, наличие средств художественной выразительности, понятный и детям, и взрослым язык позволяют сказке-были «Неизвестный цветок» оставаться популярной и спустя полвека после написания.

Источник

Adblock
detector