Меню

Ирина колпакова каменный цветок

«Каменный цветок», расцветший в Мариинском театре

125-летие со дня рождения Сергея Прокофьева и 90-летний юбилей Юрия Григоровича Мариинский театр отметил возобновлением балета «Каменный цветок» по уральским сказам Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» (либретто Миры Мендельсон-Прокофьевой и Леонида Лавровского в редакции Юрия Григоровича). Идея оказалась беспроигрышной – аншлаги на всех спектаклях!

«Каменный цветок» – первая работа Юрия Григоровича в качестве балетмейстера, которую он создал в 1957 году, будучи артистом балета Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне – Мариинского, а тогда в народе – Кировского). Помимо работы в театре Григорович вел балетную студию во Дворце культуры имени Горького и там ставил свои номера и даже сочинённый им маленький балет «Аистёнок», но «Каменный цветок» – его балетмейстерский дебют на профессиональной сцене.

Что касается Сергея Прокофьева, то у балета на его музыку было две версии (ленинградский «Каменный цветок» – это вторая). Первая называлась «Сказ о каменном цветке» и была поставлена Леонидом Лавровским в сценографии Тамары Старженецкой в Большом театре в феврале 1954 года. Прокофьев специально отдал партитуру своего «Сказа» именно Лавровскому, т. к. его вдохновил успех балета «Ромео и Джульетта» (1940) в постановке этого хореографа. Однако «Сказ» популярности «Ромео и Джульетты» не повторил, публика на него ходила плохо, и он быстро сошел с репертуара. Не спасли его даже Галина Уланова и Алексей Ермолаев (тоже солист Большого театра, партнёр Улановой) в главных ролях. Так что жизнь последнего балета Прокофьева (он так и не увидел его на сцене, т. к. умер в один день со Сталиным, 5 марта 1953 года) продолжалась и продолжается именно в «Каменном цветке» Юрия Григоровича. Балет, широко пройдя по миру, сейчас, помимо Мариинского театра, имеется в репертуаре Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и Красноярского государственного театра оперы и балета.

У ленинградского «Каменного цветка» судьба оказалась счастливой: публика его любила, и он оставался в репертуаре театра до начала 1990-х годов. А создавал его Юрий Григорович во внерабочее время. Его сподвижниками были совсем тогда молодые Ирина Колпакова (Катерина), Алла Осипенко (Хозяйка Медной горы), Анатолий Гридин (Северьян) и Александр Грибов (Данила). И не напрасно! Благодаря «Каменному цветку» на начинающих танцовщиков обратили внимание, и начался их блистательный путь к славе. Но и сам Григорович танцевал Северьяна, и говорят, что очень удачно.

Сценографию к спектаклю создал Симон Вирсаладзе (1908–1989), служивший в то время главным художником Кировского театра. Именно с этого балета началось плодотворное сотрудничество художника и балетмейстера, которые впоследствии создали много прекрасных постановок, в том числе шедевр шедевров ХХ века «Легенду о любви». К моменту возобновления Мариинским театром «Каменного цветка» оригинальные декорации и реквизит не сохранились, поэтому сценографию по эскизам Вирсаладзе восстановил Михаил Сапожников, а костюмы – Елена Нецветаева-Долгалёва. Юрий Григорович, лично участвовавший в процессе восстановления спектакля, сказал, что в нём, по сравнению с премьерой 1957 года, есть изменения в хореографическом тексте, в музыкальной партитуре (из трехактного он стал двухактным): «Изменилось время, сегодня другие артисты, другой зритель, и в новой редакции «Каменного цветка» мне хотелось ярче представить тему любви и творчества».

Елена Евсеева (Катерина), Виталий Амелишко (Данила) и Анастасия Матвиенко (Хозяйка Медной горы)

Благодаря тому, что в Мариинской труппе много замечательных солистов, у спектакля – несколько составов. В «моём» Данилу исполнял Виталий Амелишко, рослый блондин с внешностью Сергея Есенина. Отлично технически оснащённый, Амелишко высоко и красиво прыгал, демонстрировал мастерство в дуэтном танце с Евсеевой (Катериной), в групповом танце с мужчинами-«аметистами» и в других, а также скульптурную выразительность поз.

Елена Евсеева, помимо того, что является хорошей классической балериной, прекрасно владеет стилистикой народного танца. И актёрски она была убедительна: её Катерина, немного наивная, но при этом любящая и смелая, брала за душу.

Чрезвычайно удачен и ярок хореографический рисунок партии Северьяна (Александр Сергеев): здесь и гротеск, и юмор, и «говорящая» пантомима. При всей неприятности образа, эта партия неизгладимо врезается в память, недаром её танцевали самые выдающиеся артисты, в том числе, Игорь Бельский.

Александр Сергеев (Северьян)

Загадочной и потусторонней получилась Хозяйка Медной горы у Анастасии Матвиенко. Благодаря удивительной гибкости балерины её Хозяйка, завоевывая внимание Данилы, в одной из сцен обвила его, словно виноградная лоза! Да, конечно, Хозяйка Медной горы – женщина-ящерица, волшебница, обитательница другого мира, у неё другие возможности по сравнению с миром людей, в том числе физические, и всё же. Я не настолько погрузилась в сюжет, чтобы не разделять балерину и создаваемый ею образ, поэтому танец и пластика Матвиенко восхитили. И пальцы рук, словно лапки ящерки, и острый угол локтей, и характер движений: то ли ящерица превратилась в женщину, то ли наоборот. А когда Хозяйка Медной горы показывала Даниле свои владения – она уже королева-повелительница, но остающаяся «по-ящериному» быстрой и лёгкой.

Читайте также:  Расстановка цветка в букете правильная

Виталий Амелишко (Данила) и Анастасия Матвиенко (Хозяйка Медной горы)

Замечательны народные и цыганские танцы на ярмарке и сама ярмарка с каруселью у задника – бурлящая, шумящая, не обходящаяся без конфликта (когда Северьян стал перегибать палку в своих приставаниях к Катерине). И абсолютно восхитительны танцы камней-самоцветов: ноги, руки и тела артистов изображают острые грани кристаллов, а сами кристаллы – именно так растут драгоценные камни – изображены на заднике и подсвечены (художник по свету – Алексей Перевалов). Костюмы тоже прекрасны: видна «этническая принадлежность» сказки и балета, что само по себе редкость в современном мире, стремящемся стереть национальные грани (и не только в искусстве).

В Большом фойе Мариинского театра, где обычно прогуливается публика партера, бенуара и бельэтажа (хотя, конечно, ограничений нет и для зрителей с ярусов), открыта выставка, посвящённая «Каменному цветку», с фотографиями выдающихся артистов, исполнявших главные партии в прежние годы. Причём фотографии потрясающей выразительности! Но подойти к ним и рассмотреть, а тем более прочитать аннотации, было непросто: у стендов шла массовая фотосессия. Зрители считали обязательным запечатлеть себя на фоне фотографий из спектакля, но рассматривали их и читали подписи к ним буквально единицы. Фотоэпидемия XXI века? Правда, на силе и продолжительности аплодисментов она не сказалась.

Фотографии предоставлены пресс-службой Мариинского театра

Источник

Ирина Колпакова — биография, новости, личная жизнь

Ирина Колпакова

Ирина Александровна Колпакова. Родилась 22 мая 1933 года в Ленинграде. Советская и российская артистка балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Герой Социалистического Труда (1983). Народная артистка СССР (1965). Лауреат Государственной премии СССР (1980).

Ирина Колпакова родилась 22 мая 1933 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). По другим данным родилась в 1935 году.

Отец — Александр Герасимович Колпаков, математик, преподавал в ЛГУ.

Мать — Леонтина Карловна Перм, экономист.

Ее отец погиб во время Блокады Ленинграда. Ирина вместе с матерью была эвакуирована.

С ранних лет занималась балетом. В 1951 году окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) по классу легендарной балерины и педагога Агриппины Яковлевны Вагановой (этот выпуск стал последним для Вагановой). Колпакова — одна из самых любимых учениц Агриппины Вагановой.

В 1951-1989 годах — прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), на сцене которого исполнила множество балетов, став признанной исполнительницей партий классического репертуара — Раймонды, Жизели, Сильфиды в «Шопениане».

Ирина Колпакова в молодости

Особенно сильным стал образ принцессы Авроры, созданный Колпаковой в «Спящей красавице». В нем соединились ее достоинства — природные и обретенные. Утончённость юного облика и светлый лиризм, инструментальность танца и тяга к обобщению — всё слилось, чтобы вызвать к жизни образ поразительной цельности. Виртуозная танцовщица, Колпакова уверенно поднялась на вершину академизма, утверждённого девятнадцатым веком и усовершенствованного техникой двадцатого. Основное же достижение балерины — в раскрытии музыкально-хореографического содержания балета. Как отмечал критик, «ее образный танец воплощает прекрасный и нежный, как юность, идеал, вечно живущий в сознании человека, его немеркнущее под натиском тёмных сил сияние, его конечное торжество и бессмертие». Партия Авроры в её исполнении органично двигалась по течению балета-симфонии, набирая художественную силу, становясь ведущей, последовательно развивающейся темой хореографической партитуры.

В первые же сезоны ее работы в театре определилась приверженность юной актрисы классическому танцу. С безупречным чувством стиля, изяществом, легкостью и чистотой танцует она такие сугубо классические партии, как принцесса Флорина и Повелительница дриад. Со временем эти черты творческой индивидуальности, помноженные на блестящее мастерство, снискали Колпаковой мировую известность в партиях Авроры и Раймонды.

Балетные партии Ирины Колпаковой:

1950 — Фея Флёр де Фарин, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1951 — Два лебедя, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография Л. И. Иванова и М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1951 — Гран-па, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. И. Петипа в редакции В. И. Пономарёва;
1952 — Фея Нежности, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1952 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. И. Петипа;
1953 — Сверстница, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, хореография Л. М. Лавровского;
1953 — Сильфида, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. М. Фокина;
1953 — Принцесса Флорина, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1954 — Маша, «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография В. И. Вайнонена;
1954 — Мария, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, хореография Р. В. Захарова;
1954 — Золушка, «Золушка» С. С. Прокофьева, хореография К. М. Сергеева;
1956 — Принцесса Аврора, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1957 — Па-де-труа I акта, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1957 — Менада, «Спартак» А. И. Хачатуряна, хореография Л. В. Якобсона;
1957 — Катерина, «Каменный цветок» С. С. Прокофьева, хореография Ю. Н. Григоровича;
1958 — Панночка, «Тарас Бульба» В. В. Соловьёва-Седого, хореография Б. А. Фенстера;
1958 — Тао Хоа, «Красный мак» Р. М. Глиэра, хореография А. Андреева;
1958 — Снегурочка и Мечта, «Хореографические миниатюры», миниатюра «Снегурочка» на музыку С. С. Прокофьева, хореография Л. В. Якобсона;
1959 — Его любимая, «Берег надежды» А. П. Петрова, хореография И. Д. Бельского;
1959 — Жизель, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли и Ж. Перро в редакции М. Петипа;
1960 — Дездемона, «Отелло» А. Д. Мачавариани, хореография В. М. Чабукиани;
1960 — Подруга Раймонды, «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1960 — Нина, «Маскарад» Л. А. Лапутина, хореография Б. А. Фенстера;
1961 — Ширин, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, хореография Ю. Н. Григоровича;
1962 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, хореография Л. М. Лавровского;
1963 — Раймонда, «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1965 — Китри, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. И. Петипа в редакции А. А. Горского;
1965 — Никия, картина «Тени» из балета «Баядерка», хореография М. И. Петипа;
1965 — Любовь, «Человек» Б. Салманова, хореография В. Катаева;
1966 — Солистка, «Сарабанда», миниатюра на музыку Первой Французской сюиты И. С. Баха, хореография Г. Д. Алексидзе;
1968 — Девица-краса, «Страна чудес» И. И. Шварца, хореография Л. В. Якобсона;
1969 — Ала, «Скифская сюита», хореография Г. Д. Алексидзе на музыку одноименной сюиты С. С. Прокофьева;
1969 — Она, «Двое», хореографическая композиция на музыку А. Д. Меликова по мотивам стихотворения Р. И. Рождественского, хореография О. М. Виноградова;
1969 — Юлия, «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, хореография И. А. Чернышёва;
1969 — Солистка, хореографические миниатюры «Дивертисмент ре мажор В.-А. Моцарта» и «Концерт фа мажор Вивальди», хореография Г. Д. Алексидзе;
1971 — Ева, «Сотворение мира» А. П. Петрова, хореография Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва;
1972 — Сюимбике, «Шурале» Ф. З. Яруллина, хореография Л. В. Якобсона;
1972 — Принцесса Роза, «Зачарованный принц» Б. Бриттена;
1974 — Солистка, «Безделушки» на музыку В.-А. Моцарта из «Одноактных балетов», хореография Г. Д. Алексидзе;
1974 — Птица-мечта, «Икар» С. М. Слонимского, хореография И. Д. Бельского;
1975 — Вальс из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», хореография С. Г. Кореня;
1976 — Инфанта, «Инфанта» на музыку С. Кошолкина из концертной программы «Маленькие балеты», хореография Л. Д. Лебедева;
1977 — Неле, «Тиль Уленшпигель» Е. А. Глебова, хореография В. Н. Елизарова;
1977 — «Посвящение», хореографическая миниатюра из балета «Хореографические новеллы» на музыку П. И. Чайковского, хореография Д. А. Брянцева — Солистка (первая исполнительница);
1978 — Карлотта Гризи, «Па-де-катр», одноактный балет на музыку Ц. Пуни, хореография А. Долина;
1979 — Фарфалла, па-де-де из балета Ж. Оффенбаха «Бабочка», хореография П. Лакотта;
1979 — Наталья Николаевна, «Пушкин» А. П. Петрова, хореография Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва;
1980 — Фея, «Фея Рондских гор» на музыку Э. Грига, хореография О. М. Виноградова;
1980 — Лезгинка из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», хореография М. М. Фокина;
1981 — Сильфида, «Сильфида» Г. С.фон Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен.

Читайте также:  Генеральный директор воэк цветков

«Хрустальная балерина» — так называли Ирину Колпакову.

Она блистала на сцене вместе с Рудольфом Нуреевым и Михаилом Барышниковым, на неё ставили балеты Юрий Григорович, Игорь Бельский, Олег Виноградов, Наталья Касаткина и Владимир Василев.

«Я всегда трезво на себя смотрела. Без всяких котурнов. Меня сама жизнь развивала, заставляла объективно себя оценивать. Самокритики во мне изначально больше, чем надо», — говорила балерина.

Ирина Колпакова стала первой исполнительницей в балетах Ю. Н. Григоровича «Каменный цветок» (Катерина) и «Легенда о любви» (Ширин).

В 1971-1991 годах — педагог-репетитор Театра оперы и балета им. С. М. Кирова.

В 1982 году окончила Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности балетмейстер-репетитор (дипломная работа — «Спящая красавица» П. И. Чайковского в Вильнюсском театре оперы и балета под руководством П. А. Гусева).

Ирина Колпакова

Поставила балеты: «Жизель» А. Адана, редакция М. И. Петипа; «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. М. Фокина; картина «Тени» из балета «Баядерка» и гран-па из балета «Пахита», хореография М. И. Петипа; «Пахита» Э. Дельдеве и Л. Минкуса; «Сильфида» А. Бурнонвиля (София, Болгария); «Спящая красавица», хореография М. И. Петипа (Минский театр оперы и балета); «Шопениана» на музыку Ф. Шопена («Гранд-опера», Париж).

Депутат Верховного совета СССР IX созыва (1974-1979).

С 1986 года — член правления Союза театральных деятелей РСФСР.

С 1995 года преподавала в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, профессор кафедры классического танца.

С середины 1990-х годов работет балетмейстером — репетитором Американского театра балета в Нью-Йорке (США), вместе с мужем, бывшим танцовщиком и партнёром, В. Г. Семёновым.

Приглашение поработать в Америке она получила от давнего друга и партнера по сцене Михаила Барышникова. Сама балерина рассказывала: «Миша Барышников там был в то время директором. Мы с Мишей танцевали еще в Ленинграде. Один наш общий друг пришел к нему и сказал: «Слушайте, а вы не хотите пригласить Ирину?» Миша сказал: «С удовольствием». Я в то время жила и работала в Питере. ABT предложил подписать контракт. Только на год. Такова практика. В Америке бывала и раньше на гастролях, к нам в Питер приезжали и труппа Баланчина, и другие американские балетные театры. Согласилась, хотя понимала: одно дело — видеть их на сцене, другое дело — работать вместе с иностранными артистами. Увы, когда я добралась до Нью-Йорка, Миша как раз ушел из театра. Я оказалась фактически одна, не защищена чьей-либо протекцией, без английского языка. Впрочем, во всем мире балетный язык общий. Всегда можно договориться, объясниться».

Читайте также:  Что означает карта таро цветок

В 1996 году балерине «за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства» указом Президента РФ была установлена Президентская пенсия.

Проживает в Толстовском доме в Санкт-Петербурге, а также на Манхэттене (Нью-Йорк).

Личная жизнь Ирины Колпаковой:

Муж — Владилен Григорьевич Семёнов (1932 г.р.), советский и российский артист балета, балетный педагог, Народный артист СССР.

Дочь — Татьяна Семенова, окончила Мухинскую академию (ныне носит имя Штиглица), дизайнер одежды, основатель Модного Дома.

Ирина Колпакова и Владилен Семёнов

Фильмография Ирины Колпаковой:

1958 — Шопениана (фильм-спектакль)
1960 — Хореографические миниатюры (фильм-спектакль)
1970 — Один из нас — Китри, сцены из балета «Дон Кихот»
1970 — Барышня и хулиган (фильм-спектакль)
1978 — Ирина Колпакова (документальный)
1982 — Дом у дороги (фильм-спектакль) — женщина
1983 — И каждый вечер в час назначенный. (документальный)
1984 — Сильфида (фильм-балет) (фильм-спектакль) — Сильфида
1986 — Агриппина Ваганова (документальный)
1987 — Балет от первого лица (документальный)
2009 — Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)

Библиография Ирины Колпаковой:

Награды и звания Ирины Колпаковой:

1951 — III международный фестиваль молодёжи и студентов (Берлин, I премия, совместно с Б. И. Хохловым);
1957 — Заслуженная артистка РСФСР;
1960 — Народная артистка РСФСР — за заслуги в области советского искусства;
1965 — Народная артистка СССР — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства;
1965 — Премия «Золотая Звезда» III Международного фестиваля танца (Париж);
1967 — Орден Трудового Красного Знамени — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры;
1971 — Орден Трудового Красного Знамени — за большие успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана;
1980 — Государственная премия СССР 1980 года в области литературы, искусства и архитектуры — за исполнение партий классического и современного репертуара в балетных спектаклях последних лет в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова;
1982 — Премия имени А. А. Павловой (Париж);
1983 — Герой Социалистического Труда, Орден Ленина — за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с 200-летием Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова.

Источник

Adblock
detector