Меню

Фарфор клеймо цветок лотоса

Фарфор СССР: клейма ведущих заводов

Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.

Гиганты фарфоровой промышленности СССР

На территории Советского Союза действовало 178 предприятий, выпускающих тонкостенную керамику. Не вся их продукция была равноценной, но среди предметов массового потребления встречались настоящие шедевры, цена которых на антикварных аукционах может превышать $1 млн. Наиболее востребованы статуэтки и посуда, выпущенные до 1960-х годов. Строго говоря, это – не антиквариат, а винтаж, но советский фарфор представляет исключение из общих правил.

Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.

Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».

Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.

Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.

Ретроспектива по годам:

В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.

В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.

В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.

Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»

С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».

В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:

Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».

Фарфор Вербилки

Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.

Читайте также:  Хлопок значение цветка для

Клейма по годам:

С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.

С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.

1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».

С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».

Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.

Гжель

Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.

В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.

Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.

В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.

После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.

С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.

В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.

Дулёво

Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.

В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.

Другие виды маркировки в хронологическом порядке:

С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.

В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.

Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.

1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.

Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».

С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.

С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.

Первомайский фарфоровый завод

Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.

Читайте также:  Почему вянут листья у цветка бабочки

Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:

  • высший обозначался красным;
  • I – синим;
  • II – зелёным;
  • III – коричневым.

Источник

Клеймо фарфоровых заводов СССР: описание, история и виды

Советский фарфор отличается высоким качеством и превосходным художественным оформлением. В наши дни за ним охотятся многочисленные коллекционеры и искусствоведы. На территории бывшего Советского Союза функционировало несколько десятков фабрик по производству фарфоро-фаянсовых изделий. Определить, на каком из заводов был изготовлен тот или иной предмет, поможет клеймо.

В этой статье речь пойдет о клеймах фарфоровых заводов СССР. Как они выглядят и что на них изображено? И как эти клейма менялись по годам?

Клеймо и его разновидности

Термин, скорее всего, происходит от немецкого слова Kleim, что переводится на русский язык как «клей». Клеймо – это некий графический знак, который наносится на товар или изделие с целью идентифицировать его производителя.

Клеймо, по большому счету, является «продуктом», изобретением рабовладельческой эпохи. В глубокой древности существовала практика клеймения рабов за какие-либо проступки или преступления (например, за попытку побега).

Клейма наносятся на поверхность тремя основными способами:

  1. Ударным (как правило, на металлических изделиях).
  2. Выжиганием.
  3. С помощью красителей.

Клеймо выполняет не только функцию идентификации товара. Оно очень часто является своеобразным знаком качества того или иного продукта. Кстати, именно с этой особенностью связана распространенная поговорка: «Да на тебе клейма негде ставить!». Так говорят о людях с большим количеством пороков или недостатков.

Фарфоро-фаянсовая промышленность и ее развитие в России

Фарфор – это достаточно прочный, устойчивый к термическим и химическим воздействиям материал, широко используемый в производстве посуды, предметов искусства и некоторых других изделий. Для его производства, как правило, используют четыре минеральных ресурса: это каолин, кварц, полевой шпат и пластичная глина.

Считается, что фарфор «изобрели» китайцы еще в VII веке. И они очень долго хранили в секрете рецепт его изготовления. Лишь в 1708 году европейцам удалось получить фарфор. Спустя несколько десятилетий технология его производства стала доступна и в России.

Первая в России порцеляновая мануфактура была открыта в Петербурге в 1744 году. Клеймо фарфорового завода в советское время было лаконично и узнаваемо. Оно состояло из трех фигурно переплетенных букв: «ЛФЗ» (Ленинградский фарфоровый завод). Этот завод работает и сегодня. Правда, теперь он гордо именуется Императорским, как и в дореволюционные времена.

Клейма фарфоровых заводов СССР и России: виды и особенности

В Советском Союзе фарфоро-фаянсовая промышленность была развита очень сильно. Изделия из фарфора (посуда, статуэтки, вазы и прочие предметы интерьера) изготавливали в разных уголках страны. Наибольшая концентрация заводов наблюдалась в Украинской ССР, а также в европейской части Российской СФСР.

Согласно старым советским каталогам, в СССР существовало 178 фарфоровых заводов. Клеймо было у каждого из них! На нем изображались либо буквы, либо простые графические рисунки, чаще всего животные. Так, например, на клеймах Городницкого фарфорового завода изображен бегущий олень, Полонского – белый лебедь, Синельниковского – ласточка в полете. Пожалуй, самое интересное клеймо было у Зугдидского завода – лошадь поверх шара.

Клейма фарфоровых заводов делятся на два типа: подглазурные (выполняются на «сыром» изделии) и надглазурные (выпоняются после нанесения декоративного шара глазури). Существует три основных способа клеймления изделия:

  • выдавливание по сырой массе;
  • оттиск штампом;
  • прорисовка клейма на готовом изделии.

О чем могут рассказать клейма фарфоровых заводов

Клеймо – это, прежде всего, знак качества и подлинности товара, который ставится заводом-изготовителем. Чаще всего его можно обнаружить на донышке фарфорового изделия – чашки, тарелки, вазы или фигурки.

Клейма советских фарфоровых заводов могут немало рассказать о конкретной вещице. Вот почему настоящему коллекционеру так важно научиться их «читать». На клеймах часто содержится информация не только о производителе, но и о дате выпуска изделия, качестве фарфора, личности художника, который его расписывал и т. д.

Читайте также:  Мама мой цветок минус

Важно отметить, что у одной и той же фабрики может быть целый «арсенал» таких маркировок, ведь по годам клейма фарфоровых заводов очень часто менялись. Порой, до неузнаваемости. Все это создает немало проблем нынешнему поколению коллекционеров в процесс идентификации тех или иных изделий.

На клеймах фарфоровых изделий нередко можно увидеть следующие отметки: «1-С», «2-С», «3-С». Что они означают? Это знаки, по которым можно определить сорт фарфора:

  • первый сорт (1-С);
  • второй сорт (2-С);
  • третий сорт (3-С).

Сорт фарфора иногда указывают и с помощью цвета клейма: красный – для изделий высшего сорта качества; синий – для первого сорта, зеленый – для второго и черный (или коричневый) – для третьего.

Далее мы подробнее расскажем о самых известных фарфоровых заводах СССР, уделив особое внимание их продукции и клеймам.

Ленинградский фарфоровый завод

Это старейшее и одно из самых крупных в России предприятий по производству фарфоровых изделий. Оно было основано еще в 1744 году. Сейчас завод носит название – Императорский (сокращенно – ИФЗ).

Фарфор ИФЗ экспонируется в ряде известных музеев мира (в частности, в лондонском, нью-йоркском, а также в Эрмитаже). Сегодня завод выпускает широчайший спектр разнообразной продукции. Это чайные сервизы, чашки и блюдца, статуэтки, различные предметы интерьера. Большой популярностью пользуется серия «Москва и Петербург в фарфоре», изображающая основные достопримечательности двух столиц страны на чашках, тарелках и сувенирных колокольчиках.

Клеймо фарфорового завода в советские времена имело предельно лаконичный вид: три переплетенных буквы «ЛФЗ». Сегодня на всех оттисках этого предприятия красуется двуглавый орел с датой основания завода и надписью Imperial Porcelain.

Дмитровский фарфоровый завод

Данное предприятие, основанное в 1766 году, находится в поселке Вербилки (Талдомский район Московской области). В наши дни оно носит название «Фарфор Вербилок».

В советское время Дмитровский завод был ориентирован на выпуск массовой продукции невысокого качества. Тем не менее в этот период фарфоровые изделия завода получают ряд престижных международных наград (в частности, золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1937 года). Сегодня «Фарфор Вербилок» – это одно из трех действующих в России фарфоровых предприятий.

Клеймо фарфорового завода в Вербилках не узнать невозможно. На нем изображена голова лося с литерой «В» в нижнем правом углу.

Дулёвский фарфоровый завод

Самое крупное по объемам производства предприятие фарфоро-фаянсовой промышленности в современной России расположено в городе Ликино-Дулёво (также Московской области). Дулёвский завод был основан в 1832 году. При руководстве талантливого предпринимателя М. С. Кузнецова фабрика приобрела мировую славу и популярность.

Изделия этого завода легко узнаются по специфической художественной росписи. В ней четко прослеживаются мотивы русского народного фольклора с преобладанием оранжевых и красных цветов. Чайный сервиз «Золотой олень», пожалуй, является самым знаковым произведением этого завода.

Клейма Дулёвского фарфорового завода за всю историю его существования менялись 30 раз! С 1962 года маркой предприятия остается графическое изображение сокола. Причем, птица может «глядеть» как в левую, так и в правую стороны.

Городницкий фарфоровый завод

Это одно из старейших предприятий украинской фарфоро-фаянсовой промышленности. Завод был построен в 1799 году и принадлежал княжескому роду Чарторыйских. К великому сожалению, в 2012 году предприятие было окончательно закрыто. Оно располагалось в поселке Городница Житомирской области.

В советское время завод выпускал посуду, чайные сервизы, а также фарфоровые статуэтки. На клейме изделий изображали либо лебедя, либо три буквы: ГФЗ (по названию завода).

Полонский фарфоровый завод

Во второй половине XIX века фарфоровая промышленность начинает бурно развиваться в Подолии (регион Западной Украины), чему способствовала местная сырьевая база – богатые месторождения каолина, глины и кварцевого песка. В 1889 году в старинном городке Полонное (ныне Хмельницкой области) был основан завод, которому суждено было стать одним из крупнейших предприятий по производству фарфора в СССР.

Особо прославился Полонский завод выпуском многочисленных статуэток. Знаменитый графин с рюмками в виде рыбок, пожалуй, стоял в каждой второй советской семье. На изделиях Полонского фарфорового завода чаще всего можно увидеть клеймо в виде лебедя. К сожалению, в 2008 году гигант украинской фарфоровой промышленности прекратил свое существование.

Источник

Adblock
detector