Меню

Чувство ответственности за родных в рассказе цветок хлеба

Рассказ «Цветок хлеба». Как проявляется чувство ответственности за родных?

«Цветок хлеба» как проявляется в рассказе чувство ответственности за родных?

Ю.Я Яковлев рассказ «Цветок хлеба» как проявляется в рассказе чувство ответственности за родных?

В рассказе «Цветок хлеба», писатель Юрий Яковлев показывает пример того, как люди старались помочь друг другу. Когда Коля пришел на пасеку, дед спросил про бабушку, как она, что » все ползает?»

Слов мало, но и так все понятно.

Когда Коля отдал бабушке вещи, чтобы простирала, она встревожилась, как он там?Мальчик ответил, что, мол, ему сделается, все «пчел пасет».

Два вопроса друг о друге, но в них скрыта тревога и забота о родном человеке.

Опять же, бабушка не убрала вернувшийся с пасеки корж, а положила его перед мальчиком. Все делается ради близких тебе людей, сначала накормить их, а уж потом сам, как получится.

Насколько я знаю — да. Разные районы города относятся к разным военкоматам. Муж при смене прописки фиксировался в военкомате. А если это переезд в другой город, то даже тянуть не стоит, становиться на учет придется обязательно.

В первую очередь, ребёнок всё должен видеть на примере родителей. Он как раз с них-то всё и копирует. Если родители пускают всё на самотёк, всё на авось, не хотят решать проблемы, часто просто отмахиваются от чего-то, потому что им просто лень или не интересно, разрешают не делать чего-то, что на самом деле желательно сделать — ребёнок понимает, что можно и так, и потом его уже не перевоспитать.

То есть, закладывается это с самого раннего детства. И не позже (мол, пусть ещё подрастёт — тогда буду воспитывать в нём мужика). Нельзя сначала расслаблять его, потому что он ещё маленький, а потом вдруг начинать менять.

Да и мало, кто в это верит.

Многим уже ясно что Киев — за войну, что одни украинцы — устали от войны, другие устали от Киева, третьи вообще против всего.

Хорошие хурналисты от плохих отличаются не только умением грамотно писать, но и ответственным подходом к тому, что они пишут. Поэтому хороший журналист двадцать раз всё перепроверит, прежде чем публиковать свой материал.

Если Рай существует, то туда попадают лишь единицы, действительно избранные, даже из числа многомиллионной армии верующих, ибо жизнь без греха на Земле требует самопожертвования, это все-таки не Земля Обетованная, в значении «Эдема».

На Земле ничего просто так не дается, многим приходиться наступать, и не раз, на свою честь, совесть и здравый смысл, так как препятствий и проблем огромное множество и нескончаемый поток, плюс соблазны поджидают на каждом углу. И чтобы совладать со всем этим и оставаться безгрешным, нужно, на мой взгляд, проявлять недюжинную силу воли, неисчерпаемое терпения и искреннюю и глубокую любовь к человеку, к окружающему миру и к Создателю.

Но человек не настолько силен физически, психически и духовно, как хотелось бы.

Например, многие верующие думают о покаянии и Суде Божьем, причем постоянно, а нужно, на мой взгляд, не столько думать о Суде, сколько жить с добрыми помыслами и делами. К тому же, одно дело — проступок по наивности, по неосторожности, и другое дело — осознанный, преднамеренный.

И когда добрые деяния делаются не в счет покаяния, а от чистого сердца, то есть присутствует жертвенность временем, здоровьем, материальными благами и, порой, жизнью, не смотря ни на что (например, зачтется это или нет) — вот это и есть очищение. По-моему, это естественно и правильно.

Читайте также:  Колокольчик лесной или полевой цветок

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Отзыв о рассказе Яковлева «Цветок хлеба»

Главный герой рассказа Юрия Яковлева «Цветок хлеба» — мальчик по имени Коля. Во время войны Коля всегда был голодным. Еды в доме практически не было, и мальчик ел все, что росло в округе – черемуху, щавель, кислые лесные яблоки.

Лишь однажды, когда в их доме останавливались солдаты, ему удалось вволю поесть хлеба. Один из солдат дал ему большой кусок хлеба, и Коля, забравшись на печку, ел этот хлеб, зажмурив глаза от удовольствия. А после того, как Коля досыта наелся, он крепко уснул.

В конце войны мать Коли посеяла на огороде хлеб. Когда появились всходы, мальчик попробовал один росток на вкус, и, по его мнению, это была обычная трава. Но позднее ростки свернулись в трубочки, и мать Коли сказала, что хлеб скоро зацветет. Мальчик ждал появления цветков хлеба и гадал, как они будут выглядеть.

Но он так и не увидел цветков, а на хлебных ростках сформировались колосья. Когда хлеб созрел, и его убрали, бабушка Коли испекла два коржа. Одним коржом она угостила внука, и тот быстро съел свежий, вкусно пахнущий хлеб.

А второй корж бабушка попросила отнести деду на пасеку. Коля взял еще горячий корж и понес его деду. Корж он спрятал под рубаху, чтобы деревенские мальчишки его не отобрали.

Когда он пришел на пасеку, то застал деда перед пчелиным водопоем. По желобу стекала вода, пчелы ее пили, и вода от пчел становилась сладковатой. Дед набирал в ладонь эту воду и пил ее.

Мальчик отдал деду корж и тот ему обрадовался. Коля надеялся, что дед разделит с ним корж, но тот отнес его в шалаш. Мальчик посчитал деда жадным человеком, он думал, что дед решил съесть корж без него, один.

Вскоре дед вышел из шалаша и передал Коле котомку с бельем для стирки. В этот момент мальчику очень хотелось попросить у деда кусочек коржа, но он сдержался и промолчал. Когда Коля пришел домой, он отдал котомку бабушке. Та стала перебирать белье и на дне котомки нашла корж, завернутый в чистую тряпочку.

Она молча положила корж перед внуком. Коля обрадовался, и протянул было руку к угощению. Но потом до него дошло, что дед не стал есть этот корж, а остался на пасеке и пьет там подслащенную воду, чтобы заглушить чувство голода. Тогда Коля завернул корж в тряпицу и положил его в сундук, где лежали дедушкины вещи.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Яковлева «Цветок хлеба» заключается в том, что в любой ситуации важно сохранять чувство собственного достоинства. Когда бабушка испекла коржи, Коле очень хотелось отломить кусочек этого вкусного хлеба. Но он терпел и не брал корж, пока бабушка сама не угостила его.

Рассказ Яковлева «Цветок хлеба» учит не думать плохо о близких людях. Коля надеялся, что дедушка угостит его своим коржом, но тот унес корж в шалаш. И тогда Коля решил, что дед хочет сам съесть весь корж, когда Коля уйдет домой. Но мальчик ошибался, потому что дедушка тайком положил корж в котомку, чтобы внук съел его дома сам. Поняв, что он плохо подумал о дедушке, Коля не стал есть второй корж, а положил его в дедушкин сундук.

В рассказе мне понравился дедушка Коли, который, будучи сам голодным, отдал свой корж внуку.

Читайте также:  Аппликация цветок жизни цель

Какие пословицы подходят к рассказу Яковлева «Цветок хлеба»?

Голод не тетка.
Хлеб всему голова.
Всякому своя честь дорога.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Урок на тему «Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (5 класс)

Серия «Рассказы о войне для школьников 5-6 классов»

Цель: научиться понимать ,что такое добро.
Работа с лингвистическими средствами, понимание замысла автора

совершенствование умений и навыков анализа эпического произведения обучающихся

воспитание трепетного отношения к хлебу, внимательного отношения к старшим

развитие мышления, творческих способностей, способности к анализу.

Методические приёмы: анализ эпического произведения, дискуссия, лекция учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа по плану, прослушивание аудиозаписи рассказа

Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворение о ХЛЕБЕ), дискуссия, синквейн

Методы организации учебно-познавательной деятельности: работа с произведением.

Оборудование: доска, выставка книг о войне, экран, компьютер, этимологический словарь, иллюстрации.

Ход урока.
1.Дома ребята прочитали рассказ Яковлева и написали отзыв о нем.
Учитель зачитывает несколько удачных строчек из отзывов (хорошо,если они будут выведены на экран)
2.Беседа с прослушиванием аудиозаписи рассказа.
-Каким мальчик представлял себе цветы хлеба?
Прослушивание отрывка « Он тянул в рот всё, что было съедобным,- щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники — вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

—Почему мальчик так питался?
3.Слово учителя.
Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.

После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», — писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького

Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником — не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева — обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.
Как вы думаете,ребята,зачем Ю.Яковлев написал рассказ «Цветок хлеба»?

4.Разбор домашнего задания «Словарик рассказа»(оно может выглядеть таким образом)

Название несмолотого зерна пшеницы или ржи — «хлеба в зерне» . Происходит от греческого слово «хлеб» (σιτος) (читается как зитос)

Подарок, как правило в виде вкусных лакомств

Комментарии могут быть разными

Небольшое, незначительное количество; значимая, но не преобладающая часть

При необходимости учащиеся обращаются к этимологическому словарю.

5.Стихотворение о хлебе.
Видеоролик на экране.
Стихотворение Н.Добронравова «Хлеб» читает автор
Хлеб.

Хлеб из затхлой муки , пополам с отрубями ,

Помним в горькие годы ясней, чем себя мы.

Хлеб везли на подводе. Стыл мороз за прилавком.

Мы по карточкам хлеб забирали на завтра.

Ах какой он был мягкий, какой был хороший!

Читайте также:  Эпифиллум цветок магические свойства

Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший…

Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник,

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями

Может быть, оттого, что, прощаясь, солдаты
Хлеб из двери теплушки раздавали ребятам.
Были равными все мы тогда перед хлебом,
Перед злым, почерневшим от «Юнкерсов» небом,
Пред воспетой и рухнувшей вдруг обороной.
Перед желтенькой, первой в семье похоронной,
Перед криком «ура», и блокадною болью,
Перед пленом и смертью, перед кровью и солью.
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,
И солдаты, и маршалы вместе рубали.
Ели, будто молясь, доедали до крошки.
Всю войну я не помню даже корки засохшей.

… За витриною хлеб вызывающе свежий.
Что ж так хочется крикнуть: «Мы все те же! Все те же!»?
Белой булки кусок кем-то под ноги брошен.
Всю войну я не помню даже крошки засохшей…
Мы остались в живых. Стала легче дорога.
Мы черствеем, как хлеб, которого много.
Что общего у рассказа Ю.Яковлева и у стихотворения Н.Добронравова?
6.Групповая работа.
Учащиеся одной группы задают вопрос по тексту,а вторая группа должна ответить цитатой из рассказа(прочесть ее)
Например:
1 группа задает вопрос

-Как поступили с мукой 1 урожая?
2 группа зачитывает отрывок:

«Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло.»
Или
2 группа задает вопрос :
-О чем мечтал мальчик по дороге домой ?
Ответ:

«Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером»
7.Слово учителя .

Что такое добро?Урок доброты.

Добро – это светлое и чистое чувство, заставляющее человека помогать другим, заботиться о слабых и обиженных, сострадая им.

Дедушка мальчика дал своему внуку один из самых замечательных уроков добра.
Коля устыдился своих неправильных мыслей о взрослых и навсегда запомнил эту историю.
« Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам. И он воевал с фашистами, а медали ему не надо».

8.Вывод.
Так почему рассказ так называется?
А как бы вы, ребята, назвали наш урок еще?

Составляем синквейн урока.

СИНКВЕЙН (от французского «5», пятистишие)

1 строчка – 1 слово (существительное) Называет объект

1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.

^ 2 строчка – 2 слова (прилагательные) Характеристика объекта

2. Описание темы в 2 – х словах – прил.

3 строчка – 3 слова (глаголы) Описание действия объекта

3. Описание действия в рамках этой темы

^ 4 строчка – 4 слова (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте

4. Фраза из 4 – х слов, показывающая отношение к теме – любая часть речи

^ 5 строчка – 1 слово (любая часть речи)Вывод. Эмоциональное заключение

5. Вывод из одного слова, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи

— Работа учащихся. Запись синквейна.
Может получиться:
1.Хлеб
2.Особенный,долгожданный
3.Ждали,радовались,удивлялись
4.Стал важным уроком доброты
5.Важно!
Домашнее задание.

Приложение «Иллюстрации к рассказу» Источник :Диафильм «Цветок хлеба»,1971
Иллюстратор: Сердюков Владимир Иванович(кадры 4 и 7)

Источник

Adblock
detector