Меню

Чем отличается сказ от сказки 5 класс литература каменный цветок

Презентация. Сравнительный анализ сказа и сказки.
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Презентацию «Сравнительный анализ сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» и русской народной сказки «Кощей Бессмертный» выполнила ученица 5б класса Никонова Наталья.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сравнительный анализ сказа Б.Б.Бажова «каменный цветок» и русской народной сказки «Кощей Бессмертный». Ученицы 5 б класса Никоновой Натальи

В сказе место определено точно. Это в мастерской, на Медной горе, в деревне и на Урале. Отличие первое В сказке же место действие неопределённое: «в некотором царстве, в некотором государстве…»

В сказе рассказчик свидетель того, что произошло в деревне. Это один из жителей деревни. Отличие второе В сказке же кто рассказчик не указано, и рассказывается так, к ак было услышано.

То, о чем повествуется в сказе произошло с рассказчиком недавно. Отличие третье То, о чем повествуется в сказке, было двести-триста лет назад

В сказе понятно, что приказчик отрицательный герой, а Данилушко и Прокопыч — положительные. Отличие ч етвёртое В сказке же все может измениться, как и поступки братьев Ивана-царевича. Однако бедная старушка тоже добрая, как и Иван-царевич.

В сказе нет волшебства. Оно лишь служит вдохновением для писателя. Отличие пятое В сказке же очень много волшебства. Звери разговаривают, добрая старушка незаметно появляется и исчезает, а волшебный перстень творит чудеса.

Источник

Сравнительная характеристика сказа и сказки на примере русских авторов.

Сравнительная характеристика сказа и сказки на примере произведений русских авторов (П.Бажова «Каменный цветок» и Н. Афанасьева «Царевна — лягушка»).

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика сказа и сказки на примере русских авторов.»

В чем отличие сказа от сказки?

  • Сказ- это передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению, реальные события, которые происходили давным — давно
  • Сказка- повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

  • Сказ:
  • Действие в сказе происходит в конкретном месте и в конкретное время.
  • Сказка:
  • Действия в сказке происходят в каком –то далеком месте и отдалено от времени.

В сказе волшебство это сила мастера, его вдохновение, результаты его творчества.

В сказке волшебство это основа сказки (действия)

  • Сказ:
  • Каждый герой в сказе имеет свой характер, различие между ними очень заметно (например: приказчик –это отрицательный герой, мастер –положительный герой)
  • Сказка:
  • Характеры героев не зависят от их социального статуса, положения в обществе (Иван-царевич –положительный герой, Кащей –отрицательный герой)

  • Сказ:
  • Нет начала;
  • Нет образа рассказчика;
  • Герои реальные персонажи со своими судьбами, характерами;
  • Уже в начале произведения герои имеют волшебную силу;
  • Действие в сказе происходит в конкретном месте и имеет реальную основу.
  • Сказка:
  • Есть начало;
  • Есть образ рассказчика;
  • Герои либо добрые, либо злые;
  • Волшебство происходит с помощью слов заклинания;
  • Действие сказки происходит в выдуманном мире.

Источник

Урок литературы в 5 классе по сказу П.Бажова «Каменный цветок»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Читайте также:  Канна цветок приметы для дома

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ П.П.Бажов Каменный цветок.docx

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)

Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать отличительные признаки сказа.

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ.

Окружающий мир, речь и культура речи.

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

Урок открытия нового знания.

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание»

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

Проверка Домашнего задания.

Читаются слова некоторых героев из текста «Каменный цветок» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание. (стр. 206 –«сиротка был этот парнишечко…», стр. 207 «что только из тебя выйдет, Данилко. », стр.208 – «На мой взгляд, дедушка….», стр.209 «…Разулся, котомку свою под голову…», стр. 211 «Ну-ко, покажи, чему тебя мастер научил», стр. 423-214 «Глаз у него верный, рука смелая…», стр. 219 «Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша…»

Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

Применяя ранее полученные знания, определяют , кто говорит реплики, к какому герою подходит описпние.

Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умелец из народа.

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

1 . Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализа-ция и углубление изученного

1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове.

Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.

Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором сказов?

Что такое сказ? Чем отличается он от сказки?

Как учился П. Бажов и каким образом получил он доступ к сокровищам библиотеки?

Какие сказители тебе известны?

2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА

3. Определение структуры текста

4. Определение рамок структуры текста сказа «Каменный цветок»

Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Реальные события, герои, место, где происходит действие

Завязка, кульминация, развязка

Называют по содержанию текста.

Читайте также:  Хризантема это похоронный цветок

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

Цель -развитие читательских умений.

Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».

Что удивило или, может быть, даже поразило во время чте ния сказа? Что показалось необычным или непривычным?

Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?

О чем рассказывает «Каменный цветок»?

Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделан ную на заказ? Что мучило его?

— Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника?

— Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи на примерах, что жизнь не баловала Данилку. Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему?

( Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни горняцкого поселка, с простыми людьми, такими как мастер Данило. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность .)

Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недово лен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастер ство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подра жать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.)

(Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или най дут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красо ту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я при мечал ». Тяга у него была к малахитовому делу! Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настояще го мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Дол жен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом го ворит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсут ствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли.

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

Читайте также:  Как называется цветок махровые цветы листочки комнатный

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

1. Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

Цель – зафиксировать новые знания

Составление рассказа о жизни Данилки.

Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и рабо тать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.

Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Данилки

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;

1. Формирование навыков речевой деятельности

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа спо тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

Работа над языком сказа, особенностями речи героев.

— Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и сво ей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Мед ной горы Хозяйкой).

— От чьего лица идет повествование: от лица автора или рас сказчика? Свое мнение нужно обосновать.

— Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Дани ло-мастер», например, ведь главным героем является он? А что если убрать из сказки историю о каменном цветке и оставить рассказ о масте ре, о его других талантливых работах, представить, что он благопо лучно женился на Кате, и стали они жить-поживать да добра на живать? Какое название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Да нило-мастер». Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему на звание «Каменный цветок»?

(Услыша ли они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.)

( Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизиру ет красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хо зяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила мастерства.)

1. Освоение способов совместной деятельности

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Цель – зафиксировать новое содержание

У стное рисование «каменного цветка».

Чем заканчивается сказ? Ч то же дальше случилось с мастером. А вот об этом они узнают, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».

Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые воз никли в воображении после прочтения.

Индивидуальные задания: найти эпизоды, в которых появляется Медной горы Хозяйка; рассказать о жизни Данилы-мастера, включив в рассказ чтение или пересказ отрывков из сказов, исполь зуя пояснения из задания 2-3 («Наедине со сказами, прочитанными самостоятельно», с. 222).

Источник

Adblock
detector