Меню

Анализ цветка в стихотворении пушкина цветок

Краткий анализ стихотворения «Цветок» (Цветок засохший…) по плану

1. История создания

Стихотворение «Цветок» написано Пушкиным в 1828 году, через полтора года после возвращения в Петербург из Михайловского. Это время принято считать переломным в жизни поэта.

Проведя более 2-х лет в уединении северной ссылки, Пушкин пересмотрел свои взгляды на мир, обрёл новые творческие установки и нравственные ценности.

В стихотворении «Цветок» наметился поворот к философской лирике, а также – к характерным для всей поздней лирики поэта мотивам быстротечности человеческой жизни.

2. Литературное направление

Произведение проникнуто духом сентиментализма. Само обращение к образу цветка и уподобление его человеческой жизни отсылает читателя к сентиментальной традиции.

Поэт размышляет о судьбе неизвестных ему людей, их мыслях, чувствах, переживаниях. Предмет его размышлений – тонкая духовная ткань человеческих отношений.

3. Род

Стихотворение являет собой образец философской лирики. Ему присуща камерность, эмоциональность, обращённость к внутреннему миру человека.

4. Жанр

По форме «Цветок» представляет собой элегию.

Стихотворение выполнено в слегка минорной тональности задумчивого размышления.

5. Проблематика

Основная проблема, затронутая в произведении – хрупкость бытия.

Время и обстоятельства срывают человеческие жизни, словно благоуханные цветы, обречённые на забвение.

«Безуханный» цветок становится символом отцветшей человеческой жизни, не оставившей о себе воспоминаний.

6. Тематика

В стихотворении звучит тема конечности человеческой жизни, хрупкости всего земного.

Автор напоминает нам о ценности каждого мгновения, неслучайности каждой встречи.

7. Идея

Идея стихотворения «Цветок» состоит в том, что всё земное быстро проходит, забывается, подобно красоте и аромату сорванного цветка. Человеческая жизнь – одно мгновение по сравнению с вечностью.

8. Пафос

Стихотворение написано в упоении печалью от созерцания засохшего цветка.

Сожаление о его молодости сродни тоске автора по собственной утраченной юности. Кажется, что поэтом движет грустная мысль о краткости отмеренного людям срока.

9. Система образов

Стихотворение построено на образе цветка, обнаруженного лирическим героем между страниц книги. Поэт называет его «засохшим», «безуханным», «забытым», «неведомым».

Задавая вопросы о судьбе цветка, он постепенно начинает искать следы сорвавшей его руки и думать о тех, кому был дорог цветок.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – увядший цветок, герой и героиня.

Возникают образы неизвестных мужчины и женщины, которых могла связывать неуловимая тайная цветка.

«Он» и «она» лишены портретных и психологических характеристик, автор лишь предполагает, что цветок мог быть подарком при свиданье или разлуке, спутником на одинокой прогулке. Всех троих (цветок, «его», «её») ждёт один удел: забвение.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – поэт-мечтатель, в душе которого находит отклик каждое впечатление бытия.

Незаметная деталь – сухой цветок – становится в его сознании поводом для написания философского стихотворения о смысле жизни. Это говорит о чувствительности поэта, его отзывчивости, открытости и душевной уязвимости.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. Автор находит в старой книге засохший цветок и пытается представить себе, где он рос, кем и для чего был сорван.

Затем его мысли переносятся к возможным героям драмы, возникает образ любви, символом которой мог стать цветок.

Стихотворение заканчивается предположением о том, что придуманные поэтом герои уже «увяли», подобно цветку. Любая история имеет свой конец, и только живое воображение поэта может её воскресить.

13. Композиция

Стихотворение обладает линейной композицией.

  • Первая строфа повествует о нахождении цветка.
  • Вторая содержит в себе вопросы о его судьбе.
  • В третьей – мысль автора обращается к людям, для которых цветок был не просто растением.
  • Четвёртая строфа содержит вывод, сформулированный в виде вопроса-предположения.

14. Рифма, ритм, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Для него характерна перекрёстная рифмовка (АВАВ).

Встречаются простые и сложные, точные и неточные, мужские и женские рифмы.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения помогает создать образ тихого увядающего растения.

Читайте также:  Цветок магнолии рисунок графика

Поэт использует аллитерации с «з», «ц», «с», «ш», «х», благодаря которым кажется, будто слова шелестят и похрустывают, словно страницы пожелтевшей книги или лепестки засохшего цветка, царапающие бумагу.

Ассонансы с «о», «ы», «и», «у» усиливают настроение тишины и печали.

В стихотворении преобладают вопросительные предложения. Поэт задаёт самому себе вопросы. Он не знает наверняка, но лишь предполагает, какой была судьба цветка и тех, кто его сорвал.

Лексика стихотворения сочетает общеупотребительные слова со слегка устаревшими лексемами («безуханный», «сей»). Такое переплетение стилистических особенностей выражает идею о связи прошлого с настоящим.

16. Средства художественной выразительности

Стихотворение построено на образных определениях: «цветок безуханный», «мечтою страной», «неведомый цветок». Обилие прилагательных подчёркивает элегический характер произведения.

Важной особенностью текста является использование олицетворения (цветок представлен как живое существо) и овеществления («Иль, может быть, они увяли…»).

Сначала цветку приписываются свойства умершего человека: он забытый, бездыханный. Для чего и кем он был сорван? Пушкин пытается представить этих людей, но приходит к неожиданному выводу: они и сами подобны цветам, так как судьба сорвёт их своей безжалостной рукой и также предаст забвению.

17. Значение произведения

Стихотворение «Цветок» намечает поворот к глубинным философским вопросам в поздней лирике Пушкина. Кратко и просто оно напоминает о скоротечности жизни и хрупкости всего земного.

18. Актуальность

Жизнь и смерть будут волновать людей столько, сколько им суждено прожить.

Стихотворение «Цветок» всегда будет актуально, так как каждый человек задумывается о том, как быстро всё проходит, пытаясь ухватиться за отдельные образы, воспоминания, мгновенья.

19. Моё отношение

Это стихотворение глубоко запало мне в душу. Оно наполнено искренней печалью и тревогой. Поэта волнует краткость земного пути.

Я нередко думаю о том, для чего мы живём, что останется после нас, что будут вспоминать люди, когда нас не станет. Вещи перестанут иметь большое значение, важно будет лишь то, кого мы любили, какие совершали поступки.

Я благодарна Пушкину за то, что своим стихотворением он даёт нам повод задуматься о самом главном.

20. Чему учит

Стихотворение «Цветок» учит ценить каждую минуту жизни, радоваться её красоте, любить людей и весь мир.

Источник

Стихотворение Пушкина «Цветок»: история создания и анализ

Любовная лирика Александра Сергеевича посвящена разным женщинам. Поэт откровенно рассказывал о своих чувствах и мыслях. Анализ стихотворения «Цветок» Пушкина позволяет лучше понять главную идею работы о том, что любые отношения быстротечны и нужно уметь ценить каждую минуту, проведенную вместе. В тексте также можно найти философские размышления.

История создания

Стихотворение написано в 1828 году. В это время Пушкин уже получил разрешение жить в Петербурге. Император позволил поэту вернуться из ссылки. Но Александр Сергеевич испытывал смешанные чувства.

Светская жизнь быстро наскучила ему. Поэт переживал личностный кризис. С одной стороны, он прощался с беззаботной юностью, а с другой — ему не хотелось вступать во взрослую жизнь, полную расстройств и проблем.

Исследователям творчества Пушкина точно не известно, при каких обстоятельствах было написано стихотворение. Предположительно, поэт в это время находился в усадьбе Малинники. Возможно, он просматривал книги в библиотеке и неожиданно нашел между страницами засохший цветок. Это сподвигло его написать стихотворение.

Краткое содержание

Лирический герой нашел в книжке засохший цветок, и это заставило его задуматься. Душа преисполнилась чувствами, и герой стал размышлять над тем, где и когда цвел цветок. Может, это было прошлой весной или несколько лет назад. Интересно герою и то, кто сорвал растение, знаком ли ему этот человек.

Неизвестно, зачем растение вложили между страничек. Возможно, он символизировал расставание или память о первом свидании.

Либо человек гулял ночью и увидел красивый цветок, который он решил засушить.

Герой задается вопросом, жив ли тот или та, кто вложил растение в книгу. Где эти люди и сильны ли их чувства? Возможно, что любовь тоже увяла, как цветок. У лирического героя нет точных ответов на риторические вопросы. Поэтому ему остается только размышлять.

Читайте также:  Вытянутый наудачу цветок из букета гвоздик оказался фиалкой

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре лирики, так как поэт делится своими мыслями и чувствами. Но в то же время в тексте можно найти философские размышления. Автор задается множеством вопросов и думает над тем, кто и когда сорвал цветок, зачем он это сделал и что с ним стало.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Находка героя.
  2. Размышления о цветке.
  3. Поиск ответов.

Анализ «Цветка» Пушкина позволяет выделить основную идею работы — быстротечность чувств. Люди живут и не замечают, как идут дни. То же самое происходит с любовью.

Влюбленные могут не замечать, как их чувства увядают. Поэтому нужно ценить время, которое люди проводят вместе.

Стих Пушкина наполнен риторическими вопросами. Это позволяет читателям самим дополнить историю, которая описана в произведении. В тексте преобладает грустное и нежное настроение. С одной стороны, растение символизирует любовь, с другой — указывает на разлуку.

При написании стихотворения Пушкин использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает цветок бездыханным, засохшим, забытым;
  • метафоры — автор рассказывает, как душа наполняется мечтой о лесной тени;
  • сравнение — Пушкин сравнивает увядание любви с засохшим цветком.

Лирический герой в стихотворении предстает в виде мечтателя, который не может удержаться от фантазий, когда обнаруживает в книге находку. Он начинает предполагать, что с ней связана особая романтическая история. Именно эти размышления делают находку ценной.

Герой также приходит к выводу, что иногда люди проживают целую жизнь, но после них остается только засохшее растение.

Герой также представляет образ влюбленной пары. Он размышляет над тем, кто сорвал цветок, произошло это на первом или последнем свидании, а также сохранили ли чувства влюбленные.

Но в то же время герой признает, что, возможно, не было никакой романтической истории, а кто-то просто гулял и сорвал красивое цветущее растение, после чего использовал его как закладку. В любом случае поиск ответов на вопросы выглядит, как увлекательное путешествие.

В стихотворении Пушкин талантливо соединил переживания и философские размышления. Текст хорошо передает чувство автора. Это произведение — одно из самых лиричных в творчестве Александра Сергеевича.

Источник

Анализ стихотворения «Цветок» (А.С. Пушкин)

Проведем анализ стихотворения «Цветок» (А.С. Пушкин), чтобы вместе с автором погрузиться в размышления об одном из самых значимых в жизни человека чувств – о любви. Это стихотворение относится к философской лирике поэта, хотя оно и про любовь. Но в нем автор не делится с читателями своими чувствами, не рассказывает о чьих-то отношениях. «Цветок» – это меланхоличные рассуждения поэта о скоротечности любви.

«Цветок» написано в 1828 году. В это время Пушкин уже больше года живет в Петербурге. Напечатан впервые в следующем, 1829, году в журнале «Галатея». Но Пушкин быстро пресыщается светскими вечерами, все чаще его посещают мысли о том, что пора что-то менять в своей жизни. Да и буйная юность уже осталась позади. Вероятно, такие нерадужные размышления и способствовали появлению анализируемого стихотворения.

Как можно понять из текста стихотворения, вдохновил на него поэта засохший цветок, который был найден случайно, когда автор открыл книгу.

Размышляя о том, чем был этот цветок до того, как попал в книгу, Пушкин раскрывает тему ушедшей безвозвратно любви. Цветок становится символом остывших чувств, когда-то цветущих, как несчастное растение. К своему сожалению, поэт признает, что чувства могут угаснуть, и после них останется только увядший след между страниц книги на пыльной полке. Это можно считать основной мыслью стихотворения, которая читается между строк.

Читайте также:  Процесс двойного оплодотворения происходит части цветка обозначенные рисунке цифрой

Композиция стихотворения состоит всего из одной части. Это размышления поэта о судьбе засохшего цветка. Стихотворение делится на четыре строфы.

В первой строфе лирический герой открывает забытую книгу и находит между ее листов «засохший, безуханный» цветок. Он наводит на героя, который отождествляется с автором стихотворения, на думы о прошлом цветка.

Цветок уже давно высох, поэтому от него не исходит аромата, он «безуханный», то есть без запаха. У него ломкий стебель и ломкие лепестки. Из-за того, что цветок засох, уже непонятно, какого цвета он был. Это уже давно безжизненное растение, не способное, кажется, вызвать какие-то эмоции у человека. Но только не у автора. Он видит за блеклым цветком целую историю.

Дальнейшие строфы – это множество риторических вопросов, с помощью которых автор как будто делает читателей участниками его размышлений. Он приглашает нас, как и сам он, задуматься о том, что любовь может пройти без следа.

На поверхности сюжета – история цветка. Лирический герой пытается представить, где он рос, когда, долго ли цвел и кто его сорвал? А самое главное – для чего его сорвали и положили в книгу? Также поэт задумывается, живы ли те, кто когда-то срывал цветок, держал его в руках, вдыхал его аромат. А может быть, он был предназначен возлюбленной женщине? Как бы там ни было в прошлом, но совершенно точно то, что когда-то у цветка была счастливая, насыщенная событиями жизнь, а вот теперь его участь – забвение и вечная темнота книжных полок.

Но сюжет прост только на первый взгляд. Я думаю, поэт таким образом сравнивает судьбу этого цветка с чувством. И тогда читатель видит совершенно другое в вопросах, в истории цветка. Так же, как и он, когда-то цвело от счастья чье-то чувство. Но нашелся тот, кто безжалостно сорвал цветок, то есть надругался над чувствами другого, лишил его спокойствия.

Сорванный когда-то цветок, рано или поздно завянет и поблекнет. Так же думает автор и о любви, отмеряя ей некий срок. Он может быть больше или меньше, и порой многое зависит от того, как будут беречь его. Так же и с чувством нужно обращаться бережно, чтобы оно дольше жило.

И еще одну тему затрагивает в своем стихотворении Пушкин. Не только утрата ответного чувства, но и сама жизнь меняет нас со временем. Как бы мы ни сопротивлялись, нам не избежать увядания.

Таким образом, цветок в стихотворении символизирует и любовь, и жизнь. И то и другое необходимо беречь, чтобы сохранить.

Просто, но образно создает Пушкин метафору в четыре поэтические строфы. Только Александр Сергеевич мог без лишних средств художественной выразительности раскрыть сложную философскую тему. В этом ему помогают эпитеты «засохший, безуханный цветок», «странная мечта», «чужая, знакомая рука», «нежное свиданье», «роковая разлука», «одинокое гулянье», метафоры «душа наполнилась мечтой», «сорван рукою», «лесная тень» и сравнение «как сей неведомый цветок».

Характерно и то, что стихотворение начинается со слова «цветок» и им же заканчивается. Так создается замкнутость бытия, и это отражает состояние тяжелого душевного кризиса поэта, когда он писал стихотворение. А отсутствие ответов на поставленные вопросы только подтверждает это.

Пушкин в выборе стихотворного размера верен четырехстопному ямбу, который своим удивительно слаженным ритмом помогает более эмоционально раскрыть тему стихотворения.

Пушкин не нашел ответы на важные для него вопросы. Но именно благодаря этому каждый из читателей сам может ответить на них. Неоспоримо только одно: не стоит тратить свои чувства и жизнь попусту. Нужно бережно и с благодарностью относиться к каждому прожитому дню и уважать чувства других людей.

Источник

Adblock
detector