Меню

Анализ стиха цветок некрасов

Краткий анализ стихотворения «Цветок» (Цветок засохший…) по плану

1. История создания

Стихотворение «Цветок» написано Пушкиным в 1828 году, через полтора года после возвращения в Петербург из Михайловского. Это время принято считать переломным в жизни поэта.

Проведя более 2-х лет в уединении северной ссылки, Пушкин пересмотрел свои взгляды на мир, обрёл новые творческие установки и нравственные ценности.

В стихотворении «Цветок» наметился поворот к философской лирике, а также – к характерным для всей поздней лирики поэта мотивам быстротечности человеческой жизни.

2. Литературное направление

Произведение проникнуто духом сентиментализма. Само обращение к образу цветка и уподобление его человеческой жизни отсылает читателя к сентиментальной традиции.

Поэт размышляет о судьбе неизвестных ему людей, их мыслях, чувствах, переживаниях. Предмет его размышлений – тонкая духовная ткань человеческих отношений.

3. Род

Стихотворение являет собой образец философской лирики. Ему присуща камерность, эмоциональность, обращённость к внутреннему миру человека.

4. Жанр

По форме «Цветок» представляет собой элегию.

Стихотворение выполнено в слегка минорной тональности задумчивого размышления.

5. Проблематика

Основная проблема, затронутая в произведении – хрупкость бытия.

Время и обстоятельства срывают человеческие жизни, словно благоуханные цветы, обречённые на забвение.

«Безуханный» цветок становится символом отцветшей человеческой жизни, не оставившей о себе воспоминаний.

6. Тематика

В стихотворении звучит тема конечности человеческой жизни, хрупкости всего земного.

Автор напоминает нам о ценности каждого мгновения, неслучайности каждой встречи.

7. Идея

Идея стихотворения «Цветок» состоит в том, что всё земное быстро проходит, забывается, подобно красоте и аромату сорванного цветка. Человеческая жизнь – одно мгновение по сравнению с вечностью.

8. Пафос

Стихотворение написано в упоении печалью от созерцания засохшего цветка.

Сожаление о его молодости сродни тоске автора по собственной утраченной юности. Кажется, что поэтом движет грустная мысль о краткости отмеренного людям срока.

9. Система образов

Стихотворение построено на образе цветка, обнаруженного лирическим героем между страниц книги. Поэт называет его «засохшим», «безуханным», «забытым», «неведомым».

Задавая вопросы о судьбе цветка, он постепенно начинает искать следы сорвавшей его руки и думать о тех, кому был дорог цветок.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – увядший цветок, герой и героиня.

Возникают образы неизвестных мужчины и женщины, которых могла связывать неуловимая тайная цветка.

«Он» и «она» лишены портретных и психологических характеристик, автор лишь предполагает, что цветок мог быть подарком при свиданье или разлуке, спутником на одинокой прогулке. Всех троих (цветок, «его», «её») ждёт один удел: забвение.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – поэт-мечтатель, в душе которого находит отклик каждое впечатление бытия.

Незаметная деталь – сухой цветок – становится в его сознании поводом для написания философского стихотворения о смысле жизни. Это говорит о чувствительности поэта, его отзывчивости, открытости и душевной уязвимости.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. Автор находит в старой книге засохший цветок и пытается представить себе, где он рос, кем и для чего был сорван.

Затем его мысли переносятся к возможным героям драмы, возникает образ любви, символом которой мог стать цветок.

Стихотворение заканчивается предположением о том, что придуманные поэтом герои уже «увяли», подобно цветку. Любая история имеет свой конец, и только живое воображение поэта может её воскресить.

13. Композиция

Стихотворение обладает линейной композицией.

  • Первая строфа повествует о нахождении цветка.
  • Вторая содержит в себе вопросы о его судьбе.
  • В третьей – мысль автора обращается к людям, для которых цветок был не просто растением.
  • Четвёртая строфа содержит вывод, сформулированный в виде вопроса-предположения.
Читайте также:  Сколько цветок может прожить без земли

14. Рифма, ритм, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Для него характерна перекрёстная рифмовка (АВАВ).

Встречаются простые и сложные, точные и неточные, мужские и женские рифмы.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения помогает создать образ тихого увядающего растения.

Поэт использует аллитерации с «з», «ц», «с», «ш», «х», благодаря которым кажется, будто слова шелестят и похрустывают, словно страницы пожелтевшей книги или лепестки засохшего цветка, царапающие бумагу.

Ассонансы с «о», «ы», «и», «у» усиливают настроение тишины и печали.

В стихотворении преобладают вопросительные предложения. Поэт задаёт самому себе вопросы. Он не знает наверняка, но лишь предполагает, какой была судьба цветка и тех, кто его сорвал.

Лексика стихотворения сочетает общеупотребительные слова со слегка устаревшими лексемами («безуханный», «сей»). Такое переплетение стилистических особенностей выражает идею о связи прошлого с настоящим.

16. Средства художественной выразительности

Стихотворение построено на образных определениях: «цветок безуханный», «мечтою страной», «неведомый цветок». Обилие прилагательных подчёркивает элегический характер произведения.

Важной особенностью текста является использование олицетворения (цветок представлен как живое существо) и овеществления («Иль, может быть, они увяли…»).

Сначала цветку приписываются свойства умершего человека: он забытый, бездыханный. Для чего и кем он был сорван? Пушкин пытается представить этих людей, но приходит к неожиданному выводу: они и сами подобны цветам, так как судьба сорвёт их своей безжалостной рукой и также предаст забвению.

17. Значение произведения

Стихотворение «Цветок» намечает поворот к глубинным философским вопросам в поздней лирике Пушкина. Кратко и просто оно напоминает о скоротечности жизни и хрупкости всего земного.

18. Актуальность

Жизнь и смерть будут волновать людей столько, сколько им суждено прожить.

Стихотворение «Цветок» всегда будет актуально, так как каждый человек задумывается о том, как быстро всё проходит, пытаясь ухватиться за отдельные образы, воспоминания, мгновенья.

19. Моё отношение

Это стихотворение глубоко запало мне в душу. Оно наполнено искренней печалью и тревогой. Поэта волнует краткость земного пути.

Я нередко думаю о том, для чего мы живём, что останется после нас, что будут вспоминать люди, когда нас не станет. Вещи перестанут иметь большое значение, важно будет лишь то, кого мы любили, какие совершали поступки.

Я благодарна Пушкину за то, что своим стихотворением он даёт нам повод задуматься о самом главном.

20. Чему учит

Стихотворение «Цветок» учит ценить каждую минуту жизни, радоваться её красоте, любить людей и весь мир.

Источник

Н.А. Некрасов – стихотворения о любви, полный анализ

Николай Алексеевич Некрасов писал стихотворения на разные темы, но особое место занимают стихотворения о любви, полный анализ которых поможет лучше понять мысли автора. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который будет полезен при изучении лирики поэта.

Тему любви в своих произведениях автор раскрывает очень своеобразно. Он раскрывается как новатор в художественном плане. Его творчество отличалось от его предшественников, которые изображали любовь в те моменты, когда она только расцветала и была прекрасна. Некрасов же показывает и другую часть любовных чувств, избежать которые не удается никому, как например в произведении «Мы с тобой бестолковые люди…».

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова

Сколько у меня было души, страсти,

характера и нравственной силы –

Читайте также:  У волшебных цветков разноцветиков лепестки могут быть

все этой женщине я отдал, вce она взяла…

Мы привыкли видеть Николая Алексеевича как поэта глубоко гражданского, который рассказывал о жизни простого народа, а так же поднимал проблемы, с которыми сталкивалось общество. Но если углубиться в его творчество, то можно отметить, что его перу принадлежат глубокие философские стихотворения на любовные темы. Эти стихотворения были объединены в «панаевский цикл».

«Панаевский цикл»

История этих произведений начинается с периода его отношений с А.Я. Панаевой, которая была гражданской женой поэта. Их совокупность образует некий дневник, состоящий из лирических произведений поэта. В них он запечатлел все свои чувства и эмоции, которые испытывал к этой женщине.

В данном цикле мы можем наблюдать, что отношения лирического героя с его возлюбленной преподносятся в форме мучительного диалога двух личностей, равных между собой. Они являются свободными и независимыми, но при этом очень ранимыми. В них присутствуют и ссоры, и недопонимания, которые возникают на бытовом фоне.

Автору удалось передать всю сложность женского характера, доброго от природы, но пострадавшего от жизненных испытаний. Отсутствие внутренней гармонии и становится причиной срывов, и необдуманных поступков.

Мы можем наблюдать то, что Некрасов первым создал женский характер и раскрыл его многогранность в своих стихотворениях. Причем ушел от стандарта, и показал не только положительные стороны, а и отрицательные. Он показал те чувства, на которые способна женщина, но о которых принято было молчать. Это и самоотверженность с жестокостью, любовь с ревностью, а так же другие неожиданные проявления личности. Она страдает сама и заставляет страдать других – вот тот образ, который осветил Некрасов в своем творчестве.

«Я не люблю иронии твоей»

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» уже с первой фразы раскрывается характер обоих партнеров, а так же показана сложность их любовных отношений.

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Не торопи развязки неизбежной!

Во всем цикле балансирует огромное чувство любви с проблемами повседневности. Автор не боится показать любовь в весьма непривычном свете, раскрывая все тягости быта и повседневности. Здесь нет романтичности, к которой мы так привыкли. Он показывает любовь как тяжелый труд двух любящих людей.

Лирику Некрасова неоднократно называли «прозой любви». В своих произведениях Некрасов раскрывает другую сторону отношений – он показывает ревность, самоутверждение, самоугрызение и порывы страстей, которые царят «за закрытыми дверями».

Каждое вступление Некрасова – это начало очередного спора, ссоры, выяснения отношений. Это видно даже из названий его произведений: «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка, милая моя…». В цикле его произведений постоянно встречаются многоточия. Автор ими заканчивает свои произведения. Таким образом он показывает, что ситуация не исчерпана до конца, а продолжение обязательно будет.

Да, данный роман был непростым, в нем было много трудностей, а а закончился он расставанием. Но в своем «панаевском цикле» он прославил любовь и свою любимую женщину, которая в определенный период жизни поддерживала и вдохновляла его.

Мы на один алтарь сложили —

Лирика поэта отличается своей оригинальностью. Вроде как он взял самую распространенную и вечную тему, но сумел донести её совершенно по-другому, оригинально. Он показывает свой взгляд на взаимосвязь мужчины с женщиной, а так же без приукрашения показывает все сложности и специфику данных отношений. Так же Некрасов раскрывает значимость любви в жизни каждого из нас.

Читайте также:  Как описать комнатный цветок

«Мы с тобой бестолковые люди»

Что же касается личной жизни поэта, то она была очень странной, люди её не понимали и пытались даже насмехаться. Некрасов с молодых лет был влюблен в А. Панаеву, которая на момент их знакомства состояла в браке. Некрасову удалось добиться её расположения лишь в 1846 году, после чего он начал проживать с супругами в одном доме.

Этот роман развивался очень необычно, из-за чего постоянно возникали ссоры, скандалы и недопонимания. Плюс ко всему оба влюбленных имели весьма вспыльчивый характер, поэтому для скандала хватало даже самого незначительного события. Но после любого выяснения отношений влюбленные мирились, и начинали жить какое-то время спокойно.

В 1851 году Некрасов пишет свое произведение под названием «Мы с тобой бестолковые люди…», в котором описывает их достаточно сложные отношения.

Некрасов именно так и относится к самому себе и своей любимой, поэтому неудивительно, что общество так же считает их «бестолковыми людьми». Супруг А. Панаевой был в курсе того, что между его женой и Некрасовым состояла любовная связь. Стоит вспомнить, что данные события происходили в то время, когда подобные отношения в обществе вызывали шок. Но поэту было все равно на отношение общества к его личной жизни.

Поэт просит любимую, чтобы она не держала в себе раздражение и недовольство, а сразу давала волю своим чувствам. Он прекрасно понимал, что если эмоции не выплеснуть изначально, то это чревато серьезным скандалом в будущем.

Хоть супруг и был в курсе происходящего, все же они не позволяли выяснять свои отношения в его присутствии. Скандалы и ссоры начинались в тот момент, когда они оставались один на один. Поэт даже получал своего рода удовольствие от ссор, поскольку знал, что за любым скандалом последует примирение. Именно в этом он и видел искренность и взаимность чувств.

В данном стихотворении, которое смело можно назвать образцом любовной лирики поэта, отображены все глубочайшие переживания поэта, которые он выплескивает на бумагу.

«Тройка»

Творчество Некрасова богато не только на любовную лирику, он так же воспевал долю русских женщин, которыми неустанно восторгался. Да и было чем. Они были красивы, хозяйственны, но, к сожалению, наказаны судьбой.

Хорошим примером является его произведение «Тройка», которое он пишет в 1846 году. В это время на Руси еще было крепостное право, поэтому судьба русских женщин была очень и очень нелегкой. С самых ранних лет они трудились наравне с взрослыми.

Но не все красавицы соглашались мириться с участью, которая выпала на их долю. Они продолжали мечтать и верить в сказку, в которой обязательно присутствовал принц. Поэтому, когда мимо проезжала тройка с кучером, в которой находился молодой барин, каждая из них принималась мечтать, что возможно в одной из них находится её судьба.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Источник

Adblock
detector